Рецензия на фильм «Пиноккио» / Pinocchio

После не очень удачных кассовых сборов киноадаптации другой своей мультипликационной классики — «Дамбо», а также невозможности полноценного проката из-за ковида, студия Disney приняла решение выпустить новую версию «Пиноккио» на собственном стриминг-сервисе. Оригинальный мультфильм 1940 года, второй у Диснея после «Белоснежки и семи гномов», основан на самой известной сказке итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Эта мультипликация уже давно стала запыленной диснеевской классикой, поэтому осовременить сюжет взялся Роберт Земекис. В рецензии ниже рассказываем, удалось ли постановщику сотворить небольшое чудо и хотя бы чуточку приблизиться к уровню прославленного предшественника.

«Пиноккио» / Pinocchio

Жанр приключенческое фэнтези, мюзикл

Режиссер Роберт Земекис

В ролях Том Хэнкс, Джозеф Гордон-Левитт, Бенджамин Эван Эйнсворт, Синтия Эриво, Люк Эванс

Премьера Disney+

Год выпуска 2022

Сайт IMDb 

Одинокий, но жизнерадостный столяр по имени Джепетто живет вместе с котом Фигаро и аквариумной золотой рыбкой Клео. Как-то к ним незваным гостем наведывается сверчок-болтун Джимини, который становится свидетелем настоящего чуда. Прямо у него на глазах Джепетто перед сном загадывает желание, чтобы сделанная им кукла-марионетка ожила, и уже вскоре в доме появляется причудливая фея, исполняющая желания старика. Так происходит рождение Пиноккио – живой деревянной куклы, которую ждет много ярких, но вместе с тем и опасных приключений.

Как и в случае с реанимацией истории о цирковом слонёнке с чрезвычайно большими ушами, очевидно, что классический мультфильм «Пиноккио» не нуждался в каком-либо переосмыслении или превращении в формат фильма. Но положение вещей в современном кинематографе приводит к необоснованному и ничем не подкрепленному появлению таких вот римейков, киноадаптаций и прочих представителей копировального производства.

Конечно, «Пиноккио» образца 2022 года, как и оригинал, имеет существенные отличия от произведения Коллоди. А вот по сравнению с мультиком они слишком мелкие, в большинстве своем косметические (как, например, эпизод, когда у главного героя начинают гореть ноги, и это явная отсылка уже к литературному первоисточнику). Сюжетная же основа здесь абсолютно идентична ленте 82-летней давности, а некоторые шутки обыгрываются с пугающим сходством.

При этом здешний сверчок как-то подозрительно смахивает на черепашку-ниндзя в цилиндрической шляпе, а фея явно прибыла из политкорректной современности, несмотря на то, что действие разворачивается в условном далеком прошлом. Интересными выглядят и часы на стенке в доме Джепетто, потому что как только они получают крупный план, из них тут же вылетают культовые персонажи: в кадре появляются игрушечные Малефисента, Белоснежка, Джессика Рэббит, вышеупомянутый Дамбо и другие.

Вполне адекватным материалу видится кандидатура Земекиса в качестве режиссера: все-таки он уже опытный голливудский киносказочник, который в прошлом, как в анимационных фильмах, так и в обычных (не будем забывать и о революционном анимационно-игровом «Кто подставил кролика Роджера») с разным успехом уже обращался к прозе Диккенса, Криса Ван Олсбурга и недавно – Роальда Даля, когда экранизировал его «Ведьм». Бесспорной удачей этого замысла выглядит и участие Тома Хэнкса в роли столяра Джепетто; актер, к слову, играет уже в четвертой картине известного режиссера. Здесь он возвращается к более привычной роли добряка после злодейского перфоманса в «Элвисе».

Но вопреки серьезному подходу и ответственному отношению студии к этому проекту, очевидно, что он обречен на сравнение с признанным зрителями оригиналом и вряд ли способен набрать хоть какие-то баллы в заочной битве с ним. Беда в том, что в формате игрового кинофильма, пусть даже такого сказочно-фэнтезийного, не очень хорошо уживаются вместе искусственность морских сцен, где слишком заметна павильонная съемка, и попытки вызвать искренний зрительский отклик немногим позже с помощью сентиментальной концовки. Здесь чувствуется подвох, словно тебя пытаются обмануть, поэтому очередное прекрасное выступление Тома Хэнкса и вполне неплохая дорогая графика не в состоянии скрыть вот это студийное паразитирование на собственном наследии.

Хотя отнюдь нельзя с уверенностью категорично заявить, что новый «Пиноккио» – это уже что-то совсем ненужное этому миру: все-таки он в состоянии в некоторой степени заинтересовать юных зрителей, а старших – вспомнить о чудесных временах, когда сказка была действительно сказкой, еще и какой-то мудрости пыталась научить.

Этот фильм тоже предпочитает двигаться в подобном направлении, и это хорошо. К тому же он имеет несколько стандартных певческих номеров, что картины в целом не портит, и новых героев, которые какую-то примитивную функцию всё же выполняют… Но трудно избавиться от навязчивой мысли о сомнительности всего замысла, когда в киноадаптации мультфильма фигурирует не настоящий, а нарисованный на компьютере домашний кот.

Disqus Comments Loading...