Рубрики Статьи

DotA — от фанатского мода до популярнейшей игры в Steam за 12 лет

Опубликовал
Дмитрий Курятник

Недавно Dota 2 преодолела рубеж в 1 млн одновременно играющих игроков, став, таким образом, самой популярной игрой в Steam. У стороннего наблюдателя этот факт может вызвать вполне объяснимое недоумение — почему от года в год аудитория у Dota 2 стабильно растет, если, казалось бы, геймплей в такого рода играх достаточно однотипный. Давайте попробуем разобраться что вообще из себя представляет жанр и как Dota 2 убила RTS.


Своим появлением жанр MOBA (Multiplayer Online Battle Arena, “многопользовательская онлайновая боевая арена”), сочетающий в себе элементы стратегии и ролевой игры, обязан Defense of the Ancients — пользовательскому моду к Warcraft III, который, в свою очередь, основывался на карте Aeon of Strife для оригинального Starcraft. Именно в Aeon of Strife впервые появилась механика, ставшая основой любой MOBA-игры — ростер героев, “пуш лейнов” и уничтожение основной постройки на базе противника.

Классическое определение жанру дала все-таки DotA. Две команды по пять героев в каждой сражаются на трех линиях, по которым постоянно движутся слабые юниты-крипы, в лесу расположены лагери нейтральных монстров, а главная цель игры — разрушая вышки на линиях, добраться до вражеского главного здания и уничтожить его.

Курс Python.
Python дозволяє тобі не тільки розробляти сайти та займатись аналітикою даних, а ще й будувати алгоритми, тестувати програми та навіть створювати штучні інтелекти. Стань різноплановим фахівцем!
Реєстрація на курс

Первые игры жанра были максимально похожи на DotA, термина MOBA тогда еще не существовало и их незатейливо называли DotA-like, но со временем появились вариации с другими картами и элементами геймплея. Самой популярной из них стала League of Legends — очень приближенная в плане геймплея, но более динамичная за счет некоторых упрощений (в ней, например, нельзя убивать своих крипов, отбирая таким образом опыт и золото у вражеских героев, а уничтоженные бараки восстанавливаются со временем) и сокращенной чуть ли не вдвое средней продолжительности матча.

Другой пример — Heroes of the Storm от Blizzard. Не смотря на все заявления разработчиков, HotS тоже является MOBA, хотя в ней присутствуют специальные режимы игры, которых нет в классической DotA, а многие обязательные для жанра вещи и вовсе оказались убраны из игры.

Объяснить популярность жанра довольно легко. MOBA имеет низкий порог вхождения, но в то же время у игрока есть простор для роста. В стратегиях приходится не только следить за огромным количеством юнитов, но и заниматься постройкой базы. Отсутствие этих элементов делают MOBA очень простой игрой: практически всегда игрок управляет всего одним героем. В то же время для игры на профессиональном уровне потребуются не только ловкие пальцы, но и умение играть в команде и согласовывать все свои действия.

MOBA, а в особенности DotA, — исключительно командно-ориентированная игра. Неважно, насколько хорош игрок, с нерасторопными и неумелыми членами команды победить практически невозможно, а потому любое неверное действие будет тут же соответствующим образом прокомментировано командой.

В этом, кстати, заключается главный минус MOBA — запуская игру, новичок часто натыкается на более умелых партнеров или врагов, ожидаемо проигрывает, попадает под критику и на этом его знакомство с жанром заканчивается. Из-за этого коммьюнити MOBA-игр по праву считаются самыми неприветливыми и нетерпимыми. В Riot Games даже есть специальный человек, который изучает поведение игроков и разрабатывает механизмы поощрений/наказаний, которые уменьшают поток негатива.

Удовлетворение от победы в партии здесь зачастую в разы больше, чем в онлайн FPS или стратегии. Фразу “Я играю в свое удовольствие” можно услышать от игрока любой другой игры, но только не MOBA. Каждый проигрыш для них — своя маленькая трагедия, каждая выигранная партия — праздник.

Dota 2 является полной копией мода к Warcraft III, но с целым рядом доработок и улучшений. Классическая DotA была очень сильно ограничена возможностями игрового движка Warcraft III, но с переходом на Source игра преобразилась не только в графическом плане: играть стало банально удобнее.

В игре 110 героев и все они совершенно бесплатны, что выгодно отличает Dota 2 от аналогичных игр, где героев предлагают покупать. Valve, в отличии от Riot Games и Blizzard, зарабатывает исключительно на продаже всевозможных костюмов, питомцев-курьеров и электронных билетов на игровые турниры.

Начать игру очень просто, и если вы до этого играли хотя бы в одну из игр жанра, то разобраться в Dota 2 не составит проблем. В противном случае рекомендуется пройти туториалы, а еще лучше — попросить кого-то из играющих объяснить некоторые тонкости; разработчиками была введена даже возможность играть с наставником, который может подключаться к играм подопечного и помогать дельным советом. Именно знание тонкостей отличает хорошего игрока от плохого.

С чего начать? Неплохо было бы выучить роли героев и их функции на линиях. В Dota 2 роли героев прописаны в тегах. Рекомендуется поиграть на каждой из ролей хотя бы по несколько матчей, чтобы понять, что больше по душе. К тому же не всегда ваша предпочитаемая позиция будет свободна, поэтому не стоит зацикливаться на чем-то одном.

В классическом распределении по линиям (2-1-2) вам понадобятся два игрока поддержки (отмечены тегом support, могут лечить или усилять союзников или наоборот — оглушают или ослабляют вражеских. Также следят за тем, чтобы их партнер на линии получал максимальное количество золота и опыта), два игрока carry (слабы в самом начале игры. Их основная функция — добивать вражеских крипов, за что получают золото. Раскрываются в средине и конце игры при наличии определенных предметов) и один на центральную линию — сюда обычно берут героя, который оказывает большое влияние на игру в начале и середине партии, а также помогает убивать вражеских героев на других линиях. Более подробно о ролях и их функциях стоит почитать в специальных руководствах. Банальное понимание того, что именно нужно вашей команде в игре, не раз спасет вас от потока ненормативной лексики.

За убийство вражеских героев, крипов или лесной живности герои получают опыт и золото, которое могут потратить на покупку артефактов. Магазин в DOTA 2 организован достаточно удобно, так что при отсутствии опыта можно смело покупать рекомендованный набор предметов. Стоит учитывать, что некоторые предметы имеют несколько составляющих, поэтому имеет смысл покупать их по частям. К тому же при смерти ваш герой теряет часть накопленного золота, так что вовремя потратить накопленное — одно из самых важных умений в игре. О чем часто не знают новички, так это о секретных магазинах. Всего таких четыре: два на боковых линиях и два надежно спрятаны в лесу. В них продаются самые дорогие составляющие артефактов, поэтому их расположение стоит запомнить сразу.

Максимальный уровень героя — 25. Но за обычную партию (30-40 минут) можно успеть добраться только до 15-18 уровеня. Способы прокачки умений зависят от героя и стиля игры. Поначалу имеет смысл улучшать способности, которые наносят урон или оглушают врага, а уже потом пассивные и другие умения. На 6, 11 и 16 уровне игрок получает возможность выучить и улучшить ультимативную способность. Обычно это очень мощное заклинание, правильное использование которого позволяет перевернуть ход битвы в одиночку.

Правильное использование скиллов — залог победы:

Но убийства героев противника, накопление золота и опыта не выигрывают игру. Для этого нужно уничтожить вражеский трон — здание в центре неприятельской базы, окруженное башнями и бараками. На каждой из линий по три вышки, за уничтожение каждой из них ваша команда будет получать золото. Поэтому иногда не стоит преследовать вражеского героя, а собраться и уничтожить башню. После того как ваша команда уничтожит башни на одной линии, вы сможете разрушить бараки. После этого ваши крипы на этой линии станут сильнее крипов оппонента, а при уничтожении всех шести бараков вы получите доступ к супер-крипам. В большинстве случаев это приводит к победе, так что не стоит забывать о том, что и собственные бараки защищать нужно с особой тщательностью.

Между линиями в лесах можно встретить лагеря с нейтральными монстрами. Их убийство приносит немного золота и опыта, поэтому использовать эту возможность нужно всегда (они воскресают каждую минуту игры). На первых уровнях героя они могут быть вам не по зубам, но со временем зачищать лагеря становится проще.

В южной части реки, разделяющей игровое поле, обитает Рошан — самый сильный нейтральный монстр в игре. Убийство Рошана дает команде преимущество в виде золота и опыта, а также Эгиды Бессмертия — специального артефакта, который воскрешает героя после его смерти.

Говорить о Dota 2 можно бесконечно долго, но одним материалом в таком случае обойтись не выйдет. Достаточно простая в освоении, игра на самом деле является гораздо более комплексной, чем может показаться на первый взгяляд, здесь множество нюансов и тактических возможностей, а из-за обилия различных механик в нее всегда интересно играть. Конечно, при условии, что вы готовы инвестировать в игру достаточно времени. Тем же, кто несогласен тратить минимум треть матча на монотонную прокачку героя, можно посоветовать обратить внимание на League of Legends, где этот процесс происходит несколько быстрее, ну а самых нетерпеливых ждут в Heroes of the Storm.

ASUS рекомендует:

Disqus Comments Loading...