Третья часть «Аватара» определенно была одним из самых ожидаемых кинособытий последних лет, и это трудно оспорить. Имя Джеймса Кэмерона давно стало синонимом масштабного кино, а мир Пандоры — результатом идеи, которую режиссер вынашивал десятилетиями, ожидая технологий, способных воплотить его замысел. Первый «Аватар» в 2009 году перевернул представление о возможностях графики и до сих пор остается самым кассовым фильмом в истории, а «Путь воды»хоть и уступал оригиналу, доказал, что режиссер все еще умеет удивлять. Поэтому «Огонь и пепел» имел все шансы стать не просто продолжением, а логичным и необходимым шагом вперед для всей франшизы. Удалось ли Кэмерону снова удивить, или же третий фильм стал моментом, когда масштаб окончательно начал преобладать над содержанием? Давайте разбираться!
Жанр фантастика, приключения, драма
режиссёр Джеймс Кэмерон
В ролях Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Кейт Уинслет, Мишель Йео, Дэвид Тьюлис, и др.
Премьера 18 декабря 2025 года, кинотеатры
Структура фильма «Аватар: Огонь и пепел» имеет слишком длинную завязку, еще более длинную подготовку к финальному противостоянию и, в конце концов, масштабную финальную битву, которую вполне можно было сократить как минимум вдвое. Все это происходит на фоне потрясающей графики, но с чрезвычайно вторичным сюжетом, который Кэмерон уже рассказывал и не раз. Если следующие части пойдут по той же дороге, франшиза рискует превратиться в один гигантский двадцатичасовой фильм без внутренней динамики.
И самая главная проблема новому фильму в том, что шага вперед здесь почти нет. На протяжении почти трех часов не покидает ощущение, что перед нами фактически переснятая вторая часть с незначительными косметическими изменениями. Персонажи как главные, так и второстепенные, застывают в точке финала «Пути воды» и не демонстрируют никакого ощутимого развития. Между фильмами прошло время, но для героев оно не существует, поэтому мотивации у них те же, конфликты знакомы, сценарные ходы повторяются, а «неожиданные» моменты легко считываются задолго до их реализации.
Впрочем, главная проблема фильма даже не в самоповторах. Режиссер всегда подчеркивал, что «Аватар» можно назвать его душой, миром, в который он искренне верит. И именно поэтому особенно больно осознавать, что в «Огне и пепле» этой души почти не чувствуется. Несмотря на эпический и яркий визуал, фильм кажется пустой копией предшественников.
Первый «Аватар» был результатом многолетней подготовки и искренней влюбленности в мир, второй — долго зрел и выглядел целостно даже со своими недостатками. А вот третья часть уже слишком напоминает элемент хорошо отлаженного денежного конвейера, где идеи уступают место масштабности ради масштабности.
Отдельно стоит упомянуть и странные и порой откровенно нелогичные решения персонажей. В некоторых сценах складывается впечатление, что на экране совсем не те герои, которых мы знали раньше. Их поступки противоречат собственным характерам, мотивациям и даже внутреннему кодексу, что выглядит особенно больно для столь тщательно выстроенной вселенной. Худшее, что может произойти с вымышленным персонажем, это потеря сути ради хронометража, и здесь такие моменты, к сожалению, присутствуют.
Из положительного в сценарии стоит отметить развитие линии Грейс, а именно ее характер, предназначение и связь с Матерью. Это одна из немногих сюжетных веток, которая действительно добавляет чего-то нового и за которой интересно наблюдать. Также неплохо введен новый клан, хотя и здесь потенциал использован не полностью, поэтому вместо полноценного развития они скорее служат катализаторами событий. Их взаимодействие с людьми выглядит интересным, но ближе к финалу эта линия, к сожалению, растворяется в общей эпохе.
При этом «Аватар» не изменяет своим базовым ценностям. Кэмерон снова говорит о любви к природе, экологии и опасности, которую человек представляет для самого себя. Через персонажей он четко транслирует мысль, что самая большая угроза для человечества не катаклизмы или метеориты, а мы сами. Так же франшиза продолжает подчеркивать важность семьи, дружбы и эмпатии и в этом режиссер остается верным себе.
Визуально же вопросов к новому кино нет совсем. «Огонь и пепел» — настоящий аттракцион для большого экрана. Графика здесь еще лучше, чем у предшественника, и именно по ней видно, куда команда вкладывала максимум усилий и, собственно, душу.
Ну и атмосферный саундтрек органично дополняет общую картину, хоть и не слишком отличается от музыки из «Пути воды», а актерский состав стабильно держит приличный уровень без явных провалов или откровений.
В общем, триквел больше напоминает яркий, дорогой и технически безупречный аттракцион, чем полноценное художественное высказывание. Но проблема в том, что эмоции от него быстро выветриваются. За три часа зритель получает много пафоса, наивности и самоповторов, но слишком мало действительно нового содержания. И в какой-то момент в кинотеатре ловишь себя на мысли, что хотелось бы просто поставить на перемотку и это, пожалуй, худший сигнал для фильма такого масштаба.
Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.
Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.