Рубрики Обзоры

Рецензия на фильм «Эра выживания» / Vesper

Опубликовал
Денис Федорук

Голливуд давно приучил нас к шумным и неприлично дорогим научно-фантастическим блокбастерам, где всегда что-то взрывается, обесточивается, ревет и стонет, как Днепр широкий, а еще ведет к катастрофическим последствиям. Но иногда случаются малозаметные, но заслуживающие внимания представители жанра, которые идут совсем другим путем. Такие проекты категорически игнорируют высокобюджетное безобразие, поскольку вместо них зрителю предлагается что-то совершенно другое. «Хроники Веспер» как раз из таких. В рецензии ниже рассказываем, чем именно авторы этой картины пытаются завоевать своего зрителя.

«Эра выживания» / Vesper

Жанр научно-фантастическая драма
Режиссеры Кристина Боузит, Бруно Сампер
В ролях Раффиелла Чепмен, Эдди Марсан. Рози Макьюэн, Ричард Брэйк, Мелани Гейдос
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2022
Сайт IMDb 

По сюжету фильма в будущем человечество не ждет ничего хорошего. Из-за экспериментов с ГМО оно будет вынуждено бороться за собственное выживание, ведь Земля подвергнется экологической катастрофе. В результате богачи поселятся в безопасных и хорошо защищенных городах, которые получат название цитадели. Все остальные будут влачить жалкое существование, заключающееся в вечных поисках убогой пищи и хоть каких-то ресурсов.

13-летняя девочка по имени Веспер живет в лесной лачуге вместе со своим парализованным отцом, с которым она общается с помощью специального дрона, следит за исправностью замысловатого устройства, поддерживающего жизнедеятельность мужчины, готовит какую-то гадкую жижу с недавно выловленными личинками и проявляет талант к науке.

Онлайн-курс "Створення текстів" від Skvot.
Великий практичний курс для розвитку скілів письма та створення історій, які хочеться перечитувати Результат курсу — портфоліо з 9 робіт та готовність братися за тексти будь-яких форматів.
Детальніше про курс

Кроме того, ребенок мечтает когда-нибудь попасть в цитадель. Однажды в лесу Веспер натыкается на молодую, потерявшую сознание блондинку, к телу которой уже присосались растения-паразиты, чтобы высосать жизненную силу. Но благородная девочка спасает страждущую, хотя и не подозревает, что эта встреча окажется для нее судьбоносной.

«Эра выживания» – результат копродукции Литвы, Франции и Бельгии, а также в основном плод фантазии литовки Кристины Буозит и француза Бруно Сампера. Для них это уже не первая совместная работа, поэтому новая история далека от привычных голливудских блокбастеров, хотя и вобрала в себя некоторые присущие им художественные тропы.

С одной стороны лента подпадает под жанр подростковой антиутопии, помноженной на постапокалиптический survival, но с другой, даже учитывая довольно типичную фабулу, представляет собой нечто очень далекое от условных «Голодных игр» или «Безумного Макса». Очевидно, что здесь мы имеем авторский проект, предпочитающий диалоговые сцены спецэффектам и съемки на свежем воздухе, а не в запыленной комнате с зелеными стенами.

При этом, несмотря на очень скромный бюджет в 5 миллионов евро, здешний причудливый мир, особенно растительный, выглядит крайне любопытно, напоминая нечто среднее между завораживающей Зоной из «Аннигиляции» Алекса Гарленда и мрачными работами Ханса Рудольфа Гигера. Правда, растения, а также ядовитая плесень, распространяющаяся, словно лед в «Послезавтра» Роланда Эммериха, тяжелое дартвейдеровское дыхание в одной из сцен да парочка удивительных пейзажей – вот, по сути, и все фантастическое, что фигурирует в кадре.

Во всем же остальном события происходят во вполне привычных декорациях, можно сказать, даже умышленно бедных, учитывая плачевное положение мира, в котором вынуждены существовать герои. Беда «Эры выживания» видится в том, что фильм лишен выразительного авторского высказывания, а бесконечно длящиеся диалоги, от которых не грех и задремать ненароком, не ведут к чему-то, чтобы эту фантастику можно было считать не просто в некоторой степени привлекательной, но действительно выдающейся.

А разговоры здесь вообще почти ни к чему не ведут. Да, содержательно это кино кажется более серьезным и сложным, чем, например, мейнстримовая антиутопия вроде какой-нибудь «Алиты. Боевого ангела», где главная героиня, хоть и с другими целями, но тоже стремилась дотянуться до недостижимых элит. Однако здесь даже малейшему намеку на развитие важной мысли, проходящей тонкой красной нитью сквозь сюжет, трудно конкурировать с всепоглощающей скукой, внушаемой неторопливым, чуть ли не медитативным повествованием.

Безусловно, значительным достижением можно назвать перформанс британки Раффиеллы Чепмен, потому что в то время как Ричард Брэйк крайне профессионально изображает неподвижный овощ, юное дарование выдает очень уверенное перевоплощение. При этом Чепмен имеет необычную внешность: немножко молодая Милла Йовович, немножко, быть может, Ума Турман, эта актриса имеет все шансы достичь больших достижений.

А еще в кадре в эпизодической роли была замечена Мелани Гейдос – женщина с редким генетическим заболеванием, которую можно увидеть в хорроре «Астрал: Последний ключ» или в одном из клипов Rammstein. Сцену с участием Мелани зритель точно запомнит.

«Эра выживания» явно выделяется из ряда типичных жанровых представителей, пытается рассуждать об экологических проблемах, а также затрагивает тему материнства и подростковых переживаний. Однако все эти разговоры, втиснутые в научно-фантастический сеттинг, не имеют никаких оснований достучаться до скучающего зрителя.

Disqus Comments Loading...