Рубрики Обзоры

Рецензия на фильм «На Западном фронте без перемен» / All Quiet on the Western Front

Опубликовал
Денис Федорук

28 октября на Netflix состоялась одна из самых громких премьер этого года – новейшая экранизация романа «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка. Примечательно, что это лишь первая немецкоязычная киноадаптация романа. Она уже была выдвинута на премию «Оскар» в категории «Лучший международный художественный фильм» от Германии. В этой рецензии рассказываем, какими еще особенностями обладает лента и почему она претендует на всеобщее признание.

«На Западном фронте без перемен» / All Quiet on the Western Front

Жанр военная драма
Режиссер Эдвард Бергер
В ролях Феликс Каммерер, Альбрехт Шух, Аарон Хилмер, Даниэль Брюль, Адриан Грюневальд
Премьера Netflix
Год выпуска 2022
Сайт IMDb

Германия, 1917 год. Юноша Пауль Боймер и его друзья-одноклассники, вероятно, могли прожить долгую и счастливую жизнь. Влюбиться, жениться, воплотить мечты. Но они были ослеплены ура-патриотической пропагандистской риторикой, имевшей место в тогдашней кайзеровской Германии. С улыбкой на лицах и надеждами торжественно пройти маршем по Парижу через несколько недель, эти ребята оказались в самом аду Первой мировой войны.

Вчерашние школьники станут теми, кого будут называть «потерянным поколением». Навязанный образ героической, романтизированной войны очень быстро сменится ужасающими реалиями на поле боя. А дальше придет осознание абсурдности и тщетности всего происходящего вокруг и, наконец, собственной жизни.

Онлайн-курс "Управління командою в бізнесі" від Laba.
Прокачати лідерські компетенції, визначити власний стиль управління та опанувати інструменти кризового реагування допоможе Лариса Стірська, HRD із 10-річним досвідом.
Детальніше про курс

Фильм немецкого постановщика и сценариста Эдварда Бергера является уже третьей экранизацией бессмертной ремарховской классики. Первая вышла в далеком 1930 году и взяла два «Оскара» за лучший фильм и режиссуру на первой церемонии награды. Когда-то эта эпическая антивоенная кинокартина была запрещена в нацистской Германии, а ныне она по праву считается великой классикой кино и входит в Национальный реестр фильмов США.

Вторая была создана для телевидения и появилась в 1979-м. Она имела более современное и правдоподобное изображение событий, в первую очередь благодаря развитию самого кинематографа. Эта версия получила «Золотой глобус» как лучший телевизионный фильм. А вот третья несколько отошла от канона по сравнению с предшественниками и ввела в повествование новые сюжетные линии и даже персонажей. У этого фильма есть много сюрпризов для зрителя.

Начинается повествование со статических умиротворенных кадров величественной природы. Вдруг эта кратковременная идиллия прерывается сценой на поле боя. Камера Джеймса Френда тоже меняет поведение: теперь вместо успокаивающей статики создатели предлагают неистовую динамику, снимаемую с помощью уместных тревеллингов.

Здесь сразу вспоминается манера съемки выдающегося «1917» Сэма Мендеса, но неожиданно появляется титр с названием ленты, а динамика снова уступает место статике. Ибо уже не нужно никаких лишних движений, чтобы показать гору бездыханных мертвых солдат. Их униформа еще понадобится следующим мобилизованным. Таким образом, уже в самом начале становится понятно, чего можно ожидать от этой ленты.

Помимо, собственно, военных будней Боймера, Катчинского и других знакомых персонажей, сценаристы добавили сюжетную линию, в которой Маттиас Эрцбергер в исполнении Даниэля Брюля пытается договориться с французами о прекращении огня. Благодаря этой арке авторам удается наглядно продемонстрировать контраст существования в грязных сырых окопах и сытых теплых кабинетах или вагонах. К тому же, с помощью параллельного монтажа, резко контрастируют переговоры между враждующими сторонами и ситуация на самом фронте. Пока одни в полном комфорте говорят о мире, другие должны втаптывать друг друга в грязь.

Кроме того, в историю был добавлен настоящий злодей – принципиальный генерал Фридрихс, который даже после подписания договора о перемирии не мог смириться с поражением. В то время как замерзшие, уставшие и голодные Кат и Пауль пытались утащить домашнюю птицу у французского фермера, Фридрихс роскошествовал. Он кормил вкусными ребрышками своего пса и воспевал войну в разговорах с подчиненным майором, сидя за длинным столом (видимо, у деспотов двухкилометровые столы это какой-то фетиш).

Не гнушается Бергер использовать и типичные для военного кино художественные средства. Но от этого фильм совсем не теряет в качестве, ведь они гармонично вплетены в нарратив. Особенно бросается в глаза сцена, когда контрапунктом звучит пессимистическая тревожная мелодия в момент редкой радости героев, ведь им удалось изрядно пообедать украденным гусем. Очевидно, что впереди их ждет что-то нехорошее.

А вот, например, арки, когда Пауль получает отпуск и возвращается домой здесь нет. Но это вовсе не означает, что авторы не говорят о приобретенной молодыми людьми невозможности адаптироваться в условиях нормальной жизни. Тема считывается и без этого, потому что достаточно взглянуть на Пауля в кульминации. Это глубоко надломленный, опустошенный, несчастный человек, в глазах которого видится только безразличие. Коль ты не ликвидирован физически, умер морально. Война уничтожила тебя как человека, даже если ты до сих пор дышишь. Это один из лейтмотивов и в романе Ремарка.

Особенно трагически, по сравнению с предыдущими экранизациями, выглядит кульминационный акт. Концовка бьет в самое сердце и не может оставить равнодушным никого. Абсурдность действа только лишний раз говорит об абсурдности самого явления войны. Здесь нет победителей, потому что, в конце концов, в той или иной степени проиграют все. Главный герой тоже понимает это, когда убивает Жерара Дюваля. В других обстоятельствах они могли бы подружиться, не правда ли?

«На Западном фронте без перемен» образца 2022 года — актуальный антивоенный манифест. Это технически совершенное кино со страшными и жестокими, но вместе с тем отлично снятыми и поставленными боевыми сценами. Когда появляются танки и огнеметчики, становится очень жутко.

А еще лента пронизана атмосферой тупика, подкрепленной холодными, «неуютными» тонами кадра. Молодой Феликс Каммерер отлично справился со сверхсложной ролью и качественно передал трагизм своего персонажа. Все без исключения сюжетные нововведения выглядят уместно и срабатывают. Безусловно, одна из лучших лент года.

Disqus Comments Loading...