Обзоры

Рецензия на фильм «Эра выживания» / Vesper

Рецензия на фильм «Эра выживания» / Vesper

Рецензия на фильм «Эра выживания» / Vesper

Голливуд давно приучил нас к шумным и неприлично дорогим научно-фантастическим блокбастерам, где всегда что-то взрывается, обесточивается, ревет и стонет, как Днепр широкий, а еще ведет к катастрофическим последствиям. Но иногда случаются малозаметные, но заслуживающие внимания представители жанра, которые идут совсем другим путем. Такие проекты категорически игнорируют высокобюджетное безобразие, поскольку вместо них зрителю предлагается что-то совершенно другое. «Хроники Веспер» как раз из таких. В рецензии ниже рассказываем, чем именно авторы этой картины пытаются завоевать своего зрителя.

«Эра выживания» / Vesper

Жанр научно-фантастическая драма

Режиссеры Кристина Боузит, Бруно Сампер

В ролях Раффиелла Чепмен, Эдди Марсан. Рози Макьюэн, Ричард Брэйк, Мелани Гейдос

Премьера кинотеатры

Год выпуска 2022

Сайт IMDb 

По сюжету фильма в будущем человечество не ждет ничего хорошего. Из-за экспериментов с ГМО оно будет вынуждено бороться за собственное выживание, ведь Земля подвергнется экологической катастрофе. В результате богачи поселятся в безопасных и хорошо защищенных городах, которые получат название цитадели. Все остальные будут влачить жалкое существование, заключающееся в вечных поисках убогой пищи и хоть каких-то ресурсов.

13-летняя девочка по имени Веспер живет в лесной лачуге вместе со своим парализованным отцом, с которым она общается с помощью специального дрона, следит за исправностью замысловатого устройства, поддерживающего жизнедеятельность мужчины, готовит какую-то гадкую жижу с недавно выловленными личинками и проявляет талант к науке. Кроме того, ребенок мечтает когда-нибудь попасть в цитадель.

Однажды Веспер натыкается в лесу на молодую, потерявшую сознание блондинку, к телу которой уже присосались растения-паразиты, чтобы высосать жизненную силу. Но благородная девочка спасает страждущую, хотя и не подозревает, что эта встреча окажется для нее судьбоносной.

Vesper

«Эра выживания» – результат копродукции Литвы, Франции и Бельгии, а также в основном плод фантазии литовки Кристины Буозит и француза Бруно Сампера. Для них это уже не первая совместная работа, поэтому новая история далека от привычных голливудских блокбастеров, хотя и вобрала в себя некоторые присущие им художественные тропы. С одной стороны лента подпадает под жанр подростковой антиутопии, помноженной на постапокалиптический survival, но с другой, даже учитывая довольно типичную фабулу, представляет собой нечто очень далекое от условных «Голодных игр» или «Безумного Макса». Очевидно, что здесь мы имеем авторский проект, предпочитающий диалоговые сцены спецэффектам и съемки на свежем воздухе, а не в запыленной комнате с зелеными стенами.

При этом, несмотря на очень скромный бюджет в 5 миллионов евро, здешний причудливый мир, особенно растительный, выглядит крайне любопытно, напоминая нечто среднее между завораживающей Зоной из «Аннигиляции» Алекса Гарленда и мрачными работами Ханса Рудольфа Гигера. Правда, растения, а также ядовитая плесень, распространяющаяся, словно лед в «Послезавтра» Роланда Эммериха, тяжелое дартвейдеровское дыхание в одной из сцен да парочка удивительных пейзажей – вот, по сути, и все фантастическое, что фигурирует в кадре. Во всем же остальном события происходят во вполне привычных декорациях, можно сказать, даже умышленно бедных, учитывая плачевное положение мира, в котором вынуждены существовать герои.

Vesper

Беда «Эры выживания» видится в том, что фильм лишен выразительного авторского высказывания, а бесконечно длящиеся диалоги, от которых не грех и задремать ненароком, не ведут к чему-то, чтобы эту фантастику можно было считать не просто в некоторой степени привлекательной, но действительно выдающейся.

А разговоры здесь вообще почти ни к чему не ведут. Да, содержательно это кино кажется более серьезным и сложным, чем, например, мейнстримовая антиутопия вроде какой-нибудь «Алиты. Боевого ангела», где главная героиня, хоть и с другими целями, но тоже стремилась дотянуться до недостижимых элит. Однако здесь даже малейшему намеку на развитие важной мысли, проходящей тонкой красной нитью сквозь сюжет, трудно конкурировать с всепоглощающей скукой, внушаемой неторопливым, чуть ли не медитативным повествованием.

Безусловно, значительным достижением можно назвать перформанс британки Раффиеллы Чепмен, потому что в то время как Ричард Брэйк крайне профессионально изображает неподвижный овощ, юное дарование выдает очень уверенное перевоплощение. При этом Чепмен имеет необычную внешность: немножко молодая Милла Йовович, немножко, быть может, Ума Турман, эта актриса имеет все шансы достичь больших достижений. А еще в кадре в эпизодической роли была замечена Мелани Гейдос – женщина с редким генетическим заболеванием, которую можно увидеть в хорроре «Астрал: Последний ключ» или в одном из клипов Rammstein. Сцену с участием Мелани зритель точно запомнит.

Vesper

«Эра выживания» явно выделяется из ряда типичных жанровых представителей, пытается рассуждать об экологических проблемах, а также затрагивает тему материнства и подростковых переживаний. Однако все эти разговоры, втиснутые в научно-фантастический сеттинг, не имеют никаких оснований достучаться до скучающего зрителя.

3
Редакция ITC.UA
Плюсы: отличная и даже несколько изобретательная визуальная составляющая, хорошая актерская игра юной Раффиеллы Чепмен, прекрасный саундтрек, незаурядный жанровый продукт
Минусы: необоснованно утомительное и ужасно затянутое повествование, отсутствие магистральной идеи, которая хорошо раскрывалась бы
Вывод: После финальных титров трудно избавиться от мысли, что авторы что-то не докрутили, потому что могли лучше реализовать имеющийся потенциал. Но предложенный материал тоже может заинтересовать, правда, продираться сквозь него окажется тем еще испытанием
Завантаження коментарів...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: