Рубрики Статьи

Фильму «Властелин колец: Братство Кольца» 20 лет — из чего появился фэнтезийный мир Питера Джексона

Опубликовал
Анастасия Сохач

В декабре первому фильму из кинотрилогии Питера Джексона исполняется 20 лет. «Властелин колец: Братство Кольца» (The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring) – картина, которая за прошедшие годы не растеряла своего величия. Мы собираемся пересмотреть ленту в очередной раз, а перед этим вспоминаем, какие удивительные обстоятельства способствовали экранизации произведений Дж. Р. Р. Толкина.

The Beatles и экранизация трилогии

Питер Джексон изменил кинематограф, сумев создать невероятный фэнтезийный мир. Однако он не был единственным постановщиком, который адаптировал трилогию «Властелин колец». В далеком 1971 году шведы выпустили небольшой телевизионный фильм, а в 1978 и 1980 годах в США вышли мультфильмы, которые кратко пересказывали события книг.

И, что совершенно неожиданно, группа The Beatles тоже была близка к тому, чтобы поставить свою версию произведений. Причем они могли сделать это раньше всех остальных – в 1968 году «ливерпульская четверка» серьезно настроилась на реализацию проекта.

Если бы фильму дали зеленый свет, Маккартни мог стать Фродо, Ринго Старр Сэмом, Леннон Горлумом, а Харрисон Гэндальфом. Режиссерское место хотели предложить Стэнли Кубрику. Единственный, кто был категорически против – сам Дж. Р. Р. Толкин. Писатель не дал согласия на то, чтобы популярная группа экранизировала его фэнтезийную историю.

Онлайн-курс "Предметний дизайн" від Skvot.
Навчіться створювати функціональні, трендові та ергономічні дизайни меблів та предметів інтер’єру.
Детальніше про програму курсу і лекторів

Откуда такая информация? Ее выведал Питер Джексон, который работал над документалкой про музыкантов. К слову, у режиссера получился отличный восьмичасовый сериал «Битлз: Вернись» (The Beatles: Get Back), который вышел на стриминговом сервисе Disney+.

Инопланетяне и зомби, которые подготовили Джексона к Средиземью

Сейчас имя Питера Джексона знают во всем мире, но мало кто видел первые фильмы режиссера, которые довольно далеки от масштабного фэнтези. В конце 80-х и начале 90-х Джексон работал над трэш-картинами, которые он снимал с маленьким бюджетом и очень большим вдохновением.

Все началось с полнометражного ужастика под названием «В плохом вкусе» (Bad Taste). Это научная фантастика о пришельцах-людоедах, маскирующихся под жителей Земли. В ленте снимались актеры-любители, в кадре появлялся и сам Питер Джексон – он сыграл сразу двух незабываемых персонажей (один из них, упав со скалы, как ни в чем не бывало вернул остатки мозга в череп). Практически весь фильм состоял из кровавых сцен – чтобы они получились, Джексон лично импровизировал со спецэффектами: конструировал макеты и использовал микроволновую печь, обезображивая маски, которые были частью костюмов для инопланетян.

Сейчас в это сложно поверить, но Комиссия по кинематографии Новой Зеландии оказала финансовую поддержку фильму «В плохом вкусе» и отправила картину на Каннский кинофестиваль, где его показали во внеконкурсной программе.

После этого Джексон снял «Познакомьтесь с Фиблами» (Meet the Feebles) – непристойную сатиру на телевизионные программы с участием кукол, в которую вложились инвесторы из Японии.

Затем режиссер посвятил себя еще одному хоррору, который вывел его на новый производственный уровень с 300-литровым запасом фальшивой крови. Речь идет о фильме «Живая мертвечина» (Dead Alive) с изумительными сценами, которые можно пересматривать по несколько раз – в них священник резво дерется на кладбище, отрывая мертвецам руки; зомби-младенец сбегает из коляски на детскую площадку; а главный герой, потеряв остатки терпения, устраивает кровавую резню, перемалывая зомби через газонокосилку.

Как бы странно это не звучало, работа над фильмами «Познакомьтесь с Фиблами» и «Живая мертвечина» стала поворотным моментом, который приблизил Джексона к великому кинематографу. Именно тогда режиссер начал сотрудничать с основателями малоизвестной компании RT Effects – они занимались созданием существ для фэнтезийных сериалов (Hercules: The Legendary Journeys и Xena: Warrior Princess).

Вскоре эта компания расширилась, переименовалась в Weta Workshop, разделилась на несколько подразделений и создала спецэффекты к трилогии «Властелин колец» (сейчас к ее послужному списку добавились фильмы Avatar; Blade Runner 2049; Thor: Ragnarok; Alita: Battle Angel).

Продюсер-орк

Питер Джексон снял трилогию одним махом, уложившись в период с октября 1999 года по декабрь 2000 года (правда, после выхода первого фильма ему приходилось организовывать постановку дополнительных сцен, которые добавлялись к сценарию на этапе монтажа). Вся работа происходила на территории Новой Зеландии, из которой получилось потрясающее Средиземье.

Вероятно, съемки могли начаться намного раньше, если бы Джексону не приходилось спорить с продюсером Харви Вайнштейном (тот самый одиозный голливудский деятель, которого в прошлом году приговорили к 23 годам тюремного заключения).

Компания Вайнштейна Miramax владела правами на экранизацию романов Толкина, поэтому влиятельный продюсер пытался навязать свое видение – он настаивал на том, чтобы трилогию сократили до одного 2-часового фильма со сжатым бюджетом.

