Eight men of different ages clothes and styles (businessman, creative, geek etc.) working in the cloud with their laptops, smartphones and tablets. Near each character an internet and social media icon.
«Работайте хоть в постели, хоть на пляже, главное – результат» — такое объявление лет через пять станет обычным явлением в области рекрутинга. Спрос на удалённых работников растёт очень быстро, и к 2025 году обещает достичь своего апогея. Уже сегодня в США треть рабочей силы – это фрилансеры. Украина – на очереди.
И не стоит думать, что нам до американцев далеко. На самом деле, всё гораздо ближе, чем кажется. Согласно недавним исследованиям в области фриланса, Украина занимает четвёртое место по количеству удалённых работников в мире, оставляя позади Канаду и Китай.
Основной причиной такой популярности фриланса в мире является особенность мышления поколения миллениалов, которые ныне составляют 65% трудоспособного населения. Треть из них уже трудятся удалённо. Это люди, рожденные в 1980 – 1990 годах, которые глубоко вовлечены в цифровые технологии. В их идеальной картине мира нет места офисному заточению и корпоративному рабству.
Еще каких-то десять лет назад фриланс только начинал набирать обороты в Украине. И это отлично помнят основатели крупных порталов удалённой работы.
«Когда в 2003 году мы запустили свой сайт, он был единственной фриланс-биржей в русскоязычном сегменте, — рассказывает руководитель популярного портала Weblancer.net Егор Ливитин, — И только в 2004 начала наблюдаться более-менее заметная активность пользователей. В первые четыре года работы наша аудитория выросла до 100 тысяч. Среди востребованных специальностей числились дизайн сайтов и веб-программирование. Со временем набрали популярность категории копирайтинг и фирменный стиль. Ныне на Weblancer.net более миллиона пользователей и их возраст колеблется в пределах 25-40 лет».
Фрилансер, стоящий у истоков развития дистанционной занятости, обладал ограниченным набором интернет-возможностей. Сегодняшний удалёнщик располагает огромным арсеналом технологий. У него есть смартфон для постоянной связи, облачный обмен файлами для эффективного сотрудничества и много других полезных онлайн-инструментов. Это позволяет ему работать в любом месте, без привязки к физическому офису. Способствуют этому и биржи фриланса, готовые устанавливать связи между компаниями, нуждающимися в сотрудничестве и профессионалами, готовыми выполнять поставленные задачи.
Миллениалы достаточно образованное поколение, которое не хочет посвящать жизнь служению одной организации. Они желают отдавать себя одному делу, но без привязки к бренду, человеку или компании. У нынешнего поколения очень развита предпринимательская хватка и готовность рисковать. Если ранее организация собственного дела требовала приличных вложений, то в нынешнее время достаточно компьютера и доступа в сеть. При этом, риски сведены к минимуму.
Современное поколение предпочитает интеллектуальный труд физическому. Вместо того чтобы затрачивать время на поездки в офисы, сидеть на корпоративных собраниях и выслушивать коллег во время обеденного перерыва, они выбирают остаться дома, отдавать предпочтение понравившимся заказам и иметь время для себя. Или же путешествуют, попутно работая. В любом случае, всё сводится к гибкому графику.
Высокая социальная активность миллениалов, благодаря гаджетам, позволяет охватывать большое количество информации и использовать её в своих целях. Они упорно стремятся к независимости, и фриланс даёт им её.
Но, не только большое число предложений способствует распространению формата удалённой работы. Спрос на неё среди компаний с каждым годом также активно растёт.
Бизнес плавно перемещается в интернет и, естественно, возникает необходимость найма соответствующих специалистов. IT-разработчики, интернет-маркетологи, SMM-специалисты, WEB-дизайнеры, копирайтеры, переводчики – все эти профессии входят в ТОП-10 востребованных категорий на фриланс-биржах.
Крупные и мелкие компании понимают, что им намного выгоднее нанять удалённого профессионала, чем тратить время на поиск штатных сотрудников, требующих дополнительно социальное обеспечение.
Согласно опросу, проведенному американскими исследователями, 76% работодателей отдали предпочтение удаленным работникам, потому что они были менее дорогими, 46% — из-за высокой скорости работы, а 31% — из-за трудностей с поиском местных профессионалов.
Отечественные аналитики прогнозируют, что к 2020 году треть украинских компаний может перевести персонал на дистанционную занятость. Уже сегодня не редкость предприятия, укомплектованные исключительно внештатными специалистами. Причем, со всего мира. И это именно тот формат ведения бизнеса, который придёт в Украину уже через несколько лет. Трансформации не избежать.
Конечно, миллениалы ещё достаточно молоды, чтобы думать о пенсии и обеспечении своей старости. Однако, они скорее придумают достойную альтернативу существующей системе, чем свернуть с пути фриланса.
Когда-то поколение 1920-х годов, увидев быстро меняющуюся экономику, создали в ответ рабочее движение в виде профсоюзов. Они объединились, чтобы построить банки, которые будут принадлежать им, жилье, страховые компании и даже загородные дома для отдыха. Нынешнее поколение активно строит системы поддержки и коворкинги.
В будущем, с развитием и ростом популярности удалённой занятости, увеличится и список требований к фрилансерам. Работодатели будут искать специалистов с универсальными профессиональными умениями. Востребованными станут сотрудники, обладающие навыками в смежных областях, например, копирайтинге и поисковой оптимизации.
С другой стороны, повышение конкурентоспособности фрилансеров повлечёт за собой появление специалистов, работающих в достаточно узких нишах. Будут не просто копирайтеры, а текстовики, пишущие о смартфонах китайского производства в южных регионах Украины или что-то в подобном роде.
Удалёнщикам придётся постоянно обучаться, чтобы оставаться экспертами в выбранной области и, при этом, быть в курсе других новшеств, которые позволят браться за заказы, не требующие узкоспециализированных навыков.
Независимо от того, как будет развиваться рынок фриланса, понятна одно: миллениалы — это основа рабочей силы, и именно от них зависит, каким будет формат бизнеса в будущем.