Скриншот
Сразу предупреждаем, не повторяйте это. Также лучше не делать этого случайно. Jeguetelli из Reddit провел интересный, но неприятный эксперимент с лидаром.
Лидар — сокращение от Light Detection and Ranging (определение расстояния и диапазона света). Устройство служит в авто с автопилотом для определения окружающих объектов. Датчики излучают постоянный поток инфракрасных лучей для измерения расстояния, компьютер использует данные для создания 3D-реконструкции окружения. Люди не видят лучи из-за их длины волны, но камеры чувствительны к ним.
Когда камера фокусируется на датчике, закрепленном на крыше Volvo EX90, на изображении появляется созвездие разноцветных точек, именно там, где были заметны вспышки лидара. И это не блик или какой-то цифровой эффект — это физическое и необратимое повреждение камеры.
«Никогда не снимайте на видео новую Ex90, потому что вы сломаете камеру своего мобильного телефона. Лазеры лидара сожгут вашу камеру», — пишет Jeguetelli.
Да, датчики камер можно повредить, но только если снимать вблизи, или же использовать длиннофокусный (узкоугольный) объектив. На видео можно заметить, что повреждение исчезает, когда камера удаляется — она переключаться на неповрежденный широкоугольный объектив. Производители, в частности Volvo, предупреждают о возможном о повреждении в инструкциях, но не все их читают.
Издание Futurism вспоминает, что в 2019 году Ars Technica писала о случае, когда инженер разработки беспилотных автомобилей обнаружил, что сенсор его камеры Sony стоимостью $2000 вышел из строя после посещения выставки CES, где он снимал автомобили, оснащенные лидарами.
Но не следует волноваться за собственные глаза — лучи автомобильных лидаров для них безвредны. Конкретно лидар Volvo использует лазеры с длиной волны 1550 нм, они даже не могут достичь сетчатки
Напомним, Tesla не использует лидары, зато для определения окружения авто Илона Маска пользуются камерами. Потенциально это может создавать опасную ситуацию на дороге, но эксперименты дают противоречивые результаты.