20 компаний-гигантов, которые правили интернетом – с конца 1990-х и до сегодня
В 1998 году большинство сайтов были новостными агрегаторами или легко понятными поисковиками. На сегодняшний день бренды часто распределены между многими форматами, например, сайтами и мобильными приложениями, либо множеством сервисов и суббрендов, как у корпорации Meta.
Благодаря данным рейтинга ComScore ниже воочию можно увидеть – кто эволюционировал с момента создания, а кто навсегда канул в интернетовскую Лету.
Для миллионов людей конца 90-х культовый компакт-диск AOL стал ключом, открывшим дверь во всемирную паутину. На пике своего развития примерно 35 миллионов человек пользовались Интернетом с помощью AOL и компания подняла пузырь доткомов до головокружительных высот, достигнув оценки в 222 миллиарда долларов в 1999 году.
Бренд никогда полностью не исчезал из видимости: компания продолжала развиваться, пока ее вместе с Yahoo не приобрела Verizon. Последняя также возлагала большие надежды на компанию под названием Oath, которая превратилась в «третий вариант» для рекламодателей и пользователей, которым надоели Google и Facebook. К сожалению, эти амбиции не оправдались.
В 2019 году Oath была переименована в Verizon Media, а в 2021 году снова была продана.
В момент, когда интернетом начали пользоваться уже намного больше людей – появились веб-хостинги AngelFire и GeoCities. Последний, в частности, оказал огромное влияние на ранний интернет, разместив миллионы веб-сайтов и предоставив людям возможность реально участвовать в создании онлайн-контента.
Название службы — «GeoCities» — связано с тем, что сайты пользователей были сгруппированы по «виртуальным городам», которые были названы на основе реально существующих. Если физически собрать все это сообщество «домашних» страниц — получился бы третий по величине город в Америке после Лос-Анджелеса.
Хостинг оказалось под угрозой полного уничтожения, когда Yahoo окончательно закрыла GeoCities в 2009 году, но, к счастью, некоммерческая организация Архив Интернета открыла страницу «GeoCities Special Collection 2009», на которой можно было запросить архивацию какого‐либо из множества сайтов, хранящихся на GeoCities.
Amazon.com была создана в 1994 году американским предпринимателем Джеффом Безосом, тогда она мало чем походила на сегодняшнюю крупнейшею в мире платформу электронной коммерции.
Все начиналось с онлайн-продажи книг, к которым постепенно начали добавлять другие товары: электронику, видеоигры, мебель, еду и ювелирные изделия. Сотрудники компании работали сутки напролет и ночевали в машинах, а люди активно подхватили и полюбили идею продаж в интернете, привыкнув к такому шоппингу окончательно.
«Amazon.com стал самым успешным продавцом в Интернете» — гласит заголовок Нью-Йорк Таймс в 1998 году.
Бренд Meredith вряд ли вызовет какие-либо эмоции у людей, который услышат это название. Однако когда-то компания контролировала многие из самых популярных журнальных брендов США (People, AllRecipes, Martha Stewart, Health и т. д.), включая их цифровые версии. Meredith также владела множеством местных телевизионных сетей.
После приобретения культового Time Inc. в 2017 году Meredith стала крупнейшим издателем журналов в мире.
Однако с тех пор компания продала многие из своих наиболее ценных активов (Time, Sports Illustrated, Fortune). В декабре 2021 года Meredith объединилась с Dotdash IAC.
Когда у людей возникают животрепещущие вопросы, они все чаще обращаются за ответами в интернет, но разнообразие таких источников сокращается. Еще в 2013 году About.com, Ask.com и Answers.com были одними из крупнейших веб-сайтов в Америке. Однако сегодня Google, похоже, закрепил за собой статус универсального источника ответов.
Умные колонки и голосовые помощники продолжают появляться на рынке, тем самым активизируя интерес к поисковым запросам в Google — поэтому вряд ли он столкнется с конкуренцией со стороны какой-либо компании, не вошедшей в эти топ-20.
Социальные сети давно переросли свою стадию «попробую ради интереса», и стали глобальной цифровою нитью, которая соединяет людей по всему миру. В то время, как Facebook быстро вошел в топ-20 к 2007 году, другим брендам, основанным на социальных сетях, потребовалось больше времени, чтобы превратиться в интернет-гигантов.
Twitter и Snapchat, например, присоединились к списку только в 2018 году.
Сегодняшних интернет-гигантов не сравнить с лидерами двадцатилетней давности. Многие из компаний в топ-20 управляют многочисленными платформами и потоками контента, хотя их названия могут быть незнакомы для нас.
Например, Mediavine и CafeMedia представляют собой службы управления рекламой. Другие управляют распространением музыкального контента или, как Hearst управляют группой более мелких медиа-ресурсов. И наконец технологические гиганты.
Примечательно, что и в 1998 году три из пяти ныне лучших веб-ресурсов входили в топ-20. В быстро развивающейся цифровой экосистеме это потрясающая стойкость.
Источник: Visualcapitalist