Знаете, что может сделать команда энтузиастов за семь лет? Игру, на фоне которой Diablo III будет выглядеть как нелепая шутка. Именно такой игрой является Path of Exile.
Жанр Action/RPG, MMO
Платформы Windows
Разработчики Grinding Gear Games
Издатель Grinding Gear Games
Сайт pathofexile.com
Мрачная атмосфера, уникальные возможности кастомизации персонажа, бесплатность
Отсутствие внятного сюжета, некоторая общая сырость проекта, небольшие проблемы с анимацией
Это действительно правильная Diablo, правда, без шикарных роликов Blizzard
«Бесплатная аction/RPG/MMO» – в наше время это практически приговор, потому что аудитория крепко связывает вышеупомянутую формулу с низкокачественными корейскими гриндилками с угнетающими микротранзакциями, в которых и шагу нельзя ступить не заплатив предварительно доллар-другой. Именно поэтому недавно избавившаяся от приставки «beta» Path of Exile от новозеландской Grinding Gear Games это действительно уникальное явление.
Как любая качественная аction/RPG, Path of Exile просто обязана была разрабатываться с оглядкой на бессменного лидера и беспрекословного короля жанра. Вот только в Grinding Gear Games понимали одну простую вещь, о которой создатели большинства шаблонных «Diablo-киллеров» никогда не задумывались – скопировать Diablo недостаточно, без изюминки твой проект никому не нужен. Даже даром.
Впрочем, первые минуты знакомства с игрой не обещают ничего хорошего. Начало, как и вообще сюжетную часть, новозеландцы откровенно слили. Выбираем между шестью изначально доступными классами (еще один откроется после прохождения), где совершенно никаких откровений и все сводится к схеме воин/маг/лучник и их производные, определяемся с лигой, читай уровнем сложности, а дальше… Герой, пережив кораблекрушение, обнаруживает себя на берегу чужой земли (ну сколько можно уже, а?) в окружении оживших мертвецов. Тут же поблизости оказывается некий укрепленный лагерь, другими словами пункт выдачи квестов и приема пачками сыплющегося с мобов утильсырья. Робкие попытки получить внятные ответы на три главных вопроса: «Кто?», «Где?» и «Почему?» успехом, увы, не увенчаются. Рассказы неигровых персонажей весьма обрывисты, расплывчаты и, главное, откровенно скучны, так что приходится забыть про глобальный сюжет и идти решать более насущные проблемы – найти припасы для лагеря, некроманта успокоить, решить вопрос с сиренами, разобраться с бандитами, найти путь в следующий акт, в конце концов.
Дальше все идет по проторенной колее – монстры убиваются, собираются первые, ни на что не годные, доспехи и оружие, в общем ничего не предвещает беды. Ровно до того момента, как персонаж получает новый уровень и вы открываете дерево навыков. После чего может появиться настойчивое желание закрыть игру и больше никогда ее не запускать. Все дело в том, что на первый взгляд громоздкую и запутанную систему талантов разработчики подсмотрели в Final Fantasy X и навыков тут сотни. Но, как и в случае с Sphere Grid, после близкого знакомства понимаешь, что перед тобой очень гибкая и удобная в использовании система развития персонажа и вообще, что именно в ролевой системе и заключается изюминка игры.
С основными характеристиками в Path of Exile все просто. Это сила, ловкость и интеллект и повышаются они автоматически с получением уровня. А вот навыки делятся на пассивные и активные. Пассивные – то самое дерево талантов, и здесь тоже все привычно, персонаж получает одно очко навыков на уровень. А вот с активными ситуация сложнее, потому что содержатся они в драгоценных камнях, которые нужно инкрустировать в экипировку и которые, между прочим, имеют свои собственные уровни и прокачиваются по мере использования. Причем, гнезда в предметах зачастую связаны между собой, что позволяет комбинировать умения. Так, в несколько кликов, обычный удар по площади начинает, например, бить противников молнией и заодно восстанавливать жизни персонажа.
А еще в игре существует около десятка реагентов, позволяющих модифицировать найденные предметы, изменять их качество, повышать редкость, добавлять или изменять их характеристики, количество или цвет гнезд, связи между гнездами и так далее. Другими словами, по возможностям для создания уникального персонажа Path of Exile даст фору кому угодно. Но персонаж персонажем, а с геймплеем-то что?
С геймплеем все в порядке, если вы фанат dungeon crawl. Схема тут простая – получаем задание, выходим за пределы города, убиваем монстров, получаем лут и периодически возвращаемся к продавцу чтобы сбагрить собранное добро. При встрече один на один с игроком монстры совершенно беззащитны, так что ходить они предпочитают сбившись в стаи, в центре которых обычно особо сильный представитель местной фауны, наделяющий подопечных каким-то мерзким свойством вроде замораживающих ударов, защиты от магии и так далее. Боссы встречаются редко, но запоминаются частыми пробежками из города до места безвременной кончины вашего персонажа.
Еще одна отличительная черта игры – полное отсутствие денег. В Grinding Gear Games решили возвести гриндинг лута в абсолют, сделав вещи местной валютой. Найденный хабар вы сдаете продавцу за упомянутые ранее реагенты для модификации предметов, эти же реагенты используются для покупок нужной экипировки. Интересно поступили и с бутылочками жизни и маны. Теперь вы находите пустую тару, которая автоматически пополняется после убийства определенного числа противников.
Многие называют Path of Exile «правильной Diablo» и даже после непродолжительного знакомства с игрой с ними трудно не согласиться, ведь она похожа на настоящую Diablo куда больше чем то, что в 2012 году выпустили Blizzard, гордо пронумеровав цифрой 3. Path of Exile это мрачная, жестокая, кровавая и не слишком дружелюбная к новичкам игра. Да и посмотрев на локации становится понятно откуда уши растут – равнины, леса и разрушенные города напоминают о Diablo II, а мрачные подземелья и катакомбы вызывают в памяти жуткую атмосферу первой части и это прекрасно.
К сожалению, Path of Exile не идеальна. Кроме проблем с сюжетом, которые можно было бы и пережить, видно, что от статуса beta игра избавилась только формально и разработчикам предстоит еще многое сделать, поскольку на данном этапе множество вещей в игре существует без какой-то определенной цели, как PvP или возможность объединяться в гильдии. С другой стороны, в Grinding Gear Games и не останавливаются на достигнутом, добавляя в игру новый контент и устраивая своеобразные марафоны по прокачке с заданными условиями, длящиеся от пары десятков минут до нескольких недель.
В замен же, как ни странно, не просят ничего. Игру можно пройти не заплатив ни копейки и не почувствовав никаких неудобств, поскольку большинство микротранзакций позволяют купить сугубо косметические улучшения – питомцев, уникальные скины для оружия и брони, новую анимацию. При большом желании потратиться можно разве что на дополнительные ячейки в хранилище, если вам не будет хватать четырех базовых и на гильдийское хранилище, но суммы вполне гуманны – от двух до двадцати долларов.
Одним словом, все, кто обвинял Diablo III в мультяшности, примитивности боевой системы и общем оказуаливании серии, можете смело оставить Санктуарий позади и переселяться в Рейкласт, вам здесь понравится.