В основном бизнесы стараются не принимать быстрых рискованных решений, особенно во времена кризиса. Это касается всех сфер деятельности и гемблинга в частности. Именно поэтому отдел бизнес-аналитиков в крупной компании уже не просто привычная вещь, а необходимость. Эти специалисты могут определить проблемы бизнеса, детально проанализировать данные и предложить самые эффективные решения.

Однако бывает, что и в самой команде Business Analysis (BA) нужно навести порядок. Именно для этого к компании FAVBET Tech присоединился Head of BA Захар Христич. В партнерском тексте он поделился своим опытом, как построил действенную команду и как надо вести проект, чтобы получить результат.

Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)

Первые шаги на новой позиции

Захар пришел в команду аналитиков, которая уже была сформирована. Ведь в компании в то время понимали, что качественное развитие IT-направления невозможно без бизнес-анализа.

У нового Head of BA была цель – выстроить процессы в команде, чтобы отдел бизнес-анализа начал давать максимальные результаты. Проблема была сформулирована следующим образом: «Наши аналитики работают медленно, нужна мотивация и структура». Работники выполняли задания не всегда вовремя, иногда опаздывали с документацией. И такая работа отдела могла создавать трудности для FAVBET Tech.

«Пришлось перезапускать процессы во всей компании: если бы мы переделали их только в отделе BA, это не решило бы проблемы. Потребовалось взаимодействие с Delivery и Engineering. В результате договорились о том, как мы взаимодействуем и какие зоны ответственности бизнес-аналитиков, – вспоминает Захар Христич. – Это дало понимание, какими должны быть процессы и как должны работать люди».

 

Повторные собеседования и отбор лучших

Когда новый Head of BA появился в отделе, он первым делом проверил всю команду на профпригодность. Вариант «выгнать всех – набрать новых» не рассматривали, действовали по-другому. Ведь важно сохранить команду и мотивировать каждого.

«Несколько дней я проводил повторные интервью с командой, оценивал уровень и потенциал людей. Смотрел не только на технические скиллы, но и характер работника, – рассказывает Христич. – Аналитик много взаимодействует с людьми. Поэтому нужно владеть определенными софт-скиллами и внутренними убеждениями, чтобы удачно работать бизнес-аналитиком».

По мнению Head of BA, софт-скиллы труднее исправить, а вот технические навыки можно прокачать быстрее. Поэтому на собеседованиях оценивали существующие софт-скиллы и потенциал работников развивать.

При этом некоторые сотрудники приятно удивили во время разговоров, ведь их результаты оказались лучше, чем отзывы о работе этих людей. Это натолкнуло Захара Христича на мысли, что существующая система работы отдела просто не давала раскрываться талантам работников.

Так сформировали скелет команды из самых мотивированных и перспективных работников.

Внедрение изменений

По словам руководителя, в настоящее время работа отдела трансформируется постоянно. Сначала было тяжело, потому что нужно было сделать большую часть работы и всех «переиначить». Многие работники относились к таким изменениям с недоверием. Но после того, как его преодолели, ситуация стала меняться достаточно быстро.

«Уже через месяц мы изменили подходы бизнес-аналитиков к работе. К примеру, от бизнеса приходит задача. И ее могут решать пять команд. У нас есть сотни сервисов, и бизнес-аналитику, который говорит на одном языке с бизнесом, было нереально донести до девелопера, какой сервис должен быть привлечен. В результате обязательно крайним будет аналитик, что было проблемой, – вспоминает Захар Христич. – Другая проблема с большими задачами. Такую задачу мог бы решить один аналитик, но ее решали 5–6 коллег, дополняя поочередно. В результате не было ответственного».

Поэтому первое изменение, которое внедрили в отделе, – один аналитик должен вести одну инициативу. Не все получалось хорошо и сразу, но люди успокоились и результаты начали появляться довольно быстро. Если раньше на то, чтобы ввести какие-либо изменения, уходило два месяца, то сейчас все происходит гораздо быстрее и воспринимается без проблем.

На то, чтобы все подтянулись к новым изменениям, уходит неделя-две, – рассказывает Захар Христич. – Мы с командой проговорили идею, обдумали, обсудили еще раз – у нас ведь в коллективе демократические основы, каждый имеет возможность высказать свое мнение – и начали действовать.

author avatar

Захар Христич

Head of BA у Favbet Tech

Требования к аналитикам в команде

По словам Захара Христича, основное требование к работникам – умение самостоятельно решить любую задачу. По его словам, в других компаниях senior-аналитик может выполнять сложные задания, middle-аналитик делает меньшие задания или определенные фрагменты, а джуну обычно дают работу, которую никому не интересно делать.

«У меня подход другой – каждый человек может решить любую задачу. Это звучит амбициозно, но здесь подразумевается, что джун умеет решить любую задачу под руководством наставника. То есть он консультируется, но работает сам, – объясняет Head of BA FAVBET Tech. – Возможно, лиду было бы проще сделать это самому, но таким образом джун может выполнять задания с каждым разом быстрее и у него есть возможность быстро расти в нашей компании».

По этому принципу middle-специалист в отделе BA может решить самостоятельно, без контроля 80% задач. А senior – это человек, которому принесли сырую идею. Она говорит: «Больше ни слова», – а через две недели приносит расписанные подходы, которые следует рассмотреть с экспертной оценкой: что можно делать, а что – нет.

