Рубрики Статьи

История BlackBerry (1984-2013)

Опубликовал
Юрий Пятковский

Дела у компании BlackBerry (предыдущее название – RIM) последние два года шли из рук вон плохо, поэтому решение ее руководства уйти с потребительского рынка не стало такой уж большой неожиданностью. Тем не менее, это хороший повод вспомнить историю некогда крупнейшего производителя смартфонов на североамериканском рынке.

Пейджинговая связь (1984–1998)

В 1984 году канадец Майк Лазаридис, будучи студентом Университета Ватерлоо, зарегистрировал компанию под названием Research In Motion (RIM). Изначально деятельностью компании были инженерные работы, а именно проектирование устройств для беспроводной передачи данных.

В начале 1990-х Research In Motion начала сотрудничать с компаниями Ericsson и RAM Mobile Data, у которых позаимствовала технологии беспроводной передачи текста в широко распространенных в то время пейджинговых сетях.

Основи Web дизайну від Ithillel.
Цей онлайн-курс з основ веб-дизайну дозволить вам опанувати мистецтво створення ефективних та привабливих інтерфейсів для вебсайтів і застосунків. Ви оволодієте ключовими принципами UX/UI дизайну, створюватимете дизайн-макети та прототипи, розроблятимете адаптивні інтерфейси для різних пристроїв, готуючись до професійної кар'єри в галузі веб-дизайну.
Дізнатися більше

В 1996 году мир увидел первый гаджет RIM – пейджер Inter@ctive Pager 950, который работал в сети Mobitex. В отличие от большинства конкурирующих моделей, которые могли лишь получать текстовые сообщения, Inter@ctive Pager 950 был оснащен QWERTY-клавиатурой, а потому позволял еще и отправлять сообщения.

Пейджер для двухсторонней связи RIM Inter@ctive Pager 950

Нацелен Inter@ctive Pager 950 был в первую очередь на корпоративный сегмент, а потому массовым продуктом не стал. Да и в то время среди молодежи еще не было модным безостановочно переписываться в чатах.

В 1997 году руководство RIM решилось на ребрендинг своей продукции. Новую линейку мобильных гаджетов назвали BlackBerry, это название и новый брендинг создавала специально нанятая для этого маркетинговая компания Lexicon Branding. Именно ягоды ежевики (англ. – blackberry), по мнению сотрудников Lexicon Branding, напоминала клавиатура тогдашних устройств RIM.

Смартфоны наступают (1999–2006)

Свой первый смартфон RIM выпустила в 1999 году – модель получила название BlackBerry 5810. Как и пейджеры компании, устройство оснащалось QWERTY-клавиатурой и монохромным дисплеем, но уже c большей диагональю. Интересно, что первая версия BlackBerry 5810 была лишена разговорного динамика и микрофона. Для телефонных звонков приходилось подключать проводную гарнитуру. В последующих ревизиях, правда, встроенные средства голосовой связи все-таки добавили.

Смартфон BlackBerry 5810

В 2004 году выходит первый смартфон RIM с цветным дисплеем – BlackBerry 7210. В том же году RIM отпраздновала сразу два знаковых события: был продан первый миллион мобильных гаджетов компании, а спустя десять месяцев – второй. Как это не парадоксально сегодня звучит, работая сугубо в корпоративном сегменте, RIM росла быстрее потребительски-ориентированных конкурентов по мобильному рынку.

Модель BlackBerry 7210

Окрыленная успехом, RIM впервые в своей истории выходит за пределы корпоративного рынка и начинает создавать «умные» гаджеты, которые захотели бы купить рядовые канадцы и американцы. В 2006 году состоялся анонс BlackBerry Pearl 8120 с упрощенной телефонной клавиатурой.

Модель BlackBerry Pearl 8120

К тому же, модель 8120 стала первым смартфоном компании со встроенной фотокамерой и программным медиаплеером. Возможных варианта раскраски у Pearl было аж четыре (черный, серый, синий и красный). Это было так непохоже на предыдущие корпоративно-строгие модели BlackBerry.

Это было время, когда ни Apple iPhone, ни Android-смартфонов еще не существовало, а Nokia правила бал лишь в Европе и Азии. Реально конкурировала с RIM на североамериканском рынке только коммуникаторы Palm, да решения на базе Windows Mobile от разных производителей.

Золотая пора (2007-2010)

Держать марку и наращивать аудиторию RIM удалось благодаря качественно проработанным веб-сервисам для ведения бизнеса. К примеру, предназначенный для небольших предприятий BlackBerry Internet Service (BIS) отвечает за синхронизацию в реальном времени, сжатие данных для ускорения их загрузки и экономии интернет-трафика, а также конфиденциальность.

Принцип работы Blackberry Enterprise Server

Для большого бизнеса предлагается куда более функциональный Blackberry Enterprise Server, который позволяет осуществлять обмен данными между корпоративным почтовым сервером и смартфоном по защищенному каналу связи.

BlackBerry Bold 9000 – первый смартфон RIM с навигационным модулем GPS

К 2009 году компании RIM удалось продать более 50 млн. смартфонов по всему миру (больше реализовала только Nokia), а по показателям финансового роста она и вовсе превосходила всех конкурентов. Спустя год смартфонам Blackberry покорился рубеж в 100 млн. проданных экземпляров. Правда, к тому времени в гонку вооружений уже включилась компания Apple, а также Google со своими «железными» партнерами (HTC, Samsung и Motorola).

BlackBerry Storm 9500 – первый смартфон RIM с сенсорным экраном

Неудачная попытка приспособиться (2011-2012)

В 2011 году компания RIM, все еще будучи успешной, осознает необходимость как можно скорее приспособиться к изменившемуся рынку мобильных гаджетов. Первым ее реформистским шагом стал выпуск планшетного ПК. С точки зрения технических характеристик BlackBerry PlayBook получился вполне удачным: прорезиненный корпус, IPS-экран, двухъядерный процессор ARM Cortex-A9 и громкие басовитые динамики на передней панели.

Планшет BlackBerry PlayBook

Но скудный выбор приложений для BlackBerry OS, построенной на базе QNX, не позволил планшету RIM стать массовым продуктом. Не стал панацеей и специально созданный эмулятор для запуска Android-приложений в BlackBerry OS. В режиме эмуляции приложения работали медленнее, чем в родной среде. Спустя некоторое время планшет PlayBook уже распродавали по сниженным ценам.

Смартфон BlackBerry Porsche Design P9981

Как результат, курс акций RIM за год упал в пять раз, а основатель и многолетний глава компании Майк Лазаридис был вынужден покинуть свой пост. Новым исполняющим директором компании стал Торстен Хейнс, ранее руководивший немецкой компанией Siemens. Ставить у руля и без того проблемной RIM человека, который до этого потерпел поражение с мобильным подразделением Siemens – решение весьма спорное.

Прощание с потребительским рынком (2013)

Смартфоны BlackBerry Q10 и Z10

Несмотря на выпуск довольно-таки интересных смартфонов BlackBerry Q10 и Z10 (первый кнопочный, второй сенсорный), наладить дела новому руководству RIM не удалось. Пожалуй, единственное чем запомнилось правление Хейнса – переименование компании Research In Motion в BlackBerry. На текущий момент BlackBerry контролирует всего 2,7% мирового рынка смартфонов, уступая даже Windows Phone, занявшей третье место с 3,3% устройств.

Летом 2013 года было объявлено о намерении продать компанию BlackBerry, но желающих уплатить требуемую сумму не нашлось. А потому уже в сентябре было объявлено об уходе RIM с потребительского сегмента рынка мобильных устройств и массовом сокращение штата. Теперь BlackBerry будет заниматься тем, с чего начинала: проектировать аппаратные и программные решения исключительно для корпоративного сектора. Получится ли у нее вернуть доверие большого бизнеса, покажет время.

Disqus Comments Loading...