Статьи
Фильму «Властелин колец: Братство Кольца» 20 лет — из чего появился фэнтезийный мир Питера Джексона

Фильму «Властелин колец: Братство Кольца» 20 лет — из чего появился фэнтезийный мир Питера Джексона

Фильму «Властелин колец: Братство Кольца» 20 лет — из чего появился фэнтезийный мир Питера Джексона

В декабре первому фильму из кинотрилогии Питера Джексона исполняется 20 лет. «Властелин колец: Братство Кольца» (The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring) – картина, которая за прошедшие годы не растеряла своего величия. Мы собираемся пересмотреть ленту в очередной раз, а перед этим вспоминаем, какие удивительные обстоятельства способствовали экранизации произведений Дж. Р. Р. Толкина.

The Beatles и экранизация трилогии

Питер Джексон изменил кинематограф, сумев создать невероятный фэнтезийный мир. Однако он не был единственным постановщиком, который адаптировал трилогию «Властелин колец». В далеком 1971 году шведы выпустили небольшой телевизионный фильм, а в 1978 и 1980 годах в США вышли мультфильмы, которые кратко пересказывали события книг.

И, что совершенно неожиданно, группа The Beatles тоже была близка к тому, чтобы поставить свою версию произведений. Причем они могли сделать это раньше всех остальных – в 1968 году «ливерпульская четверка» серьезно настроилась на реализацию проекта.

Если бы фильму дали зеленый свет, Маккартни мог стать Фродо, Ринго Старр Сэмом, Леннон Горлумом, а Харрисон Гэндальфом. Режиссерское место хотели предложить Стэнли Кубрику. Единственный, кто был категорически против – сам Дж. Р. Р. Толкин. Писатель не дал согласия на то, чтобы популярная группа экранизировала его фэнтезийную историю.

Откуда такая информация? Ее выведал Питер Джексон, который работал над документалкой про музыкантов. К слову, у режиссера получился отличный восьмичасовый сериал «Битлз: Вернись» (The Beatles: Get Back), который вышел на стриминговом сервисе Disney+.

Инопланетяне и зомби, которые подготовили Джексона к Средиземью

Сейчас имя Питера Джексона знают во всем мире, но мало кто видел первые фильмы режиссера, которые довольно далеки от масштабного фэнтези. В конце 80-х и начале 90-х Джексон работал над трэш-картинами, которые он снимал с маленьким бюджетом и очень большим вдохновением.

Все началось с полнометражного ужастика под названием «В плохом вкусе» (Bad Taste). Это научная фантастика о пришельцах-людоедах, маскирующихся под жителей Земли. В ленте снимались актеры-любители, в кадре появлялся и сам Питер Джексон – он сыграл сразу двух незабываемых персонажей (один из них, упав со скалы, как ни в чем не бывало вернул остатки мозга в череп). Практически весь фильм состоял из кровавых сцен – чтобы они получились, Джексон лично импровизировал со спецэффектами: конструировал макеты и использовал микроволновую печь, обезображивая маски, которые были частью костюмов для инопланетян.

Сейчас в это сложно поверить, но Комиссия по кинематографии Новой Зеландии оказала финансовую поддержку фильму «В плохом вкусе» и отправила картину на Каннский кинофестиваль, где его показали во внеконкурсной программе.

После этого Джексон снял «Познакомьтесь с Фиблами» (Meet the Feebles) – непристойную сатиру на телевизионные программы с участием кукол, в которую вложились инвесторы из Японии.

Затем режиссер посвятил себя еще одному хоррору, который вывел его на новый производственный уровень с 300-литровым запасом фальшивой крови. Речь идет о фильме «Живая мертвечина» (Dead Alive) с изумительными сценами, которые можно пересматривать по несколько раз – в них священник резво дерется на кладбище, отрывая мертвецам руки; зомби-младенец сбегает из коляски на детскую площадку; а главный герой, потеряв остатки терпения, устраивает кровавую резню, перемалывая зомби через газонокосилку.

Как бы странно это не звучало, работа над фильмами «Познакомьтесь с Фиблами» и «Живая мертвечина» стала поворотным моментом, который приблизил Джексона к великому кинематографу. Именно тогда режиссер начал сотрудничать с основателями малоизвестной компании RT Effects – они занимались созданием существ для фэнтезийных сериалов (Hercules: The Legendary Journeys и Xena: Warrior Princess).

Вскоре эта компания расширилась, переименовалась в Weta Workshop, разделилась на несколько подразделений и создала спецэффекты к трилогии «Властелин колец» (сейчас к ее послужному списку добавились фильмы Avatar; Blade Runner 2049; Thor: Ragnarok; Alita: Battle Angel).

Продюсер-орк

Питер Джексон снял трилогию одним махом, уложившись в период с октября 1999 года по декабрь 2000 года (правда, после выхода первого фильма ему приходилось организовывать постановку дополнительных сцен, которые добавлялись к сценарию на этапе монтажа). Вся работа происходила на территории Новой Зеландии, из которой получилось потрясающее Средиземье.

Вероятно, съемки могли начаться намного раньше, если бы Джексону не приходилось спорить с продюсером Харви Вайнштейном (тот самый одиозный голливудский деятель, которого в прошлом году приговорили к 23 годам тюремного заключения).

Компания Вайнштейна Miramax владела правами на экранизацию романов Толкина, поэтому влиятельный продюсер пытался навязать свое видение – он настаивал на том, чтобы трилогию сократили до одного 2-часового фильма со сжатым бюджетом.

Питер Джексон все же добился творческой свободы, начав сотрудничать с New Line Cinema, и нашел способ отправить Харви куда подальше – режиссер сделал одну из масок орка по подобию внешности Вайнштейна.

Об этом стало известно лишь осенью 2021 года во время записи подкаста Armchair expert – туда пришел Элайджа Вуд, который поделился производственным секретом.

Оптические обманы

Вернемся к вышеупомянутой компании Weta Workshop – ее сотрудники проделали колоссальную работу, занимаясь созданием детализированных миниатюр, протезов, доспехов и оружия. Концепт-художники трудились над ступнями хоббитов, головами орков, носами гномов, ушами эльфов, а также над трупами второстепенных героев, павших в бою. Им даже пришлось сделать марионетку, которая стала древнейшим энтом по имени Фангорн – четырехметровая кукла оживала, когда пять человек изо всех сил тянули ее за веревки.

Особое внимание постановщики уделяли росту главных героев: хоббиты возвышаются над землей максимум на 1 метр, гномы могут быть лишь на 30 сантиметров выше, а все остальные герои должны казаться существенно больше. Конечно, никто из актеров не подходил под это описание, поэтому для съемок чаще всего использовали прием принудительной перспективы, помещая одного персонажа ближе к камере, а другого как можно дальше от нее (беседуя с Гэндальфом, Фродо всегда отдалялся от оператора).

Иногда приходилось конструировать реквизит, прикрепленный к платформе – она вместе с актерами двигалась вслед за камерой, что помогало сохранить оптическую иллюзию в динамичных сценах. Большая часть таких конструкций находилось в интерьерах дома Бильбо Бэггинса, где не менее важную роль сыграла фурнитура – ее изготовляли в двух размерах (Иэн Холм и Элайджа Вуд произносили свои реплики на фоне больших стульев, а Иэн Маккеллен на фоне миниатюрных копий).

На других локациях использовали дублеров низкого роста, также Питер Джексон прибегал к совмещению двух кадров, отснятых по отдельности.

Лучшие визуальные эффекты начала 2000-х

Фильм «Властелин колец: Братство Кольца» доказал, что с помощью старых киноприемов можно создать уникальный волшебный мир. Но самая большая ответственность ложилась на плечи тех, кто занимался компьютерной графикой – только они могли усовершенствовать фэнтезийных существ и монстров.

Поэтому компания Weta Digital разработала свои инструменты визуальных эффектов, которые были просто революционными для начала 2000-х. Среди них программа MASSIVE (Multiple Agent Simulation System in Virtual Environment) – с ее помощью в кинотрилогии появились сцены масштабных битв, в которых группы персонажей двигались согласно заданному алгоритму.

Интересно, что постановщики визуальных эффектов планировали сделать Голлума анимационным героем, добавив к нему лишь запись голоса Энди Серкиса. Однако актер так проникся ролью, что во время озвучки стал импровизировать с мимикой Голлума. Это было довольно впечатляющее зрелище, поэтому на Серкиса надели костюм с датчиками, которые захватывали его движения, что значительно изменило образ персонажа.

Результат впечатлил не только зрителей, но и киноакадемию – первый фильм получил «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Вторая и третья часть трилогии тоже были отмечены золотыми статуэтками в этой категории.

Дублер гнома

Создатели экранизации во многом полагались на компьютерную графику, однако самую тяжелую работу на съемочной площадке выполняли каскадеры. Летом этого года издание Polygon напомнило о человеке, который стал важной частью актерской команды, но так и не получил заслуженной славы.

Гнома Гимли играл актер Джон Рис-Дэвис (чей рост 1 метр 85 сантиметров), а его незаменимым дублером стал Бретт Битти – опытный исполнитель конных трюков (ростом 1 метр 47 сантиметров).

Поначалу Битти снимался только в тех сценах, где были задействованы лошади, но вскоре стал появляться в кадре намного чаще. Оказалось, что у Джона Риса-Дэвиса аллергическая реакция на грим, поэтому было принято решение сотрудничать с Битти почти каждый день – ему наклеивали бороду и специальные накладки, а затем отправляли прямиком к оркам.

Бретт Битти ходил в костюме по 12 часов в день, иногда это даже становилось опасным. Однажды он поранил лицо гномьим топором, но из-за маски-протеза не почувствовал повреждения. Кровь часами накапливалась под гримом, а затем вытеснила накладной глазной мешок, из-за чего случился настоящий кровавый взрыв, напоминающий первые фильмы Джексона.

Однако с Битти происходили ситуации и похуже. Во время съемок он сломал оба колена. Когда дублера доставили в больницу, там поинтересовались, где он получил травмы, на что Бретт ответил: «Сражался с Урук-хаем при Хельмовой Пади». Эта битва до сих пор напоминает о себе – недавно актер перенес третью операцию по восстановлению колена.

P. S. Скоро мир увидит новую адаптацию произведений Дж. Р. Р. Толкина – компания Amazon завершила съемки первого сезона сериала «Властелин колец», назначив премьеру на 2 сентября 2022 года (его уже продлили на второй сезон). Действия сериала разворачиваются задолго до событий, описанных в кинотрилогии Питера Джексона. Производство проекта, у которого еще нет трейлера, обошлось Amazon в рекордные $465 млн.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: