Идея этой статьи родилась сразу после теста Citroen Ami Cargo. Можно найти что-то подобное, но в более традиционном виде? Конечно, первой альтернативой выглядит электромобиль Smart с кузовом 453. И когда начинаешь изучать его детально, то вдруг находишь даже более интересные альтернативы. К примеру, 4-местний 4-дверный электромобиль Smart forfour ED (Electric Drive): да, вдвое дороже – так ведь и дверей вдвое больше! Итак, что такое электромобиль Smart forfour Electric Drive в кузове 453, как он едет и сколько стоит? Сейчас все расскажу.
Содержание
В прошлом мы детально рассказывали об электромобиле Smart ED с кузовом 451, а теперь пришло время поговорить о его наследнике с кузовом 453. Фундаментальное отличие межу ними даже не в том, что изменился дизайн или повышена мощность электромотора – а в том, что электромобиль Smart 453 сразу с момента начала производства предлагался покупателям в трех разных кузовах: закрытый 2-дверный вариант fortwo, открытый 2-дверный вариант fortwo Cabrio, закрытый 4-дверный вариант forfour.
Хотя технически все три модели идентичны: несущий кузов, задний привод, один электромотор (60 кВт или 82 л.с. и 160 Нм), аккумулятор на 17,6 кВтч, время полной зарядки 2,5-6 часов, запас хода до 160 км (NEDC), максимум 130 км/ч.
Семейство электромобилей Smart 453 дебютировало в конце 2016 года, продажи стартовали в начале 2017-го. Сейчас на рынок выходит кардинально новый Smart – уже в виде кроссовера. Но за свою 5-летнюю жизнь электромобиль Smart 453 успел обновиться и сменить имя: к примеру, 4-дверный вариант (как тестовый электромобиль) начинал с названием Smart forfour Electric Drive – а после обновления получил название Smart EQ forfour.
Един в трех лицах: электромобиль Smart 453 с момента начала производства предлагался в трех кузовах. Причем впервые именно в этом поколении появилась комбинация 4-дверной 4-местного кузова и электропривода. Тем более интересным является тестовый вариант Smart forfour Electric Drive 453.
Как опознать именно электрический Smart forfour? Проще всего по логотипам EQ спереди и сзади – они указывают на принадлежность к электрической линейке. Но в остальном электромобиль Smart forfour Electric Drive 453 почти ничем себя не выдает: ладный кузов с мягкими обводами, выделенный (и подчеркнутый цветом) каркас из высокопрочных сталей, минимальные свесы.
Последние реально «минимальные»: ведь длина даже 4-дверного варианта Smart составляет всего 3,49 метра – это типичный представитель А-класса по европейским меркам. При этом колесная база достигает 2,49 метра: а это уже немало для А-класса! И чтобы завершить с размерами: ширина равна 1,66 метра, высота составляет 1,55 метра, клиренс – типично «европейские» 132 мм.
Маленький электромобиль Smart forfour Electric Drive 453 удивляет большой (как по меркам класса) колесной базой. Из интересных деталей – запоминаются задние окна-форточки и логотипы «EQ», как признак электрокара. Передний логотип расположен на решетке радиатора, рядом с фиксатором капота – последний отстегивается целиком и немного сдвигается вперед, открывая доступ к парочке бачков да стандартному автомобильному аккумулятору. На задних крыльях – канал для воздуха и зарядный порт на месте заправочной горловины: вместо ископаемого топлива сюда «заливается» электроэнергия, которой должно хватить на 160 км пробега.
Цифровой счетчик запаса хода на тестовом электромобиле выдает «заводские» 160 км. Вот только они были посчитаны еще по методике NEDC, а это означает расхождение на 25-30% с реальным запасом хода. Сколько получается? Мои наблюдения дают 120-130 км в реальности. Запас хода легко отслеживать на дисплее по центру огромного тахометра. А заряд аккумулятора и моментальный расход энергии можно отслеживать на отдельном шарике слева от руля. Причем power-метр стоит на собственной ножке, его можно поворачивать вправо/влево, а шкала и стрелки явно прорисованы с выдумкой.
Как и весь салон: куда ни глянь – везде интересно! Вот дефлекторы вентиляции в виде шаров с 3-лучевым логотипом Mercedes и, одновременно, надписью smart. Вот климат-контроль с ползунком выбора температуры – причем внутрь ползунка вставлено увеличительное стекло, чтобы лучше видеть уже выбранные градусы. А вот место пассажира с выдвижным лотком для мелких вещей. Пусть в некоторых кнопках и переключателях узнается Renault, но в целом передняя часть салона очень удачно объединила классный дизайн, практичность, обзорность.
А вот задняя часть и багажник – они просто есть, существуют, присутствуют. Второй ряд предлагает минимально-достаточный запас места для двух взрослых людей: места над головой и по ногам хватает впритык (но все-таки хватает). Хотя может кому-то не хватает полноценных опускающихся стекол: вместо них используются откидные форточки. Да и с багажником не разгонишься – его объема в 185 литров достаточно лишь для обычных ежедневных покупок. Впрочем, большего от Smart-а и не требуешь. Кстати, учтите: часть багажника занимает съемная ниша-бокс для хранения зарядного кабеля.
Одной фразой про салон – он сделан с выдумкой! Многие детали удачно объединили в себе дизайн и практичность: приборы, блок «климата», дефлекторы вентиляции. По центру круглого спидометра – цифровой дисплей с запасом хода и показателем «эко»-вождения: мой результат достигал 84-85% максимум. Уровень заряда аккумулятора и расхода/рекуперации энергии – на отдельно-стоящем двойном указателе. Передние сиденья имеют интегрированные подголовники: классно выглядят. Задние сиденья просто есть. Впрочем, как и багажник. Ладно: погрузились – поехали!
Именно поехали. Не «полетели», не «покатили», а именно поехали. При старте с места, электромобиль Smart forfour ED 453 просто начинает ехать: без драматического вжатия в спинку сиденья, но и без недовольных спешащих клаксонов сзади. Динамики в целом достаточно для городского движения, легко достигаются 60-70 км/ч и лишь ближе к «сотне» стихает запал ускорения. Но все ускорения, что нужны в городе – все они происходят плавно и неразрывно благодаря электроприводу. И замедления также. Электромобиль Smart не имеет возможности настройки интенсивности рекуперации, но здесь и с завода неплохо угадали – средняя интенсивность, подобно «B»-режиму первого Nissan LEAF. Влиять на динамику можно лишь с помощью кнопки «ЕСО», при включении которой немного стихает интенсивность ускорений, но также и добавляется километров запаса хода.
Что касается работы подвески и управляемости, то запомнилось два пункта. Во-первых, запомнился очень «длинный» руль – 3,5 оборота от упора до упора. Хотя все не просто так: отличный выворот передних колес дает отменную маневренность. Во-вторых, подвеска довольно мягкая – но в небольшом диапазоне. Поэтому все мелкие и средние неровности проезжаются с комфортом да покачиванием. А на больших ямах приходится изрядно тормозить: иначе маленькие колеса проваливаются, из-за короткой базы содрогается весь кузов. Словом, не ищите здесь претензионную управляемость или супер-комфорт. Но поищите удобство передвижения и простоту управления для городских улиц – и вы это найдете.
Повадки электромобиля Smart forfour ED 453 определяет его компоновка: мощности электромотора хватает для активных стартов и ускорения до скорости 60-70 км/ч, задний привод и большой выворот передних колес гарантируют маневренность – отличный городской вариант. И еще раз возвращаясь к прогнозируемому запасу хода: он напрямую зависит от включенного/выключенного «ЕСО»-режима (кнопка рядом с рычагом) и работы обогревателя/кондиционера. Взгляните на цифры – расхождение 47-68 км в зависимости от «ЕСО»-режима и работы обогрева/кондиционера салона.
Сколько стоит такой электромобиль? Конкретно вот этот экземпляр, представленный в статье – порядка $15,6 тыс. (подержанный электромобиль 2018 года выпуска, пробег около 30 тыс. км). И сегодня подобных вариантов становится все больше: подобные электромобили Smart 453 в Европе сейчас выходят из лизинга и прокатных контор – поэтому могут массово поехать к нам в Украину. А это означает расширение предложения и снижение цены. К примеру…
К примеру, можно отыскать 2-дверные или 4-дверные варианты, в разном цвете кузова и с разной отделкой салона, есть даже версии с мягкой крышей. Отличия по оснащению минимальны: монохромный или цветной дисплей, обычные или легкосплавные колесные диски, сиденья с подогревом. Аналогично с ценой и пробегом – порядка $14-16 тыс. за 3-4-летние электромобили с пробегами 15-38 тыс. км.
Это альтернатива Nissan LEAF где-то 3-4-летней давности. Помните: сначала любой электромобиль (включая Nissan LEAF) был дорогой экзотикой – но вскоре после «листочков» стало очень много, они реально превратились в массовый и относительно доступный электромобиль «для народа». Конечно, подержанные экземпляры Nissan LEAF можно было ругать за небольшой запас хода – но все прощали за его цену, мягкую подвеску, относительную простоту ремонта.
Вот этим сейчас становится подержанный электромобиль Smart в 453-м кузове: интересная альтернатива, претендующая на роль собственный транспорт для города и пригорода. Пусть с небольшим запасом хода и небольшим простором – но зато также с небольшим пробегом и свежим аккумулятором, с отменной маневренностью и простым управлением, с «игрушечным» дизайном и продуманным салоном. Стоит ли такой набор качеств $15 тыс. «плюс/минус»? А вот здесь каждый решает сам для себя. Жду ваших мнений в комментариях ниже!