Рубрики Статьи

Тест-драйв Renault Sandero ГБО: ТОП-5 вопросов и ответов

Опубликовал
Роман Мельниченко

Думаю, суть вопроса – почему немолодой хэтчбек Renault Sandero стал героем материала – понятна из названия: автомобиль имеет газобаллонное оборудование (ГБО). Данная тема с каждым днем становится все более важной: к примеру, по итогам 2019 года продажи «газа» в Украине впервые обогнали продажи бензина. Что ж, используем Renault Sandero как пример при обсуждении его главных ГБО-вопросов. Итак…

Что такое Renault Sandero c ГБО?

Возьмите компактный 5-дверный автомобиль Renault Sandero Stepway, добавьте простоту 1-литрового 3-цилиндрового седана Renault Logan, дополните установкой ГБО от известного бренда – это и будет Renault Sandero ГБО. Небольшой хэтчбек в нейтральном белом цвете, с простеньким салоном, на колесах-колпаках. Вряд ли есть смысл детально описывать автомобиль, который отлично известен украинцам и встречается на улицах большинства наших городов. Версию с газобаллонным оборудованием даже визуально не определить, ведь заправочный клапан газа удачно разместился около крышки голловины бензинового патрубка: спасибо огромным современным лючкам бензобака.

Тестовый автомобиль Renault Sandero ГБО был представлен с бензиновым литровым 3-цилиндровым мотором и в комплектации Life+: кондиционер, передние электрические стеклоподъемники, пара подушек безопасности, обычная магнитола, центральный замок, пр. Минимально-достаточный набор имеется, но об излишествах (мультимедиа с цветным ЖК-дисплеем, камера заднего вида, четыре «электростекла») забудьте. Хотя вообще-то представительство «Рено Украина» отмечает, что система ГБО доступна для любого бензинового мотора и любой комплектации Logan/Sandero. Да и в целом – заявлено, что ГБО может быть установлено на следующие бензиновые моторы: H4Bt (3-цилиндровый 0,9 л турбо); B4D (3-цилиндровый 1,0 л); К7J (4-цилиндровый 1,6 л 8-клапаный); К4М (4-цилиндровый 1,6 л 16-клапанный); Н4М (4-цилиндровый 1,6 л 16-клапанный).

Памятуя поговорку «экономия должна быть экономной», автомобиль предстал в белом цвете и комплектации Life+: привычный облик, лаконичный дизайн, темно-серый салон – идеальный автомобиль для… шпиона!

Онлайн-курс "Маркетолог" від Laba.
Пройдіть повний шлях розробки маркетингових стратегій на практиці та з фідбеком від CEO бренд-маркетингової агенції.
Програма курсу і реєстрація

Что значит «ГБО может быть установлено»? Это заводской комплект? Гарантия есть?

Автомобиль Renault приходят с завода в стандартном варианте с бензиновым двигателем, а монтаж газобаллонного оборудования осуществляется уже в Украине – силами официальных дилеров марки или в рамках предпродажной подготовки на терминале хранения новых автомобилей перед их отправкой в дилерскую сеть. Установка ГБО официально одобрена импортером «Рено Украина», на них действует стандартная заводская гарантия Renault. Даже больше: общая гарантия на автомобиль составляет три года или 100 тыс. км пробега, а гарантия на систему ГБО – три года или 200 тыс. км пробега. Для каждой модели автомобиля и для каждого двигателя разработаны технологические карты монтажа газобаллонного оборудования, специальные калибровки ЭБУ (электронного блока управления) системы ГБО, комплект оборудования и специальных запчастей. Словом, все серьезно: в случае чего – ответственность (читайте «гарантия») будет нести «Рено Украина» на пару с представителями компании BRC, чье оборудование используется в данном случае.

В тестовом автомобиле установлено газобаллонное оборудование четвертого поколения, наиболее подходящее для данного типа двигателя: баллон для газа (тут – тороидальный), редуктор и фильтр, блок управления, три форсунки (для раздельного впрыска под каждый цилиндр), различные патрубки и проводка. Сегодня существуют и более современные системы (пятого или шестого поколения) рассчитанные под бензиновые двигатели с непосредственным впрыском топлив и турбиной, но такие системы сложнее и дороже. Паралельно можно встретить и более простые системы ГБО прошлых поколений, которые «собираются» под моторы устаревших типов.

Комплект ГБО включает в себя редуктор, форсунки, блок управления, патрубки и проводку, баллон для газа (в данном случае – расположен в нише запасного колеса, из-за чего последнее пришлось переложить в багажник, сократив и так небольшой объем). Номинальная емкость баллона составляет 42 литра, но реально можно заправить около 32-35 литров – в зависимости от температуры воздуха, давления в заправочной системе, наличия конденсата в баллоне (его нужно периодически сливать). Цена тестового автомобиля с ГБО составила 362,7 тыс. грн., обычного бензинового – 337,2 тыс. грн. (или 307,2 тыс. грн. по программе Renault Bonus): итого «газ под ключ от Renault» обходится в 25,5 тыс. грн. Регламент обслуживания для газобаллонного оборудования совпадает с регламентом привычного ТО – 15 тыс. км или раз в год. Однако ГБО требует доп-сервиса и «нулевого ТО» на пробеге около 1 000 км.

Нужно свое ТО, но сколько оно стоит? И какой расход? Да и вообще: ГБО – это выгодно?

Тот случай, когда паспортные данные по расходу топлива полностью совпадают с реальностью: в городе – около 6,5-7 литров, на трассе, при скорости 90-100 км/ч – чуть меньше 5 л на 100 км пути. Разница в расходе, по моим наблюдениям, составляет около 10% в зависимости от типа топлива: расход на газе больше. Кстати, согласно данным «Рено Украина», расход топлива данного автомобиля следует считать как 88% газа и 12% бензина. Таким образом, при общем расходе в 6,5 л топлива в городе, на газ пропан-бутан приходится 5,7 л и еще 0,8 л – это бензин. В зависимости от условий езды, пропорция может меняться вплоть до 80/20% – потребление бензина может достигать 1,3 л на 100 км пути. Одна из причин – необходимость частых запусков и прогрева мотора, что характерно для коротких городских поездок. Кроме этого, по словам представителей «Рено Украина», пропорция потребления бензина и газа зависит от стиля вождения автомобиля и температурных режимов работы двигателя. В ситуациях с увеличенной нагрузкой и с целью снижения температуры в камере сгорания, (движение на повышенной или пониженной передаче, частые резкие разгоны), в цилиндры впрыскивается бензин в дополнение к подаче газа. И чем больше нагрузка, тем больше бензина будет добавляться. Кстати, вот вам обратный пример: движение по трассе – один запуск/прогрев на бензине и далее несколько сотен километров на газе в установившемся (стабильном) режиме. В таком случае соотношение в общем расходе топлива между газом/бензином может быть 95/5% и меньше.

Теперь несколько слов о регламентном сервисном обслуживании, которое следует проводить раз в год или каждые 15 тыс. км – и для бензина, и для газа (плюс для системы ГБО требуется нулевое ТО на пробеге около 1 000 км). Так, для обычного бензинового автомобиля минимальное ТО стоит 2,8 тыс. грн., максимальное (при пробеге 90 тыс. км) обойдется в 6,9 тыс. грн. А всего за 100 тыс. км пробега затраты на сервис составят 22,6 тыс. грн. Для автомобиля с газом минимальное ТО обойдется в 4,2 тыс. грн., максимальное потребует 10,2 тыс. грн. Общие затраты на сервис при пробеге до 100 тыс. км составят 35,3 тыс. грн. Кстати, из интересных нюансов – каждые 45 тыс. км проводится ремонт-переборка редуктора системы ГБО, эти расходы уже заложены в стоимость ТО. Подводим итоги: расходы на обслуживание автомобиля с системой ГБО больше на 12,7 тыс. грн.

Теперь считаем окупаемость и выгоду Renault Sandero ГБО относительно бензинового:

Разница в цене между обычным Renault Sandero с бензиновым мотором и ГБО – 25,5 тыс. грн.

Разница в цене плюс разница в стоимости ТО – 38,4 тыс. грн.

Смешанный расход топлива (соотношение город/трасса как 50/50), бензин – 6 л на 100 км.

Смешанный расход топлива (соотношение город/трасса как 50/50), газ – 6,6 л на 100 км.

Стоимость 100 тыс. км пробега, бензин (24 грн за 1 литр) – 144 000 грн.

Стоимость 100 тыс. км пробега, газ (12,5 грн за 1 литр) – 82 500 грн.

Экономия за 100 тыс. км пробега благодаря меньшим затратам на топливо – 61 500 грн.

Выгода автомобиля с ГБО при пробеге до 100 тыс. км (61 500-38 400 грн.) – 23,1 тыс. грн.

Из-за нюансов, описанных выше, расход топлива при работе на бензине и на газе можно принять одинаковым, но в последнем случае еще добавлять 0,5-1 л бензина: эта погрешность как раз позволит перекрыть +10-15% расхода. Представители Renault обещают, что система ГБО окупится за 25-30 тыс. км, после чего будет приносить экономию 80 копеек на 1 км пробега. Мой расчет (с учетом не только топлива, но и затрат на сервисе) показывает окупаемость на пробеге 62 тыс. км, после чего автомобиль с ГБО позволяет экономить порядка 60 копеек на 1 км пробега. Данный расчет может меняться в зависимости от изменения цен на бензин и на газ. Но все равно: да, ГБО – это выгодно.

При этом: чем выше расход топлива, чем более объемный мотор, чем больше доля езды по городу – тем быстрее окупаемость газовой установки. Еще нюанс: система ГБО позволяет примерно в два раза увеличить дальность автономного пробега – условно, 500 км на баллоне газа плюс еще 500 км на полном баке топлива. Но есть и свои нюансы, малоприятные нюансы. Газовая смесь горит дольше, чем бензин. С одной стороны – это снижает ударные нагрузки на детали двигателя (поршень, шатун, палец, подшипники, пр.), с другой стороны – выпускной клапан открывается тогда, когда газовая смесь еще догорает и вылетает сквозь него. Соответственно, выпускные клапаны подвергаются повышенной температурной нагрузке: вот вам и тот самый ГБО-страх каждого автомобилиста «прогорают клапана».

Как избежать подобного? Во-первых, правильной настройкой газовой системы – помните, писал выше про специальные калибровки ЭБУ системы ГБО под каждый мотор? Во-вторых, система допускает дополнительный впрыск бензина в условиях, когда двигатель работает с максимальной нагрузкой – это снижает термическую нагрузку и, таким образом, «защищает» клапаны. В-третьих, на каждом ТО по ряду признаков оценивается состояние клапанов и данные вносятся в сервисную книгу – таким образом, можно заранее опознать ухудшение состояния клапанов. Наконец, в-четвертых: никто не отменял заводскую гарантию от Renault и гарантию BRC на газовую установку. Но это уже на крайний случай, когда «все плохо». Таким образом, покупатель автомобиля защищен от проблем с ГБО сразу на нескольких этапах.

Ладно, главный вопрос, который вдруг стал не главным – как едет?

По-обычному едет, как и другие автомобили семейства Logan/Sandero. Вкратце о ходовых качествах: подвеска максимально «всепрощающая» относительно любых неровностей и разбитых дорог. С такой настройкой шасси, конечно, есть крены и они очень заметны – при каждом повороте руля автомобиль заметно шатает. На трассе запаса мощности мотора и ощущения стабильности хватает лишь для 100-120 км/ч: быстрее ехать уже не хочется – двигатель крутится выше 3-3,5 тыс. об/мин и знатно шумит. Да и в целом звукоизоляция неважная: гудят шины, шумит мотор, есть аэродинамические завывания. В итоге, скорость заметно выше «100+ км/ч» можно увидеть на спидометре лишь во время обгона, причем каждый из них нужно выполнять с очень большой перестраховкой и запасом по дистанции.

А вот в городе мотора по минимуму, но хватает. Спасибо очень низкой главной паре, из-за чего все передачи выходят короткими: что досаждает на трассе, помогает при разгоне в городе. Передачи 5-ступенчатой «механики» переключаются… да вот просто «переключаются»: средняя четкость выбора, зато усилия на рычаге механики невелики. Передачи подобраны неплохо, они буквально «цепляются» одна за другую.

Каждый запуск двигателя «на холодную» происходит с использованием бензина, после чего спустя пару минут автомобиль автоматически переходит на газ. Хотя при срабатывании система «стоп/старт» запуск двигателя происходит сразу на газу. Какой-либо потери мощности я не заметил (правда, ведь и мощности/момента здесь немного). Но, кажется, при использовании газа двигатель работает чуть мягче и тише – наверное, срабатывает эффект более длительного горения пропан-бутановой топливной смеси. Словом: просто недорогой автомобиль из семейства платформы В0.

«Газовая суть» мотора ни чем себя не проявляет: просто литровый мотор, просто 5-ст. МКПП, все это едет – вот и славно. Больше в который раз удивляет подвеска – своей невосприимчивостью к разбитым дорогам. Переход с бензина на газ и обратно происходит по нажатию кнопки или в автоматическом режиме: автомобиль начинает ехать на газе, как только мотор (даже скорее редуктор ГБО) прогревается до рабочей температуры. Четыре точки-светодиода дают лишь условленное понимание наполненности баллона с газом: первая держится дольше всех (в городе – более 100 км), последняя уходит быстрее всех (в городе – за 30-50 км). Кстати, я бы вместо Sandero выбрал Logan: ценники примерно сравним, увеличенная база обеспечивает большую стабильность на трассе, а большой багажник решает вопрос размещения баллона ГБО и «запаски».

В итоге: зачем нужен Renault Sandero ГБО?

Не нужно искать в Renault Sandero ГБО изысканные ездовые повадки, модный дизайн, или высокотехнологичное оснащение – здесь ничего подобного нет от слова «совсем». В данном случае вся радость состоит в том, что перемещаться в пространстве с минимальными усилиями и затратами денег: доступный автомобиль, всепрощающая подвеска, недорогой сервис, простота и ремонтопригодность. А теперь – еще и очень низкая стоимость 1 км пробега благодаря системе ГБО.

Технические характеристики Renault Sandero ГБО Life+

Кузов – хэтчбек, 5 дверей, 5 мест

Габариты – 4,06 х 1,73 х 1,52 м

Колесная база – 2,59 м

Клиренс – 147 мм

Багажник – от 320 л (5 мест) до 1 200 л (2 места)

Грузоподъемность – 432 кг

Минимальная снаряженная масса – 1 046 кг

Силовая установка – бензиновый, атмосферный, R3 1,0 л

Мощность – 73 л.с. при 6 300 об/мин

Крутящий момент – 97 Нм при 3 500 об/мин

Удельная мощность и момент – 70 л.с. на 1 т и 93 Нм на 1 т

Привод – передний привод

Трансмиссия – 5-ст. МКПП

Динамика 0-100 км/ч – 14,5 с

Максимальная скорость – 161 км/ч

Расход паспортный (город) – 6,7 л на 100 км

Расход паспортный (трасса) – 4,8 л на 100 км

Страна производства автомобиля – Румыния

Шины тестового автомобиля – Continental ContiEcoContact 5 185/65R15

Минимальная цена автомобиля – от 272,9 тыс. грн. или $9,5 тыс. (по программе Renault Bonus)

Цена тестового автомобиля – 362,7 тыс. грн. или $12,8 тыс. (332,7 тыс. грн. или $11,8 тыс. по программе Renault Bonus)

Автомобиль предоставлен – Рено Украина

Disqus Comments Loading...