NASA все больше полагается на частную космическую компанию SpaceX Илона Маска в реализации амбициозной лунной программы «Артемида» — на днях американское космическое агентство сообщило, что выбрало будущий космоплан Starship (точнее его специальную версию, модифицированную под полет и посадку на Луну). Луна. Речь о миссии «Артемида-4»/Artemis-4.
Несмотря на то, что SLS в конечном итоге обошла Starship — 16 ноября многострадальный долгострой NASA (первый запуск, первоначально намеченный на 2016 год, переносился более 20 раз, а общие расходы на ракету выросли с 6 до 23,8 миллиарда долларов) впервые взлетел в космос в пределах миссии Артемида-1, отправив корабль Orion в беспилотный облет Луны (если все пойдет по плану, то уже 11 декабря он вернется на Землю) — именно Starship, как известно, в пределах предстоящей миссии «Артемида-3» (она состоится не ранее мая 2024 года) должен вернуть американцев на Луну (и ни один Джефф Безос этому не помешает). Если интересно, подробнее о SLS, отобравшей у Falcon Heavy титул самой большой и мощной РН среди ныне эксплуатируемых, мы рассказывали в отдельном материале, а главные вехи развития программы «Артемида» упоминались здесь.
Ранее NASA поручило SpaceX доставку на Луну первого со времен Apollo экипажа в пределах уже упомянутой миссии Artemis 3
Сумма первоначального контракта SpaceX с NASA в пределах «Артемиды» составляет $2,9 млрд. За доставку экипажа в пределах Artemis-4 компания Илона Маска дополнительно получит еще 1,15 млрд. Для сравнения, стоимость запуска SLS — $2,2 млрд, а всего миссии Артемида-1 — $4,1 млрд. Официально перенос Artemis-3 пока не был, однако главный аудитор NASA Пол Мартин в августе признал, что вероятнее всего миссия Artemis 3 состоится не раньше 2026 года, а Artemis 4 — не раньше 2027 года. Причины те же — технологические трудности и нехватка финансирования. От графика отстает как разработка скафандров xEMU (они будут готовы не раньше апреля 2025 г.), так и разработка лунных посадочных модулей HLS (читай: Starship).
15 ноября SpaceX провела огневые испытания первой ступени ракеты Starship с 14 двигателями (до сих пор такие тесты проводились максимально с семью двигателями ). 14 двигателей Raptor 2 на прототипе Heavy Booster 7 выдали тягу 3220 тс — это больше стартовой тяги Falcon Heavy, которая составляет 2326 тс. Теоретически Super Heavy в полной конфигурации с 33 двигателями сможет выдавать тягу до 7590 тс. Это более чем вдвое превышает возможности текущего рекордсмена – знаменитую ракету NASA Saturn V.
Гендиректор Илон Маск после тестов заявил, что через еще одно-два испытания ракета будет готова к первому орбитальному полету — есть большие шансы, что он состоится до конца 2022 года. Детальнее — в отдельном материале по ссылке ниже.