«Аналитик должен иметь свое мнение и быть в состоянии его отстоять, даже если это не в унисоне с тем, что придумал бизнес, – замечает Христич. – Также важно, чтобы аналитик обладал внутренней уверенностью и она была чем-то подкреплена».

Состав команды и функции каждой позиции

В команде BA FAVBET Tech работают 19 бизнес-аналитиков и четыре лида. В ведении Захара также есть дизайнеры и техрайтеры. Всего в коллективе 33 специалиста.

Функции аналитиков

Аналитики еще до разработки анализируют данные, общаются со стейкхолдерами, менеджерят все изменения, доносят информацию до всех нужных специалистов, проводят стратегический анализ.

Они планируют, общаются и выявляют требования проекта, занимаются моделированием, разрабатывают само решение, а также оценивают эффективность созданного решения.

«Разработка – это дорогая штука, и делать все, что предложит бизнес, рискованно. Поэтому нужно проводить кучу исследований, – считает Захар Христич. – И поскольку каждый аналитик работает самостоятельно и проявляет индивидуальные качества, появляются новые креативные идеи».

Функции дизайнеров

Бизнес-аналитик прописывает бизнес-требования и формулирует их в задачи для дизайнеров. Это поможет понять, как сделать удобный пользовательский интерфейс.

«User Experience для нас не пустой звук, – заверил руководитель BA, – мы действительно производим продукты, удобные для пользователя».

Всего в команде работают шесть дизайнеров и лид. Но количество людей растет, потому что мы всегда ищем усиление.

«UI/UX-дизайнеры у нас высокого уровня, и они тоже своего рода аналитики, – объясняет Христич. – Поэтому каждый человек на каждой позиции может вносить свои предложения и проверять работу друг друга: дизайнер – у аналитика, а аналитик – у дизайнера».

В FAVBET Tech также проводят тренинги по UI/UX-дизайну, чтобы аналитики понимали в нем и могли качественно принять работу дизайнеров.

Функции райтеров

Требования к продукту в отделе прописывают бизнес-аналитики. Эти требования содержат много технической информации, необходимой для девелоперов, тестировщиков, менеджмента и так далее.

А техрайтеры создают такое описание системы, которое будет понятно любым пользователям.

Какие технологии использует команда

По словам руководителя отдела, в бизнес-анализе применяют:

  • подходы;
  • техники;
  • инструменты.

Подходы часто зависят от того, по какому процессу будут разрабатывать, а также от адаптивного или предективного анализа.

«Если разработка по адаптивной методологии, то с каждым шагом мы можем улучшать наш результат, – объясняет Христич. – Если предективная, то идей от команды минимум, все нужно сделать в определенной последовательности и согласно строгим требованиям».

Техник в бизнес-анализе существует очень много. Основные 50 перечислены в книге A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge® (BABOK® Guide). Это своеобразная библия для отдела BA.

«Согласно рекомендациям BABOK® Guide, мы определяем область знаний, технику или техники, – рассказывает Head of BA. – А дальше общаемся с другими специалистами на проекте, разбираемся, какие документы записать, какие задачи поставить. И определяем стратегию».

Что касается инструментов, то это ПО, которое облегчает работу специалистов: Confluence, JIra, плагины к ним, Excel, SQL и т.д. «Если нам нужно проанализировать большие данные, то применяем другие инструменты, – рассказывает Христич. – Но это уже аналитика buisines data. У нас эта позиция открыта, мы ждем правильного человека».

Также команда использует Balsamic, Figma, Visio и другие программы, чтобы доносить информацию до дизайнеров, а для создания диаграмм используют PlantUML, Draw.io и другие.

Для быстрого вхождения в домен аналитики используют ChatGPT. Но в отделе действует правило: если в течение трех минут ИИ не дал адекватного ответа, аналитик ищет его уже самостоятельно, так будет эффективнее.

Как набирают команду

По словам Head of BA FavBet Tech, после анализа резюме на следующий этап проходят не более 2% кандидатов.


«Подбор людей требует много времени, – объясняет руководитель BA. – Но у нас нет такого понятия, как текучка кадров. После испытательного срока никто из бизнес-аналитиков от нас не ушел. Кроме того, с начала полномасштабного вторжения у нас был мораторий на увольнения. Мы всегда поддерживаем команду и даем возможность для развития как собственного потенциала в работе, так и роста на должности».

Захар Христич

Head of BA у Favbet Tech

Специалиста, который пришел в команду, ждет испытательный срок. Затем кандидат получает Personal Development Plan, согласно которому развивает свои навыки и периодически отчитывается о полученных знаниях.

Испытательный срок могут не пройти те, кто не хочет развиваться. Во всем остальном у аналитиков свобода – от них не требуют следовать какому-то одному принципу работы. Главное, чтобы в итоге можно было получить качественный результат.

«Для людей, голодных на знания, здесь рай, – уверен Христич. – Они многому научатся. Было бы желание. Поэтому у нас работают люди, которым интересно работать, учиться и, собственно, учить других».

Планы команды на будущее

Захар Христич планирует набрать в команду еще более 15 аналитиков. В команду ищут специалистов с определенным опытом, которые к тому же демонстрируют потенциал развития.

«Костяк команды развивается, и мы подбираем аналитиков с определенным уровнем зрелости, чтобы они могли дальше расти и развиваться, – заключает Христич. – Анекдот “Когда вы начали работать? – Тогда, когда нас пообещали уволить” у нас не работает».

Визуальное оформление статьи осуществлено командой ITC.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: