Истории компьютерных игр: Pong и детство Atari

Сорок лет назад, 29 ноября 1972 года, компания Atari, основанная 27-летним Ноланом Бушнеллом в июне того же года, объявила о выпуске первой компьютерной игры, снискавшей широкую популярность, – Pong. Первая версия этого будущего хита воплотилась в жизнь в громоздком теле аркадных игровых автоматов.

Разумеется, это была далеко не первая в истории видеоигра. Нолан Бушнелл никогда не скрывал того, что источником вдохновения для Pong послужил электронный теннис, увиденный им во время демонстрации приставки Ральфа Бэра Magnavox Odyssey, дебютировавшей за несколько месяцев до этого. Впрочем, и сам основатель Atari к тому времени был уже не новичком в игровой IT-индустрии.

Еще школьником Нолан Бушнелл подрабатывал в парке развлечений под Солт-Лейк-Сити, где его внимание привлекали электромеханические аркадные автоматы с различными играми. В 1968 году он окончил университет штата Юта, получив специальность инженера-электротехника. К зарождавшемуся миру игр компьютерных Бушнелл приобщился, будучи студентом: в те годы одним из самых популярных внеклассных развлечений для электронщиков был Spacewar! – космический симулятор, созданный Стивом Расселом из Массачусетского технологического института для мэйнфрейма PDP-1 производства DEC. Двое игроков управляли космическими кораблями и должны были стрелять друг в друга, одновременно маневрируя в невесомости и пытаясь избежать попадания в гравитационные поля окрестных звезд. Разумеется, широкой публике за пределами университетских лабораторий эта игра оставалась совершенно неизвестной – как и сама возможность использования ЭВМ ценой в несколько сотен тысяч тогдашних долларов для таких легкомысленных развлечений.

Как раз радикальное увеличение аудитории таких игр Бушнелл и выбрал целью своей профессиональной деятельности. В 1969 году вместе со своим другом Тедом Дабни он основал компанию, которая получила название Syzygy Engineering – от астрономического термина «сизигия», означавшего выстраивание нескольких небесных тел в одну линию. В качестве дебютного проекта был создан клон все той же Spacewar! – однопользовательский вариант космической аркадной «стрелялки» по имени Computer Space, один из кандидатов на звание первой коммерчески доступной компьютерной игры, встроенный в аркадный игровой автомат. Правда, собственно «компьютером» это устройство можно было назвать только с некоторыми оговорками: центральный процессор попросту отсутствовал, также как и оперативная память или ПЗУ. Вся система основывалась на дискретной логике, то есть, состояла исключительно из микросхем и диодов и была предназначена для запуска только одной игры. Зато размещалась она в очень стильном корпусе футуристического дизайна с 15-дюймовым черно-белым монитором.

Экран игрового автомата Computer Space

Игра появилась в продаже в ноябре 1971 года, однако, особой популярностью среди публики она не пользовалась. Партнеру «Сизигии», компании Nutting Associates, производившей игровые автоматы для установки в различных общественных местах, удалось продать только несколько сотен экземпляров. И хотя это означало поступления в размере более чем 3 миллиона долларов, экспериментальный проект был признан коммерческим провалом: космическая аркада, прямой потомок профессионального развлечения инженеров-электротехников, оказалась слишком сложной для широкой публики. «Нужно было сначала читать инструкцию, прежде чем можно было начать играть, а люди не хотели читать инструкции, – объяснял позднее ситуацию Бушнелл. – Чтобы добиться успеха, мне нужно было представить такую игру, правила которой все бы уже знали, – что-то настолько простое, чтобы в это мог играть любой пьяница в любом баре».

