Бенчмарки вместо игр, или как выйти из компьютерного рабства: почему ПК несчастливая платформа

Опубликовал
Дмитрий Спасюк

Нужно больше FPS, разогнать память, установить лучше охлаждение, обновить видеокарту, купить лучший монитор, нужно еще больше кадров за секунду в каждой игре! Если писать такое исключительно большими буквами через CAPS LOCK, то складывается впечатление неадекватного фанатика, который сошёл с ума. Ирония в том, что этими фанатиками в большей или меньшей степени становятся все люди, которые хоть немного интересуются компьютерной тематикой.

В этой статье поговорим об огромной проблеме и целой культуре ненужного потребления техники. Блогеры-технари являются образцовыми рабами (или работорговцами?) системы и распространяют «синдром вечного апгрейда» в массы, инфицируя миллионы любителей компьютерных видеоигр.

Также рассмотрим больной вопрос с технической, биологической и психологической точки зрения, а еще заглянем в спокойное царство игровых консолей, где царит мир, согласие, а игроки получают удовольствие от процесса прохождения игры, не обливаясь слезами неудовлетворенности.

Тестировать да — играть нет

Блогеры на YouTube буквально живут на реферальных ссылках, поэтому неудивительно, что они штампуют контент ради контента, все время выпуская новые видео с бессмысленными сравнениями компьютерных компонентов. Например, вот вам зрители тест AMD Radeon RX 7800 XT, которая лишь на 1% быстрее RX 6800 XT и айда лить негатив на новую видеокарту с позорным приростом мощности.

Онлайн-курс "Створення електронної музики" від Skvot.
Практичний курс про те, як знайти власний стиль та написати й зарелізити свій перший трек.
Програма курсу і реєстрація

Сообщество компьютерных фанатов привыкло жаловаться на все и часто без причины. Видеокарты подешевели в шесть раз относительно 2020 года – все еще дорого! Объем видеопамяти 8 ГБ вмещает в себя качественные текстуры почти любой игры, но зависимые от тестов фанаты продолжат кричать о необходимости больших объемов.

Все это благодаря блогерам тестировщикам, которые ежедневно клепают видео, где проверяют видеокарты и процессоры исключительно с ультра настройками графики, причем только в самых требовательных играх.

Из-за подобных видео складывается впечатление, что условная AMD Radeon RX 6400 ни к чему не пригодна и это просто пустая трата текстолита, но на самом деле «офисная затычка» в большинстве игр обеспечит комфортный FPS.

Это воспитывает целое компьютерное сообщество, член которого уже не может просто запустить игру. Он обязан сначала проверить FPS и проверить, полностью ли загружена видеокарта, а может быть, процессор, или насколько ровная кривая фреймтайма, какой минимальный FPS 0.1% low и т. д. Такой «игрок» делает это в каждой игре для любопытства, потом это перерастает в желание получить больше FPS, путем разгона компонентов, а впоследствии доходит до их замены, хотя объективных причин на это нет.

Паранойя апгрейда

Головная боль каждого ярого фаната компьютеров и главный источник прибыли производителей на сегодня – прокачка, апгрейд, улучшение. Можно назвать это как угодно, но суть остается максимально простой. Давным-давно компьютеры были популярными в каждом доме, поэтому их покупали для доступа в Интернет и как главное мультимедийное устройство в семье.

В цивилизованных странах такие системные блоки всегда покупали в сборе, готовыми к работе по принципу: достал из коробки, включил в розетку и работает. Но некоторые производители поняли, что продавать компоненты по отдельности с высокими наценками выгоднее. Именно так появилась каста АТХ фанатов. Они не принимают другую реальность кроме той, в которой обязательно нужно собирать компьютер из отдельных деталей вручную, чтобы потом его еще много раз перебирать.

После 2010 года экспоненциальный рост производительности компьютеров остановился и развитие имеет более-менее линейный характер. Это значит, что условный ПК на Intel Core i7-980X (самый мощный процессор 2010 года) мог прослужить до 2020 года как действительно хороший компьютер, который не заставляет владельца ждать. 10 лет без апгрейда — это вполне нормально.

Затем этот состоятельный владелец i7-980X решает обновиться в 2020 году и покупает условный Intel Core i9-10900K с 64 ГБ DDR4 4000CL16 и RTX 3090 — такого мощного компьютера с огромным запасом хватает и на сегодня. Причин что-то заменять нет, никаких.

Но это в идеальном утопическом мире, где люди мыслят рационально. В эру, когда ПК перестал быть массовым продуктом, тот, кто уже потратил много денег (а может и немного) на компьютер, уже не может остановиться. Такой человек будет просматривать различные тематические видео и окажется, что его прошлогодний процессор уже не топ и на 5% слабее новинки.

Нужно прокачивать «устаревший» компьютер, ведь видеокарта выдает лишь 58 FPS с максимальными настройками графики и трассировкой лучей, а монитор имеет аж 180 Гц. А снижать параметры графики – это для слабаков! Если психолог со стороны взглянет на эту ситуацию, то сразу даст характеристику классического шопоголика.

Если мужчина все время интересуется компьютерной начинкой, тратит на нее много денег и регулярно обновляет свой ПК, то он схематически ничем не отличается от стереотипной дамы, которая скупает туфли, одежду и косметику без необходимости.

Апогей нытья продажных блогеров-плаксиев – это объем видеопамяти. Эту тему раздувают уже долгое время, мол, играм нужно больше VRAM, выпускать RX 7600 8 ГБ это ничтожно, как и RTX 4060 и так далее. Есть простой факт — вам не нужно больше 8 ГБ видеопамяти для 99.99% игр, которые когда-либо выходили на компьютеры с OS Windows.

Учитывая десятки тысяч качественных игр, которые вышли за последние 20-25 лет, несколько проектов с чрезмерным аппетитом к видеопамяти едва наберут 0.01%, ведь пересчитать их можно по пальцам. Покупаем 8 ГБ видеокарту в 2024 году и еще долгое время играем в любые онлайн игрушки и большинство ААА проектов без проблем.

Почти все случаи апгрейда полностью не оправданы, хотя сама опция доставить еще один накопитель или легко заменить сломанный компонент в системе это очень хорошо. ATX системы поддаются легкому модульному ремонту и их можно обслуживать дома, но это не значит, что очередная прокачка компьютера просто необходима.

Погоня компьютерных фанатов за шевроном «я имею лучший игровой компьютер» имеет смысл только для производителей компонентов, которые переживают не лучшие времена. Классические компьютеры уже давно перестали быть массовыми, их покупают все меньше и меньше, поэтому важно зарабатывать как можно больше с одного пользователя.

На эту политику направлено много ресурсов – пропагандируется формат обзоров, где отмечают полную утилизацию компьютера и считают каждый FPS. Мол, смотрите, наш новый процессор обеспечивает аж 507 кадров в секунду в Tom Clancy’s Rainbow Six Siege. Разве это не причина заменить старый CPU, который способен лишь на 229 FPS?

Эдемский сад игровых консолей

Ограниченность приставок является огромным преимуществом для пользователя, который сам не знает чего хочет. Простота — залог успеха и счастья, а последние поколения игровых консолей дают возможность играть в 30, 60 и 120 кадров в секунду, поэтому покрывают потребности абсолютно всех слоев населения.

Минимум настроек, всего несколько опций и все максимально оптимизировано. В онлайн играх игрок не может выключить тени и снизить качество графики, чтобы лучше видеть противников, вместо этого он смотрит на плавную и одновременно красивую картинку.

Ярким примером является Fortnite: все успешные игроки на ПК играют только с минимальными настройками графики без теней и игра действительно выглядит не очень привлекательно. В противовес имеем владельца Sony PS5 с роскошной графикой и плавной картинкой, который даже не подозревает, что Fortnite может выглядеть хуже.

Правду говорят, что владельцы Xbox/PlayStation счастливые люди, ведь они не считают FPS, не измеряют температуру своего процессора, не делают андервольт видеокарты, не борются с чрезмерным шумом системного блока, который потребляет 500 Вт в играх, не переживают ни о чем, а просто наслаждаются игрой.

Нажать кнопку и играть без лишних мыслей о статистике производительности – разве не в этом смысл? Геймплей на PS5 в Call of Duty Warzone такой же плавный, как на дорогом компьютере. Конечно, 120 FPS с просадками до 100 FPS это не 150-200 FPS на компьютере за 150 000 грн, но имеет ли это критическое значение во время игры?

В большинстве ААА игр нет смысла со сверхвысокого FPS. 30 кадров в секунду и можно комфортно играть, 60 кадров – наслаждение от геймплея, а 120 оценит профессионал, который идет на топ результат в онлайн матче.

К этому всему владелец игровой приставки НЕ:

  • Имеет исключительно цифровые копии игр;
  • Устанавливает игровые лаунчеры;
  • Регистрирует множество аккаунтов для этих лаунчеров;
  • Играет с читерами или против них;
  • Обновляет драйверы;
  • Восстанавливает драйверы после плохого обновления;
  • Следит за температурой компонентов;
  • Следит за FPS и задержками ввода в каждой игре;
  • Настраивает RGB подсветку компонентов;
  • Настраивает кривую вращения вентиляторов;
  • Разгоняет оперативную память;
  • Сбрасывает настройки BIOS кнопкой CMOS;
  • Проводить апгрейд ПК;
  • Продает остатки от апгрейда;
  • Тратит время на поиск деталей для апгрейда;
  • Тратит время на продажу деталей после апгрейда;
  • Тратит время на очередную ручную сборку ПК;
  • Выносит ПК летом во двор, чтобы вымести с него пыль;

Вместо этого просто играет и получает удовольствие. Конечно, можно надеть веселую маску и говорить, что компьютеры это рай для геймеров, идеальная платформа с неограниченными возможностями, но слезы отчаяния из-под этой маски будут выдавать истину, как и напуганный голос фаната ПК, который не может принять объективную реальность.

Только дофамин имеет значение

Люди старшего возраста часто жалуются на то, что теперь мир уже не такой как был раньше, ведь с прошлым их связывает целый вагон приятных воспоминаний. Обычно это явление называют ностальгией. Дело в том, что эмоции никак не зависят от качества потребляемого контента, поэтому раньше мы могли получать удовольствие от, казалось бы, тупых вещей.

Рассмотрим очень простой и наглядный пример, который поможет понять суть проблемы. Ребенку можно дать сотню наборов LEGO, огромный домик с Barbie и сотнями аксессуаров, моторизированные машинки и лучшие в мире игрушки, которыми даже взрослый не прочь побаловаться, но часто это не делает малыша счастливым.

Понятие счастья очень сложное и часто зависит от случайных событий и вещей. Все они не имеют прямой связи с качеством жизни, материальным обеспечением или уровнем совершенства продукта, с которым взаимодействует человек.

Ребенок с игрушками на тысячи долларов рыдает и говорит, как ненавидит своих родителей, потому что те купили ему новый набор с Бэтменом, а не Дэдпулом, а другой ребенок с деревянной палкой в руке, которую нашел на дороге, счастливо бьет крапиву, прибегая вечером домой с невероятными впечатлениями, положительными эмоциями и подертыми коленями/локтями.

Так что ценнее в этом случае: деревянная палочка или неограниченный финансовый ресурс родителей для покупки топовых игрушек? Ситуация довольно знакомая, до боли, потому что похожую аналогию из собственной жизни может вспомнить каждый, кто имеет хотя бы 20-30 лет жизненного опыта. Сообразительные читатели уже поняли к чему такая лирика в статье о компьютерных играх.

На планете уже более 8 миллиардов населения, смартфон есть почти у каждого, а компьютеры становятся редкими артефактами.

Читателям ITC, которые следят за сайтом десятилетиями, трудно поверить, но на самом деле подавляющее большинство геймеров буквально никогда не видели и никогда не играли на компьютере. Более того, они никогда не играли (и вряд ли будут) на чем-либо кроме смартфонов.

Мобильный гейминг приносит больше денег чем ПК и консоли вместе взятые, а пропасть между этими платформами продолжает расти невиданными темпами. Мобильные игры плохие, ужасные и некачественно сделанные, если взглянуть с перспективы компьютерного фаната или владельца консоли.

Графика плохая, геймплей примитивный, везде реклама и навязчивые внутриигровые покупки — это все не имеет значения, потому что мобильные игры приносят счастье. Выделение дофамина важнее всего. Можно сделать не отличимую от реальности графику или реалистичную физику в симуляторе, который используют для обучения боевых пилотов, но для чего?

Игрок должен получить удовольствие от игрового процесса, а с этим мобильные игрушки справляются лучше всех. Достаточно нажать одну кнопку и игра загружена. Еще одну и геймер уже в виртуальном мире, побеждает легких ботов, которые являются очень важным аспектом успеха игр для iOS и Android.

Низкий порог вхождения, слабые боты и максимальная помощь в игровом процессе — это все воспитывает поколение казуальных геймеров, которые уже никогда не смогут получить дозу дофамина от компьютерных ААА игр. Время, когда дети не хотят играть в графически качественные и детализированные игрушки на ПК, отдавая предпочтение телефонам, уже настало.

Получает ли удовольствие геймер, который только и делает, что меняет свой процессор, видеокарту и другие компоненты каждый год? Или тот, который половину времени смотрит на счетчик FPS, а не на саму игру? Погоня за технологиями (апгрейд) никогда не дарит улыбку, которую получили те, кто, например, наконец дошел до Персика с короной в Super Mario.

Неудивительно, что мальчик из пригорода Мумбаи после победы над лёгкими ботами (будто игроками) в PUBG Mobile счастлив, чего не сказать о вечно ноющем владельце игрового ПК из Торонто, который уже не позволяет играть Call of Duty Warzone в 100+ FPS после очередного обновления.

Точно так же кассирша в Абудже радуется красивой анимации после удачного завершения уровня Candy Crush Saga, а состоятельный компьютерный энтузиаст из Берлина ломает голову над ручным выставлением таймингов оперативной памяти, чтобы достичь 100 ГБ/с на запись в Aida 64, но взамен получает синие экраны и вынужден купить более дорогой комплект ОЗУ.

Если игра дает дозу дофамина — это нормально, но когда его можно получить только методом прокачки компьютера и слежением за FPS при мониторинге сторонним программным обеспечением — хуже любой игровой зависимости (кроме азартной).

Как вырваться из рабства?

Подытожить все сказанное в статье можно в виде простых тезисов. Чтобы получать удовольствие от игры, нужно придерживаться простых заповедей счастливого геймера:

  • Ультра графика не нужна;
  • Счетчик FPS не нужен;
  • V-Sync всегда включен;
  • ПК обновляется раз в 6-11 лет;
  • Владельцы консолей счастливее;
  • 30 FPS – не жалуюсь;
  • 60 FPS – счастливый геймер;
  • 120 FPS – чемпион мира;
  • 1080p – счастливый геймер;
  • 1440p – счастливый эстет;
  • 2160p – счастливых мало;

Самое главное не забывать о базовом назначении видеоигр — дарить радость, отвлекать от ежедневной рутины и поднимать настроение. Чтобы это все получить не обязательно иметь мощный компьютер, скорее наоборот. Большинство фанатов бенчмарков уже забыли, как именно получать удовольствие от игры. Они стали компьютерными рабами, которые теперь зависимы от цифр FPS, а не интересного игрового процесса.

Будете ли таким рабом Вы, уважаемый читатель? Играть в игры или играть в бенчмарки? Быть владельцем домашнего компьютера или его обслуживающим персоналом (рабом)? Концентрироваться на игре или счетчике частоты кадров? Выбор за Вами!

Disqus Comments Loading...