Индийцы, заплатившие за предзаказ Tesla по $1000 в 2016 году, не получили авто — но и деньги вернуть не так просто

Опубликовал Катерина Даньшина

В апреле 2016 года Tesla открыла сайт предварительного бронирования для Индии, однако до сих пор не продает электромобили в стране, которая является третьим по величине авторынком в мире.

Одним из первых оплатил бронирование авто Вишал Гондалл — генеральный директор медицинского стартапа GoQii и давний фанат Илона Маска. На то время услуга стоила $1000 и мужчина не пожалел денег, хотя никакой ясности относительно того, начнет ли Tesla поставлять авто в Индию не было. После 7 лет тщетного ожидания Гондалл решил в конце концов отменить бронирование — и это было начало еще одного испытания. Полгода мужчина засыпал письмами Tesla и не получал ответа — возмещение в конце концов поступило, однако никаких извинений клиент не услышал.

По данным Rest of World, Вишал Гондалл — не единственный, кто попал в подобную ситуацию. Некоторые говорят, что из-за тщетного ожидания разочаровались в Tesla и в конце концов переключились на других производителей электомобилей, однако самые преданные фанаты продолжают ждать свою «прелесть».

«Было бы странно сказать, что я сделаю это снова», — говорит Амит Бхавани, основатель технического блога PhoneRadar, который забронировал Model 3 в 2016 году. «Если я увижу выставочный зал в Гайдарабаде с надлежащим сервисным центром, то возможно. Но я больше не буду доверять Маску».

Бхавани также получил свои средства не сразу — ускорению поспособствовало его видео на YouTube об отмене заказа Tesla. Он также описал свои проблемы в нескольких публикациях на X.

«Кто-то просто поставил меня впереди очереди и вернул деньги, чтобы я молчал», — сказал он. «Я узнал, что обычные люди, которые отменили бронирование, не получили деньги, а только влиятельные люди или люди с синей галочкой на тот момент».

В 2016 году решение Tesla об открытии предварительного бронирования Model 3 в Индии было воспринято с большим волнением. За несколько часов несколько известных технических и бизнес-лидеров страны забронировали авто и сообщили об этом в социальных сетях. С тех пор Маск называл каждый раз новые даты захода компании в Индию: лето 2017-го, 2019 год, и «по возможности» в середине 2023 года.

Tesla даже зарегистрировала индийскую дочернюю компанию в Бенгалуре в январе 2021 года, но официального канала для покупки автомобиля Tesla непосредственно в стране до сих пор нет.

Когда в начале 2024 года Маск объявил о своем плане посетить Индию, многие ожидали, что Tesla наконец-то снова заговорит о производстве в стране. Однако всего за два дня до запланированной поездки Маск отменил ее, а через неделю уехал в соседний Китай.

«Люди, которые оформили бронирование примерно 8 лет назад — не те, кто волнуется о сумме в $1000», — сказал Югал Джоши, партнер международной исследовательской компании Everest Group.

Джоши добавил, что задержки в инвестициях (по слухам, в производство автомобилей и создание гигафабрики) и недавняя отмена поездки Маска в Индию в сочетании с его «близостью к Китаю» усложняют ситуацию в и без того неопределенной среде.

Еще несколько лет назад веб-сайт Tesla показывал кнопку отмены, когда потенциальный клиент входил в систему, однако эту опцию сейчас убрали и заменили идентификатором электронной почты, говорит соучредитель интернет-сообщества Tesla Club India Никила Чаудхари. Сообщество имеет более 18 600 подписчиков на X и, среди прочего, занимается тем, что помогает людям отменить бронирование на электромобили Tesla. Иногда приходится охотиться на сотрудников автопроизводителя в LinkedIn, чтобы отозвать заявку.

Варун Кришнан, основатель технического блога FoneArena, утверждает, что является первым человеком, который забронировал Model 3 в Индии. Он рассказал Rest of World, что получил возмещение в размере $1000 в январе 2022 года после нескольких месяцев общения с сотрудниками Tesla в Гонконге и Калифорнии.

Возврат Tesla с поправкой на инфляцию должен составить $1300 в 2024 году, однако компания возвращает по $1000.

«Мы шутим о том, сколько бы стоили эти $1000, если бы мы вместо этого инвестировали в акции Tesla», — сказал Гондал, который сейчас ездит на Audi e-tron.

В апреле 2016 года акция Tesla стоила $16 за штуку, а сейчас выросла в 10 раз.

В течение многих лет главной проблемой Tesla в Индии была непомерная импортная пошлина, которая почти удваивает цены на автомобили. 15 марта правительство Индии предложило уменьшить ее на 15% — на автомобили стоимостью $35 000 при 8 000 единиц в год, если производители наладят местное производство в течение трех лет.

Илон Маск на встрече с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в США, 20 июня 2023 года. Фото: Бюро информации для прессы Индии

Согласно отчету Financial Times, Tesla планирует отправить сотрудников из США для поиска места создания гигафабрики в Индии стоимостью до $3 миллиардов. Также компания «ищет либерализованный режим пошлины», говорит Махеш Мурти, основатель фонда венчурной компании Seedfund и компании цифрового маркетинга Pinstorm. Мерти предварительно забронировал две Model 3 в 2016 году, но не добивался возмещения, поскольку считает, что Tesla оптимистично настроена в отношении Индии, просто обстоятельства пока не складываются. По словам Мерти, члены Общества индийских производителей автомобилей «интенсивно лоббировали недопуск Tesla».

Анкур Бисен, старший партнер консалтинговой фирмы Technopak, говорит, что рынок находится в несколько ином состоянии, чем тогда, когда Tesla планировала войти в индийскую экосистему.

«2016 год был совершенно другой эпохой в отношении зрелости электромобилей. Кроме Tesla, мы никого не знали».

По словам Югала Джоши из Everest Group, одержимость индийцев Tesla согласуется с мировой тенденцией. Он сказал, что компания «опережала свои аналоги минималистичным дизайном, функциями, внедрением технологий и сосредоточенностью на опыте вождения».

«Владелец Tesla может выглядеть круто и выделяться. Люди с деньгами могут потратить целое состояние только на эти два аспекта».

По материалам Rest of World

Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.

Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.