Питер Джексон все же добился творческой свободы, начав сотрудничать с New Line Cinema, и нашел способ отправить Харви куда подальше – режиссер сделал одну из масок орка по подобию внешности Вайнштейна.

Об этом стало известно лишь осенью 2021 года во время записи подкаста Armchair expert – туда пришел Элайджа Вуд, который поделился производственным секретом.

Оптические обманы

Вернемся к вышеупомянутой компании Weta Workshop – ее сотрудники проделали колоссальную работу, занимаясь созданием детализированных миниатюр, протезов, доспехов и оружия. Концепт-художники трудились над ступнями хоббитов, головами орков, носами гномов, ушами эльфов, а также над трупами второстепенных героев, павших в бою. Им даже пришлось сделать марионетку, которая стала древнейшим энтом по имени Фангорн – четырехметровая кукла оживала, когда пять человек изо всех сил тянули ее за веревки.

Особое внимание постановщики уделяли росту главных героев: хоббиты возвышаются над землей максимум на 1 метр, гномы могут быть лишь на 30 сантиметров выше, а все остальные герои должны казаться существенно больше. Конечно, никто из актеров не подходил под это описание, поэтому для съемок чаще всего использовали прием принудительной перспективы, помещая одного персонажа ближе к камере, а другого как можно дальше от нее (беседуя с Гэндальфом, Фродо всегда отдалялся от оператора).

Иногда приходилось конструировать реквизит, прикрепленный к платформе – она вместе с актерами двигалась вслед за камерой, что помогало сохранить оптическую иллюзию в динамичных сценах. Большая часть таких конструкций находилось в интерьерах дома Бильбо Бэггинса, где не менее важную роль сыграла фурнитура – ее изготовляли в двух размерах (Иэн Холм и Элайджа Вуд произносили свои реплики на фоне больших стульев, а Иэн Маккеллен на фоне миниатюрных копий).

На других локациях использовали дублеров низкого роста, также Питер Джексон прибегал к совмещению двух кадров, отснятых по отдельности.

Лучшие визуальные эффекты начала 2000-х

Фильм «Властелин колец: Братство Кольца» доказал, что с помощью старых киноприемов можно создать уникальный волшебный мир. Но самая большая ответственность ложилась на плечи тех, кто занимался компьютерной графикой – только они могли усовершенствовать фэнтезийных существ и монстров.

Поэтому компания Weta Digital разработала свои инструменты визуальных эффектов, которые были просто революционными для начала 2000-х. Среди них программа MASSIVE (Multiple Agent Simulation System in Virtual Environment) – с ее помощью в кинотрилогии появились сцены масштабных битв, в которых группы персонажей двигались согласно заданному алгоритму.

Интересно, что постановщики визуальных эффектов планировали сделать Голлума анимационным героем, добавив к нему лишь запись голоса Энди Серкиса. Однако актер так проникся ролью, что во время озвучки стал импровизировать с мимикой Голлума. Это было довольно впечатляющее зрелище, поэтому на Серкиса надели костюм с датчиками, которые захватывали его движения, что значительно изменило образ персонажа.

Результат впечатлил не только зрителей, но и киноакадемию – первый фильм получил «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Вторая и третья часть трилогии тоже были отмечены золотыми статуэтками в этой категории.

Дублер гнома

Создатели экранизации во многом полагались на компьютерную графику, однако самую тяжелую работу на съемочной площадке выполняли каскадеры. Летом этого года издание Polygon напомнило о человеке, который стал важной частью актерской команды, но так и не получил заслуженной славы.

Гнома Гимли играл актер Джон Рис-Дэвис (чей рост 1 метр 85 сантиметров), а его незаменимым дублером стал Бретт Битти – опытный исполнитель конных трюков (ростом 1 метр 47 сантиметров).

Поначалу Битти снимался только в тех сценах, где были задействованы лошади, но вскоре стал появляться в кадре намного чаще. Оказалось, что у Джона Риса-Дэвиса аллергическая реакция на грим, поэтому было принято решение сотрудничать с Битти почти каждый день – ему наклеивали бороду и специальные накладки, а затем отправляли прямиком к оркам.

Бретт Битти ходил в костюме по 12 часов в день, иногда это даже становилось опасным. Однажды он поранил лицо гномьим топором, но из-за маски-протеза не почувствовал повреждения. Кровь часами накапливалась под гримом, а затем вытеснила накладной глазной мешок, из-за чего случился настоящий кровавый взрыв, напоминающий первые фильмы Джексона.

Однако с Битти происходили ситуации и похуже. Во время съемок он сломал оба колена. Когда дублера доставили в больницу, там поинтересовались, где он получил травмы, на что Бретт ответил: «Сражался с Урук-хаем при Хельмовой Пади». Эта битва до сих пор напоминает о себе – недавно актер перенес третью операцию по восстановлению колена.

P. S. Скоро мир увидит новую адаптацию произведений Дж. Р. Р. Толкина – компания Amazon завершила съемки первого сезона сериала «Властелин колец», назначив премьеру на 2 сентября 2022 года (его уже продлили на второй сезон). Действия сериала разворачиваются задолго до событий, описанных в кинотрилогии Питера Джексона. Производство проекта, у которого еще нет трейлера, обошлось Amazon в рекордные $465 млн.

Disqus Comments Loading...