Рубрики Обзоры

Рецензия на мультфильм «Пиноккио Гильермо дель Торо» / Guillermo del Toro’s Pinocchio

Опубликовал
Денис Федорук

9 декабря на Netflix состоялась громкая премьера — адаптация классической сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» от постановщиков Гильермо дель Торо и Марка Густафсона. Это уже вторая экранизация известного произведения за последние несколько месяцев, поэтому сравнений между ними не избежать. В рецензии ниже рассказываем, почему у дель Торо получилось лучше, чем у Земекиса, и за счет чего эта версия может заинтересовать взрослую аудиторию.

«Пиноккио Гильермо дель Торо» / Guillermo del Toro’s Pinocchio

Жанр темное фэнтези, мюзикл, кукольная анимация
Режиссеры Гильермо дель Торо, Марк Густафсон
Роли озвучили Грегори Манн, Юэн МакГрегор, Кристоф Вальц, Тильда Суинтон, Кейт Бланшетт, Рон Перлман
Премьера Netflix
Год выпуска 2022
Сайт IMDb

Беспокойный 1916-й. Пока Европа стремительно погружается в кровавый ад Первой мировой войны, итальянский резчик по дереву Джеппетто счастливо живет где-то в глубинке вместе с сыном Карло. Но однажды мальчик погибает в результате авиационного удара, и несчастный старик никак не может смириться с этой потерей. Он безгранично скучает по своему ребенку, прикладывается к бутылке и почти ничего не мастерит.

Проходит некоторое время. В Италии происходят значимые политические процессы, к власти приходит диктатор Муссолини. Во время дождливой ночи у могилы Карло, после очередной опустошенной бутылки, исполненный отчаяния Джеппетто берется мастерить куклу. Но из-за сильного опьянения не завершает дело и идет спать.

Онлайн-курс "React Native Developer" від robot_dreams.
Опануйте кросплатформну розробку на React Native та навчіться створювати повноцінні застосунки для iOS та Android.
Програма курсу і реєстрація

Впоследствии в доме появляется причудливая Лесная фея, оживляет марионетку и приказывает находящемуся рядом сверчку следить за мальчиком и наставлять его. Пиноккио превращается в живую деревянную куклу, которая постарается стать хорошим сыном своему отцу. Но перед этим должен пройти кучу испытаний в фашистской Италии.

Что ж, вот и оскароносный Гильермо дель Торо добрался до бессмертной детской классики. Конечно, не он один ответственен за хороший результат, ведь над фильмом работала талантливая творческая команда. Но влияние знаменитого мексиканца замечается едва ли не сразу.

Эта работа существенно выделяется среди анимационных проектов современности. Создатели пользуются методом покадровой анимации, а подобные вещи сегодня редкий гость на экранах. Создание такого мультфильма оказывается трудоемким процессом, но во время просмотра приходит устойчивое понимание того, что все старания были не напрасны.

Авторы вдохновлялись стилем иллюстраций Гриса Гримли в издании произведения Коллоди, датированном 2002 годом. Ценитель творчества классических черно-белых ужастиков, Эдгара Аллана По и Говарда Лавкрафта, Гримли прославился своими довольно мрачными иллюстрациями. Такой подход в изображении персонажей ощущается и здесь.

Визуально «Пиноккио» выглядит не как нечто стерильно конвейерное, вроде недавней диснеевской экранизации, а как произведение ручной работы. Все линии на лицах персонажей, все шероховатости на теле куклы и все умышленные недостатки придают кадру определенную подлинность. Кстати, эпизодический Муссолини видится карикатурным дерзким карликом. Такое вот изображение позволяет говорить о чем-то более ощутимом и атмосферном, чем просто красивая красочная картинка.

Новый «Пиноккио» наполнен мрачной тревожностью, странными созданиями и причудливыми монстрами. Причем результатом богатого воображения авторов становится морское чудовище, а вот остальные монстры — вполне обычные люди. Именно они гораздо страшнее любого фантастического зла.

При этом сам главный герой уже совсем не тот жизнерадостный паренек из диснеевских сказок, у которого были идеальные пропорции и блеск на щеках, словно игрушку на фабрике создавали. Это довольно криповый деревянный мальчик, среди прочего символизирующий и боль Джеппетто. Ведь какой еще могла получиться кукла, когда ее мастерил опустошенный горем и очень нетрезвый человек?

Впрочем, несмотря на свою мрачность, этот «Пиноккио» все еще остается сказкой. В ней имеет место юмор и подчас неуместные музыкальные выступления, но вместе с тем тут существенно больше глубины и драматизма по сравнению с версией Земекиса. У Диснея был римейк собственной мультипликационной классики, не добавивший к оригиналу ничего нового, кроме навязчивой актуальной повестки. Новейшее творение переносит действо во времена фашистской Италии, и это накладывает весомый отпечаток на сюжет.

Во время своих скитаний, среди которых будут и выступления в кукольном театре, и спасение Джеппетто из чрева морского чудовища, Пиноккио попадет вовсе не в Страну развлечений. Вместо нее ему придется учиться в юношеском военном лагере. И вот здесь прекрасно заметно, что марионетками фашистского режима оказываются даже простые дети, из плоти, а не из дерева. Они, бедняги, остались не только без права на детство, но и без родительской любви.

Дельторовский «Пиноккио» способен заинтересовать и взрослых, но только тех, кто лояльно относится к кукольной анимации и мрачным сказкам. С визуальной точки зрения этот мультфильм выглядит прекрасно, но он мелковат как для полноценного политического высказывания. Тем не менее эта работа поднимает острые, в том числе и антивоенные темы, добавляет новые смыслы к первоисточнику и просто оказывается интересным переосмыслением старой как мир истории.

Disqus Comments Loading...