Рубрики ОбзорыКино

Рецензия на фильм «Голда» / Golda

Опубликовал
Денис Федорук

25 января в кинотеатрах начался показ исторической биографической драмы «Голда», рассказывающей о четвертом премьер-министре Израиля Голде Меир в тревожные дни войны Судного дня. Лента добирается до наших экранов с огромным опозданием, так что в рецензии ниже рассказываем, почему этот фильм стоит внимания, если вы еще не успели его посмотреть.

«Голда» / Golda

Жанр историко-биографическая драма
Режиссер Гай Наттив
В ролях Хелен Миррен, Камилль Коттин, Лив Шрайбер, Лиор Ашкенази, Эд Стоппард
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2023
Сайт IMDb

Октябрь 1973-го. Израиль атаковали сразу по двум направлениям: на Синайском полуострове развернули наступление войска Египта, а со стороны Голанских высот произошло вторжение сирийских войск. Премьер-министр Израиля Голда Меир и военно-политическое руководство понимают, что определенные игнорирования потенциальной угрозы стали причиной того, что страна оказалась не готова к отражению атак.

Пока силы обороны Израиля пытаются сдерживать наступление врага, неся тяжелые потери, в задымленных бесконечными сигаретами кабинетах Голда и военные руководители ищут оптимальные решения, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. Это было время тревожных мыслей и чрезвычайно трудных, ответственных решений, от которых зависело большое количество человеческих жизней.

Курс Job Interview Crash Course від Enlgish4IT.
Отримайте 6 шаблонів відповідей на співбесіді, які ви зможете використовувати для структурування своїх відповідей. Отримайте знижку 10% за промокодом ITCENG.
Приєднатися

Помимо собственно военных забот «железная леди» Израиля должна была думать и о политической подоплеке, ведь во многом от ее решений зависел уровень вовлечённости в конфликт Соединенных Штатов и Советского Союза.

Это не первая попытка кинематографистов перенести на экран жизнь Голды Меир. В 1982 году вышел телефильм «Женщина по имени Голда» Алана Гибсона, где свою последнюю роль сыграла Ингрид Бергман. Эта работа принесла актрисе «Эмми» и «Золотой глобус», но сегодня уже мало кто вспомнит о том проекте.

Над новым фильмом о единственной женщине на посту премьер-министра Израиля работал израильский же режиссер Гай Наттив, имеющий «Оскар» за короткометражку «Кожа» (2018), и сценарист Николас Мартин, работавший над скриптом к байопику «Флоренс Фостер Дженкинс» с Мэрил Стрип в главной роли. В этой картине, тоже биографической, основную партию исполнила другая выдающаяся актриса Хелен Миррен. Ей не привыкать играть известных исторических лиц, наделенных властью.

Львиная доля очарования этого монотонного фильма держится на филигранной актерской работе Миррен в сложном гриме.

Уже из дебютных кадров, еще до того, как прозвучит первая реплика, благодаря выразительным художественным киносредствам авторы дают определенное представление о героине. Именно на ней, а не на военных действиях или тем более экшен-сценах будет сосредоточен местный рассказ. В определенной степени это роднит ленту с «Оппенгеймером», где акцент также делался на персонаже, а не историческом событии — создании смертоносной бомбы.

Камера Яспера Вольфа («Тела, тела, тела») берет сверхкрупный план главной героини, в частности, ее покрытого глубокими морщинами лица и безгранично грустных и уставших глаз. Чуть позже оператор прибегнет к нижнему ракурсу, когда Голда будет направляться на заседание государственной следственной комиссии Аграната (и это еще один повод вспомнить о монументальном байопике Нолана и его кабинетной волоките). Такой ракурс будет свидетельствовать об уверенности или, по крайней мере, твердости героини, несмотря на катастрофическое состояние ее здоровья. Да, она – сильная волевая женщина с непростой судьбой, и это становится ясно сразу.

Зрительский интерес здесь достигается благодаря напряженной атмосфере, тому постоянному состоянию волнения, в которое ввергает действующих лиц крайне непростая ситуация. Их сомнения, боль или даже страхи сегодня близки нам как никогда. Их решительность нам понятна. Пока в фильме звучит сигнал воздушной тревоги, за окном раздается настоящая: в небо снова поднялся треклятый МиГ.

В ситуации, когда грязь реальной войны и многочисленные смерти остаются за кадром, есть смысл говорить, что «Голда» — в некоторой степени все еще военная драма, правда, зажатая в тиски политического триллера. Сюжет предлагает дискуссионные совещания с аккуратно расставленными на картах игрушечными танчиками и любопытные разговоры с госсекретарем США Киссинджером. Плюс кратковременные перерывы на перекур. Но при этом все сопричастные, как и зритель, могут слышать последние крики обреченных солдат.

Зрителю не показывают ужас происходящего на поле боя, как в экранизациях Ремарка или блокбастерах Ридли Скотта и Стивена Спилберга. Зато есть возможность себе это представить, что едва ли способно оставить равнодушным.

Учитывая монотонность повествования и, на первый взгляд, минимальную событийность может сложиться ложное впечатление, будто «Голда» не представляет никакого интереса. Это будет так, если надеяться на сугубо военный экшен, которого, будем откровенны, хватает и в реальной жизни.

Лента Наттива берет другим — наэлектризованной атмосферой, драматизмом обстоятельств и готовностью одной женщины, кстати, уроженки Киева, взять на себя огромный груз ответственности в трудную минуту. С учетом замечательного перфоманса Хелен Миррен, этого будет вполне достаточно, чтобы проникнуться судьбой ее слабого снаружи, но сильного внутри персонажа. А для байопика это принципиально важный фактор.

Disqus Comments Loading...