Рубрики Обзоры

Kholat: хоррор-фантазия на тему перевала Дятлова

Опубликовал
Юрий Мелков

Туристов, а тем более альпинистов, погибло и, увы, погибает немало. Но история, произошедшая в 1959 году в уральских горах с группой Игоря Дятлова, до сих пор продолжает будоражить умы любителей тайн и загадок по всему миру. Что заставило девятерых человек выбежать ночью из палатки босиком на мороз – а, следовательно, на верную гибель? По этому поводу было выдвинуто множество версий, от лавины или беглых преступников до самых изощрённых уфологических и конспирологических теорий, всё преимущество которых – в принципиальной недоказуемости в связи с отсутствием как фактов, так и свидетелей. А потому «тайна перевала Дятлова» оказывается очень даже благодарной темой для писателей, кинематографистов – а теперь для и дизайнеров компьютерных игр.

Kholat

Жанр Исследовательский хоррор
Платформы Windows
Разработчик IMGN.PRO
Издатель IMGN.PRO
Сайт, страница в Steam

Оценка

Зимние горные пейзажи, обширная карта для исследования

Слабая привязка к истории Дятлова, сюжетный минимализм, автоматические сохранения

Зима, ночь, «ужастик» – в самый раз для жаркого лета

Сотрудники польской компании IMGN.PRO работали над многими известными проектами как издатели и дистрибуторы, но в качестве темы для своей самостоятельной разработки они выбрали именно историю гибели студентов Уральского политехнического института в середине прошлого века. Названная в честь горы Холат-Сяхыл (она же Холатчахль), игра переносит нас на Северный Урал конца пятидесятых годов – который выглядит, сразу скажем, очень даже неплохо, будучи воссоздан на современном движке Unreal Engine 4. Формально «Kholat» делится на три главы, первая из которых встречает вас на вокзале маленького городка, с аутентичным паровозом, застывшими в сугробах одноэтажными домиками – и с полным отсутствием как обитателей, так и каких бы то ни было намёков на цель и смысл нашего пребывания в этом месте. Но пусть вас не смущает такое замедленное вступление: стоит только пройти мимо города чуть далее в лес, и голос британского актёра Шона Бина сопроводит вас сквозь метель и пургу во вторую главу, в которой вы и проведёте 99% игрового времени.

Поневоле приходится признавать, что собственно к группе Дятлова «Kholat» имеет отношение весьма отдалённое – скорее, история загадочной гибели туристов послужила полякам не более чем источником вдохновения для вольной фантазии на тему «зимняя ночь: ужасы в горах». При этом в игре нашлось применение чуть ли не всему тому, что только ни выдвигалось в качестве объяснения трагедии на реальной Холатчахль: тут вам и огни в небе, и тотемные столбы туземного населения с алтарями для жертвоприношений, и заброшенный военный бункер (разумеется, куда менее аутентичный чем тот, который мы посещали в «Фобос: 1953»). Даже Тунгусский метеорит зачем-то припомнили (а что, от Северного Урала до места его падения в Красноярском крае – всего-то пара-тройка тысяч километров). Так что мир, исследованием которого нам предлагается заняться, больше похож на выполненную в зимнем антураже фантастическую Зону в духе «Сталкера» Стругацких-Тарковского, чем на реально воссозданную уральскую глушь: на каждом шагу встретятся нам аномалии, горелый лес, несколько разветвлённых пещер и разнообразные руины, включая даже развалины псевдоправославной церкви. Кроме того, действие происходит в полнолуние – так что ночь на самом деле оказывается довольно-таки светлой, а выданный нам разработчиками фонарик позволяет рассматривать даже самые тёмные уголки.

Онлайн-курс "Управління ІТ-командами" від Laba.
Прокачайте свої soft- і hard-скіли в управлінні кількома IT-командами, отримайте практичні стратегії та інструменти ефективного team-ліда.
Програма курсу і реєстрація

Ну ладно, оставим уже придирки: понятно, что достоверную историческую реконструкцию событий 1959 года поляки себе за цель никак не ставили, – а с игровым процессом дело обстоит как раз очень даже неплохо. Вместо более традиционного «ужастика» в помещении, в духе серий «Пенумбра» и «Амнезия», в «Kholat» мы получаем в наше распоряжение огромное открытое пространство. Которое надлежит именно исследовать, почти как в Dear Esther или The Vanishing of Ethan Carter, – вот только в придачу к многочисленным местным достопримечательностям, монологам загадочного антагониста и привычно разбросанным тут и там запискам и документам мы получаем и множество самых разных неприятностей, способных игрока реально напугать – и отправить на экран загрузки последнего автоматического сохранения. Умереть невидимый безымянный герой может и просто свалившись с узкой горной тропинки в пропасть, и попав под камнепад, но основную угрозу представляют всё-таки упомянутые аномалии – или, точнее, аномалия, встреч с которой (и с оранжевым туманом, предвещающим её появление) следует избегать любыми возможными способами.

Для ориентирования на пересечённой местности нас снабжают компасом и картой – приятно, что местоположение героя на ней никак не обозначается: приходится внимательно следить за стрелкой компаса, сравнивая её направление с изображёнными на плане извилистыми тропинками и видимыми невооружённым глазом особыми приметами ландшафта. Координаты широты и долготы девяти из таких примет также приведены на карте – их посещение входит в обязательную культурную программу, позволяющую перейти из второй главы в третью (которая, впрочем, продлится минуты так две). Будут встречаться вам и «островки безопасности» – палатки с кострами, между которыми можно совершать быстрые мгновенные путешествия, не рискуя попасться на глаза местной сверхъестественной фауне. От последней, разумеется, спастись можно только бегством – с учётом того, что прыгать герой не может совсем, а бежать способен только очень недолго и быстро задыхается (что и не удивительно: лыж под нами не видно, а пешком по глубокому снегу бродить ой как непросто). Можно, кстати, немного пожалеть о том, что снег и холод не играют здесь более активной роли, как в отечественной игре «Анабиоз: Сон разума», – но тогда это был бы уже хоррор на выживание, а не «на исследование».

Само исследование заключается в посещении упомянутых обязательных мест (а точнее, в чтении расположенных в этих местах записок) – и в нахождении 27-ми опциональных документов, среди которых – фрагменты (вымышленного) дневника кого-то из группы Дятлова, вырезки газетных статей на тему той трагедии, а также записи самого главного героя. Сюжетной наградой за сбор всей информации, помимо автосохранения при обнаружении лагеря или документа и возможности составить себе более полное представление о всём происходящем, оказывается альтернативная концовка игры – к сожалению, отличается она всего лишь добавлением одного небольшого диалога, да и его интерпретацию авторы также предоставляют самим игрокам.

Зато стоит отдельно похвалить звуковое и музыкальное оформление «Kholat»: композиции Аркадиуша Рейковски действительно соответствуют атмосфере игры, а голос Мэри Элизабет МакГлинн напомнит о такой классике хоррора как Silent Hill. Русский перевод выполнен только субтитрами – что может показаться несколько странным, учитывая то, что озвучиваемые по-английски события происходят всё-таки в российской глубинке, – но вполне грамотно. Продолжительность прохождения, с учётом открытого мира, сильно зависит от стиля игры и от желания посетить все места и собрать все записки, – так что провести на горе Холатчахль можно и пару часов, и десяток. Но порекомендовать польский проект можно и любителям ужастиков, и поклонникам исследовательских игр, тем более что суровая зимняя ночь в далёких горах оказывается свежим словом в этих жанрах компьютерных развлечений – и хорошей альтернативой жаркому и солнечному лету.

ASUS рекомендует:

Disqus Comments Loading...