В начале 1972 года Бушнелл и Дабни разругались с руководством Nutting Associates, обвинив их в недостаточно умелом маркетинге, и решили заняться производством аркадных игр самостоятельно. Однако, зарегистрировать в качестве торговой марки слово «Сизигия» им не удалось, – компания с таким именем уже существовала, – и названием новой фирмы стало Atari: термин из дальневосточной игры «го», обозначающий нечто вроде шаха. Поначалу в качестве «простой и понятной игры для всех» было решено создать нечто вроде автогонок, но увидев воплощение тенниса на телеприставке Бэра, Бушнелл понял, что лучше всего будет сконструировать что-нибудь именно в этом духе – только чуть повеселее и поинтереснее. Разработка игры была поручена окончившему накануне университет Беркли 24-летнему инженеру Аллану Алкорну. Руководство Atari поставила перед ним задачу добавить в теннис как можно больше звуковых эффектов, так как от графики больших откровений ожидать было сложно. Алкорн постарался выжать из платы-генератора звука множество разнообразных «бипов», а описывание им звука удара мячика о ракетку породило название самой игры – Pong. К слову, как раз благодаря такой звукоимитации словосочетание «пинг-понг» стало синонимом настольного тенниса еще в начале ХХ века.

Графическое оформление Pong, как и весь игровой процесс, отличалось крайней простотой. Зато прямо на экране отображался счетчик пропущенных мячиков

Кроме звуковых эффектов (которые у Ральфа Бэра в ранних вариантах его приставки вообще отсутствовали), Алкорн добавил много новшеств и собственно в геймплей, чтобы электронный теннис не выглядел чересчур уж однообразным. Площадь «ракетки» была условно разделена на восемь частей, так что программа могла определять, от какой именно части отскакивает мячик и, соответственно, изменять угол его дальнейшей траектории. Кроме того, например, частые попадания мячика в обе ракетки приводили к ускорению его движения, а в случае пропуска удара скорость сбрасывалась на минимум. Наконец, было введено ограничение на время игры, чтобы двое игроков не могли соревноваться друг с другом до бесконечности.

В аппаратном отношении Pong представлял собой все тот же заточенный под одну задачу набор микросхем без памяти и ЦПУ. Зато теперь игра изначально была рассчитана на двоих, а управление сводилось к одной-единственной рукоятке-джойстику: Бушнелл хотел, чтобы его пресловутые пьяницы в барах могли без труда играть одной рукой – при этом удерживая в другой руке бутылку пива. Простотой отличались и правила игры, уместившиеся в одном предложении: «Чтобы набрать очки, старайтесь не упускать мячик».

Уже в сентябре 1972 года был готов пилотный экземпляр автомата, и Бушнелл решил испытать его в полевых условиях, установив машину в соседнем баре – Andy Capp’s Tavern в калифорнийском Саннивейле. Успех превзошел все самые смелые ожидания создателей. Когда на следующий вечер хозяин этого питейного заведения позвонил в Atari и пожаловался на сломавшийся автомат, то Аллан Алкорн, отправившись по вызову, обнаружил, что причиной короткого замыкания в системе оказался переполненный сверх всякой меры монетоприемник…

Компания арендовала заброшенный павильон для катания на роликовых коньках, наняла десятка три рабочих и занялась выпуском Pong-автоматов. К концу 1972 года производство удалось поставить на конвейер, и уже за первый год покупателям было отгружено восемь с половиной тысяч больших сине-желтых корпусов с электронным теннисом внутри. Еще немного красноречивых цифр: себестоимость выпуска одного устройства Pong составляла примерно 500 долларов, продавались они по 1200 за штуку, а владельцу – конечно, при условии установки машины в достаточно людном месте – в то время приносили звонкими 25-центовыми монетами до 300 долларов еженедельно.

Pong в своем семейном кругу: Нолан Бушнелл (в центре), Тед Дабни (слева), Аллан Алкорн (крайний справа)

Разумеется, такой лакомый кусочек рынка недолго мог оставаться вотчиной Atari. Начиная с 1973 года активизируются конкуренты, и Pong оказывается лишь ненамного впереди целой толпы собственных клонов и подражателей. Работать становится сложнее – и Тед Дабни покидает компанию, продав свою половину акций Бушнеллу. Зато очень интересным приобретением для компании оказывается сороковой по счету сотрудник – 19-летний парень по имени Стив Джобс, нанятый Алланом Алкорном в качестве техника в феврале 1974 года.

Юный Джобс эпатировал всех сослуживцев и неопрятным внешним видом, и странностями поведения – включая явную недружелюбность, несоблюдение устоявшихся норм личной гигиены и приверженность странной диете системы «воздух и вода». Но глава Atari, всегда подчеркивавший свою небывалую для корпоративной Америки того времени демократичность, – не важно, где вы учились и что заканчивали, не важно, ходите ли вы на работу в футболке и кедах, а важно, чтобы ваша работа была выполнена, – питал к будущему основателю Apple неизменную симпатию за огромную, по его словам, целеустремленность и страстность. Правда, только позднее Бушнелл проведал о том, что всю практическую работу за Джобса выполнял его друг Стив Возняк, которому Стив-первый отдавал половину получаемой зарплаты, да и то не всегда, присваивая себе все его заслуги… Впрочем, Возняк великодушно признавался, что такие интересные технические задачи он был готов решать хоть задаром. Так, именно Воз сконструировал для Atari следующий хит – Breakout, однопользовательский вариант Pong, в котором мячиком нужно разбивать стенку в верхней части экрана.

Потом представителей этого жанра назовут арканоидами – по имени одного из клонов Breakout

И все же, когда Джобс и Возняк попытались было заговорить с руководством на тему собственного домашнего компьютера, конструированием которого они занимались в свободное время и даже при неофициальной помощи все того же Аллана Алкорна, – Бушнелл интереса не проявил, и двое энтузиастов основали собственную компанию. Дело в том, что еще с 1974 года Алкорн и инженер Гарольд Ли работали над проектом по превращению Pong из громоздкого игрового автомата в миниатюрную телеприставку – Magnavox Odyssey хоть и открыла целое новое поле для применения компьютерных игр, но сама оказалась коммерчески слабоватым продуктом, а вопрос о лицензировании «электронного тенниса» у Ральфа Бэра решился к обоюдному удовольствию обеих сторон. Новинка от «Атари» появилась на прилавках в 1975 году – и клонов у домашнего Pong в итоге оказалось не меньше, чем у его старшего и более габаритного брата.

Однако, несмотря на всю популярность такого рода продукции, во второй половине 1970-х консоль, способная воспроизводить одну-единственную игру, выглядела уже явным анахронизмом. Требовалось нечто более масштабное. Бушнелл понимал, что новое производство потребует таких вложений средств, которыми он не мог располагать, – и в 1976 году решил продать свою компанию корпорации Warner Communications примерно за 30 миллионов долларов. В результате уже в октябре 1977 года состоялся успешный запуск Atari Video Computer System, позднее названной Atari 2600 и оказавшейся лидером всего второго поколения игровых консолей.

Pong – теперь и в исполнении «для дома, для семьи»

А еще через год Нолан Бушнелл уходит из компании, разошедшись с руководством Warner во взглядах на срок жизни Atari 2600 и на целесообразность использования закрытого ПО – то есть, как раз на те мелочи жизни, которые уже в 1983 году способствовали краху рынка многочисленных несовместимых друг с другом домашних видеоприставок и к очередной перепродаже Atari. Впрочем, это уже совсем другая история.

Тем не менее, первая «Атари» неожиданно напомнила о себе в 2010 году, когда было объявлено, что Бушнелл, который с 1977 года занимался своим новым детищем, сетью ресторанов Chuck E. Cheese’s и некоторыми небольшими проектами, вернулся в мир IT, присоединившись к совету директоров международной корпорации Atari SA, ранее известной как французская Infogrames Entertainment. Придуманное им когда-то удачное название игровой компании оказалось гораздо более живучим, чем сама эта компания…

Disqus Comments Loading...