Daylight – survival horror с процедурно генерируемым миром и заодно первая игра на Unreal Engine 4, получилась и по-настоящему страшной и одновременно очень невнятной. Как оказалось, одних призраков, выскакивающих из-за угла, недостаточно для полноценной игры.
Жанр Survival horror
Платформы Windows / PlayStation 4
Разработчики Zombie Studios
Издатель Zombie Studios, Atlus
Сайт playdaylight.com
Замечательный звук, хорошая картинка, интересный концепт, игра действительно страшная
однообразный геймплей, слабая подача сюжета
Survival horror, балансирующий на грани между страхом и скукой
Больше всего Daylight напоминает поход в комнату страха – для того, чтобы напугать вас игра использует те же методы, что и этот популярный аттракцион. Вас дезориентируют, погружают в темноту, задают нужное настроение соответствующей музыкой и звуковыми эффектами, управляемые невидимыми нитями предметы летают вокруг, двери закрываются или открываются сами собой, а потом из-за угла с душераздирающими воплями на вас напрыгивает какая-то малахольная в простыне. Вот только если в парке аттракционов это все выглядит смешно, то в Daylight как-то не до веселья. Здесь страшно. По крайней мере первую половину игры.
Главная героиня, Сара, приходит в себя в заброшенной тюрьме, переоборудованной под психиатрическую лечебницу. Рядом лежит телефон, со встроенным фонариком, умеющий рисовать карту посещенных помещений, а неизвестный голос сообщает Саре, что она должна узнать правду и найти «остатки прошлого». Какую правду? Зачем? Непонятно. И игра абсолютно не пытается вам подсказать что нужно делать. По уровням разбросаны дневники неизвестных людей, оставленные непонятно кому послания и старые выцветшие фотографии. Подсвеченные синим предметы особого интереса не представляют, они рассказывают о прошлом лечебницы и помогают создать нужную атмосферу, а вот подсвеченные красным записки – ключевые объекты, те самые «остатки прошлого».
Правда, вам самостоятельно предстоит догадаться, что Саре нужно собрать шесть таких записок, после чего отправиться в комнату со странными иероглифами, где она сможет подобрать «ключ», позволяющий открыть проход в следующую локацию. Таким ключом могут быть самые разные предметы – огромные ножницы, жуткого вида игрушка, Библия, кукла-вуду, другими словами все, что мы привыкли видеть в традиционных фильмах ужасов. Каждая подобранная записка увеличивает «уровень угрозы». Проще говоря – чем больше записок вы нашли, тем чаще вас будет атаковать призрак ведьмы, единственный враг в игре. Появление жуткой голосящей фигуры предвещают статические помехи на экране телефона (привет, Silent Hill) и специфические звуки.
Нужно сказать, что в Zombie Studios знают толк в хоррорах. Узкие темные коридоры, наполненные потусторонними звуками, сами по себе чертовски неприятное место, а внезапное появление призрака обязательно вызывает небольшой приступ паники, особенно если у вас закончились сигнальные шашки, отгоняющие нечисть. Да, оружия в игре нет, шашка же, которая хоть и горит довольно долго, может лишь отпугнуть ведьму. Но самый неприятный момент наступает после получения ключа – пока Сара несет его возможности использовать шашки нет, так что приходится бежать сломя голову, надеясь не заблудиться в извилистых коридорах. Если же спастись от призрака не удалось, то уровень перезапускается. И тогда становится понятно, насколько у игры все плохо с геймплеем. Алгоритм остается тот же – найди записки, убегая от призрака, возьми ключ, открой двери. Причем поиски последней недостающей записки могут затянутся, что обязательно приведет к тому, что у Сары заканчиваются шашки, призрак ее убивает и… начинаем сначала.
Во второй половине игры накал страстей заметно спадает – на смену узким коридорам и подземным тоннелям приходят открытые пространства, на которых и записки искать проще и от призрака убежать легче. Вообще, при хорошем стечении обстоятельств, пройти Daylight можно примерно за час. Правда, для того, чтобы хоть немного понять кто такая Сара и что вообще произошло на острове, на котором расположена упомянутая лечебница, игру придется проходить неоднократно, причем уровни каждый раз будут отличаться, неизменными останутся только некоторые области, привязанные к определенным заскриптованным событиям. Вот только захотите ли вы проходить ее заново – вопрос открытый. Кроме довольно страшных первых уровней игре практически нечего вам предложить. Загадок и головоломок в Daylight кот наплакал, а убегать от жуткого призрака по вызывающим клаустрофобию темным коридорам – развлечение на любителя.
Но как минимум за одно нововведение Zombie Studios можно похвалить – вы можете пугать других игроков, транслирующих игру через сервис Twitch. Все что для этого нужно – ввести команду в окошко чата. Список команд не озвучен, так что, пользователям приходится выяснять их опытным путем. В игре есть определенное ограничение на использовании этой функции, так что зрители не могут «спамить» играющего непрекращающимся топотом или потусторонними воплями.
Используемый в игре Unreal Engine 4 каким-то откровением не стал. Да, выглядит Daylight неплохо, но не более того. Впрочем, это можно сказать не только о картинке, но и о всей игре. Помимо однообразного алгоритма действий, у игры серьезные проблемы с повествованием–- я тут, вообще-то, от жутких призраков бегаю, а вы хотите чтобы я останавливался и читал какие-то бумажки и дневники, ну как это назвать? И ладно бы эти тексты складывались в какую-то внятную историю, как это было в Alan Wake, так нет же. В Daylight каждый раз случайным образом генерируются не только уровни, но и количество этих самых записок, и я не уверен, что вы захотите тратить силы на несколько прохождений, чтобы разобраться с этим винегретом из текстов и фотографий.
Daylight знает, как вас напугать и делает это мастерски, это без преувеличения одна из самых страшных игр последних лет, вот только, увы, хорошей игрой от этого она не становится. Впрочем, концепт довольно интересный и мне бы очень хотелось увидеть сиквел, только, господа, наймите наконец геймдизайнера и сценарий пусть пишет не Джессика Чобот.