Рубрики Блоги

Metro Exodus. Послесловие

Опубликовал
Олег Данилов

На страницах ITC.ua уже имеется рецензия на шутер Metro Exodus, в этом же блоге я хотел обратить ваше внимание на некоторые интересные особенности игры, которые, возможно, не сразу бросаются в глаза. И предлагаю обсудить их, а также ваши впечатления от шутера, в комментариях. И да, ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ.

Большой неожиданностью для меня стало то, что многие игроки не знают, что у Metro Exodus, как и у всех игр Андрея Прохорова и его команды, начиная со S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, как минимум два окончания. В первом S.T.A.L.K.E.R. было пять фальшивых и два истинных финала, в Metro 2033, Metro: Last Light и Metro Exodus по два окончания, условно хорошее и условно плохое.

Причем окончание, которые вы получите, зависит не от выбора в диалогах, как в большинстве ролевых игр, не от решения в самом финале игры, как в пресловутой цветной концовке Mass Effect 3, а от множества ваших действий на протяжении всей игры. Будете ли вы убивать невинных, запутавшихся жителей, или постараетесь пройти эти участки в stealth-режиме, просто оглушая противников. Станете ли вы стрелять по сложившим оружие врагам, будете ли помогать отрицательным персонажам, попавшим в беду.

Эта механика — уникальная фишка 4A Games, по какой-то причине не используемая другими разработчиками, в тех же ролевых играх, например. 4A Games пытаются заставить игрока взять на себя ответственность за свои действия, а не бездумно стрелять во все, что движется. По ходу игры разработчики Metro Exodus, устами второстепенных персонажей, несколько раз прямым текстом говорят игроку: «Подумай, прежде чем стрелять», «Прояви милосердие».

Онлайн-курс "Excel та Power BI для аналізу даних" від robot_dreams.
Навчіться самостійно аналізувати й візуалізувати дані, знаходити зв’язки, розуміти кожен аспект отриманої інформації та перетворювати її на ефективні рішення.
Детальніше про курс

Интересно, что в отличие от уже упомянутой Mass Effect 3, все ваши действия в последнем акте Metro Exodus, а это как минимум 3-4 часа игры, уже никак не влияют на концовку. Людей в Мертвом городе нет, убивать можно только монстров, так что баланс уже подведен, герой должен получить в конце пути то, что заслужил.

Эмоционально и визуально плохая концовка сильнее хорошей, но я, честно говоря, почти с самого начала, с момента пропажи Ани на уровне Волга, ожидал, что в игре будет еще и третья концовка, совсем плохая. Та, в которой Артем вернулся из НИИ, но не нашел лекарства либо оно не помогло. Это был бы очень закономерный итог путешествия, но, видимо, сценаристы не решились на столь радикальный финал, который, с большой долей вероятности, вызвал бы гнев игроков.

Возвращаясь к уровню Мертвый город. Это, по мнению всех, с кем я обсуждал игру, самый сильный момент Metro Exodus. Артем по сути спускается в ад, из которого сбежал, в прямом смысле слова идет по трупам, чтобы спасти свою любимую. Да, это прямая отсылка к классическому мифу об Орфее и Эвридике. А еще это перифраз нескольких моментов из игры Spec Ops: The Line – проход капитана Уокера через сгоревший по его вине лагерь беженцев и галлюцинации Уокера перед самым финалом игры. Metro Exodus, как и Spec Ops: The Line, антивоенные по своей сути произведения, так что такая близость визуальных образов вполне закономерна.

Интересна общая структура уровней Metro Exodus, которая отлично работает на повествование. За полностью линейным уровнем в Москве Артем и его товарищи вырываются на свободу, получают возможность ходить куда хотят и делать что хотят. Но, тем не менее, это еще не полная свобода, уровень Волга – это вытянутая кишка с несколькими ответвлениями, создающими ощущение открытого мира. Открытый мир пьянит, но недолго: игрока и персонажей, из-за узколобости Мельника, опять загоняют под землю в Ямантау. Снова абсолютно линейный уровень и никакой свободы. Затем Каспий, уже в полном смысле открытый мир, со множеством точек интереса, возможностью передвигаться на транспорте, побочными заданиями и т.д. Пленники метро наконец-то вырвались на простор… Но не тут то было, Тайга – это снова почти линейный уровень. Да, некоторые локации здесь имеют обходные пути, их можно пройти в разном стиле, но в целом – это путешествие из точки А в точку B. Ну а затем вас ждет полностью линейный Мертвый город, где всю свободу, к которой персонажи игры так стремились, отбирают, снова загоняя героя в столь ненавидимое им метро. Отличные, очень явные аллегории, великолепный пример дизайна, подчиненного требованиям сюжета.

Metro Exodus достаточно обоснованно ругают за слишком прямолинейные, просчитываемые заранее сюжетные ходы, но тут стоит понимать, что Exodus – это в том числе и политический манифест Дмитрия Глуховского, направленный против российской правящей верхушки. Отсюда здесь и очень очевидные намеки на «людоедскую власть», на нефтяников-рабовладельцев, прямые призывы к революции. Кажется, Глуховский намеренно пользовался очень простыми приемами и словами, чтобы донести до российской молодежи, до подчеркнуто аполитичных геймеров, свои мысли: война, любая война, это плохо; российская власть – людоеды, которых пора валить. Не знаю, насколько его план удался, но часть российских игроков обвинила Exodus в русофобии, кроме того, игру пропесочили на государственном ТВ. С другой стороны, часть игроков считает Metro Exodus прорусской игрой, сделанной с большой любовью к российской действительности. Кажется, это эффект искажения восприятия.

Интересное наблюдение можно сделать, обратив внимание на дизайн помещений и предметов быта в игре. Согласно сюжету романа «Метро 2033», ядерная война произошла в 2013 г., но, судя по плакатам на стенах, по компьютерам, предметам домашнего обихода, книгам и т.д., этот мир застрял где-то в конце 80-х начале 90-х годов прошлого века. Кажется, это намеренный ход разработчиков, приближающий время начала войны к тому периоду, когда это действительно могло произойти. Авторам Metro Exodus удалось до жути точно передать почти забытый современным поколением, но хорошо понятный выросшим во времена Холодной войны страх ядерной войны. То чувство, которое вернулось к украинцам летом 2014 г. На самом деле в Metro Exodus можно заметить даже некоторое сходство с повестью Вячеслава Рыбакова «Первый день спасения» и фильмом «Письма мертвого человека» (1986) на ее основе.

Еще одно интересное наблюдение касается роли женщин в Metro Exodus. Во-первых, все они — однозначно сильные персонажи, которые могут принимать самостоятельные решения и постоять за себя. Во-вторых, женщины в Metro Exodus являются, по сути, живой совестью игры, катализаторами и движущей силой сюжета. Именно Аня, Катя, Настя, Гюль, Оля и даже оставшаяся за кадром Люда гонят Артема и его спутников вперед. Именно они пытаются отговорить Артема от ненужных убийств, подталкивая игрока к хорошей концовке.

Кстати, о концовках. Согласно статистике Steam, которую можно экстраполировать на другие платформы, из числа игроков, закончивших Metro Exodus, хорошую концовку получили примерно 75%. Очень неплохой на самом деле результат, который говорит, что геймплейные механики, придуманные 4A Games для стимуляции игроков выбрать умный способ прохождения, отлично работают. А вот то самое, вызвавшее гнев российских «журналистов», достижение «Декоммунизация», которое можно было заработать, отстрелив голову памятнику Ленина на уровне Тайга, на текущий момент получили всего лишь 18,5% игроков.

Если говорить о других нестандартных для шутеров дизайнерских решениях, которые отлично работают в Metro Exodus, то это все, направленное на погружение в игру. Заклеивание разбитой маски противогаза, смена фильтров, протирание стекла, зарядка фонарика, подкачка пневматики, зажигалка, компас, карта, чистка оружия и т.д. Все то, что создатели других шутеров просто игнорируют, оставляя разве что перезарядку оружия, 4A Games намеренно подчеркивает и выпячивает, добавляя в игру реализм, помогая проникнуться атмосферой. На эффект погружения работает и отсутствие HUD. Удивительно, но ничего этого нет ни в других AAA-шутерах, ни даже в играх, которые называют себя симуляторами. Впечатляющее внимание к деталям, заслуживающее аплодисментов.

Еще одна интересная фишка, помогающая погрузиться в мир игры – NPC, которые готовы поговорить с тобой, прокомментировать ситуацию, высказать свое мнение. Нужно только побродить по «Авроре» во время интермедий Весна, Лето и Осень, и вы услышите много интересного — стоит только захотеть слушать. Интересно, что в отличие от других игр, чтобы начать разговор, вам не нужно активировать персонажа, они сами начнут общение, как только вы задержитесь рядом на какое-то время. Скажу честно, я порой останавливался рядом с другими спартанцами, чтобы просто послушать их, например, тот же Идиот говорит очень неглупые вещи.

На самом деле, мы, кажется, немного зажрались и не понимаем, насколько Metro Exodus глубокая, сложная, сделанная с огромным вниманием к деталям и с огромной любовью игра. Спасибо, 4A Games.

Если вы вдруг пропустили все эти важные мелочи в Metro Exodus, а пробежали игру как обычный шутер, мне искренне вас жаль. Что ж, на днях вышел большой патч с новым режимом Игра+ и украинской озвучкой. Чем не повод пройти игру еще раз?

Disqus Comments Loading...