При внедрении SAFe-подхода, помогающего в управлении большими командами, разбирали кейс, который показал простую, но действенную вещь.
Как привлечь к квартальному планированию не 30, а 140 сотрудников, сохраняя высокую скорость разработки, которой уже достигли.
Своими рекомендациями в партнерском материале поделился Виталий Силаев, Head of Delivery в FAVBET Tech. Он рассказал о принципах управления в компании, недостатках микроменеджмента как основной стратегии и исключениях, когда его все же стоит применять.
Содержание
- 1 Микроменеджмент в компании: плюсы и минусы
- 2 Какой стиль управления в Favbet Tech
- 3 Ошибки будут всегда: важно, как вы на них реагируете
- 4 Фидбек очень важен
- 5 Что лучше мотивирует людей
- 6 Топ 5 советов лидерам и менеджерам, которые хотят перестать пить много кофе и тратить время на микроменеджмент
- 7 Планы Favbet Tech
Микроменеджмент в компании: плюсы и минусы
Микроменеджмент – стиль управления, когда начальник тщательно контролирует каждый аспект работы сотрудников. В Favbet Tech его используют только в случаях форс-мажоров или когда нужно быстро ввести изменения. «Тогда мы собираем самых заинтересованных экспертов, глубоко анализируем задачи, находим лучший вариант решения и выполняем его», – отмечает Виталий.
Микроменеджмент помогает «тушить пожары» и стабилизировать процессы. Но если использовать его постоянно, становятся очевидными его недостатки. «Когда задачи жестко ограничены, это разрушает доверие в компании. Конечно, руководитель в этом случае пьет гораздо больше кофе», – добавляет Виталий, намекая на дополнительную нагрузку, которую микроменеджмент создает для команд и руководителей.
Недостатки микроменеджмента проявляются и при масштабировании бизнеса. Когда компания расширяется, важно поддерживать автономию команд и четко распределять роли. Это позволяет обеспечить эффективную работу без лишнего контроля. А если менеджер постоянно контролирует каждый шаг подчиненных, он просто не сможет масштабировать этот подход к большему количеству команд, не снижая производительности. Favbet Tech делает ставку на другие, более эффективные инструменты управления.
Какой стиль управления в Favbet Tech
«Банальные принципы Agile все еще актуальны», – говорит Виталий. Это база, на которой можно построить методический подход, который будет работа. Важно использовать основные артефактыинформация, с помощью которой описывают продукт, и деятельность по его созданию, например, перечень функций, улучшений продукта и другое и активности, особенно ретроспективу
оценка, как прошел определенный процесс, выделение удачных и неудачных моментов, составление плана, что можно улучшить, как инструмент конструктивных фидбеков и не забывать о важности ежедневной коммуникации команд.
Сейчас Favbet Tech масштабируется и внедряет множество новых процессов. Одно из ключевых изменений, которые касаются управления – внедрение SAFe для большинства команд. А именно практика PI-планирования (Program Increment Planning). Она регулярно проводится для согласования стратегий и тактики на ближайшие месяцы. PI-планирование используют для координации команд, установления приоритетов и определения целей, которые помогают упорядочить рабочие процессы. В продуктовых компаниях, где у каждого спринта четкие метрики и временные рамки, PI-планирование позволяет устранить помехи и снизить риски. Команды собираются вместе, обсуждают ключевые задания, распределяют роли и задачи, чтобы скоординировать работу по развитию продукта.
Но некоторые проекты требуют других подходов, и в Favbet Tech это учитывают. К примеру, в компании выделен R&D-отдел. Он нацелен на инновации и исследования новейших идей. Отдел сначала пытались интегрировать в общую структуру с использованием SAFe, но со временем обнаружили, что этот подход неэффективен для небольших и гибких команд, которые работают над быстрым тестированием гипотез.
SAFe хорошо работает в масштабных проектах, но для R&D-отдела компания решила создать отдельную структуру с минимальным количеством процедур. Это позволяет быстро разрабатывать и тестировать идеи без лишних процессов. И R&D может действовать автономно и адаптировать процессы под специфические потребности инновационных проектов. «Если бы мы не адаптировались, не пересмотрели свои подходы, просто не могли бы так быстро внедрять новые продукты, проверять новые идеи и быть такими эффективными, как сейчас», – говорит Виталий.
Ошибки будут всегда: важно, как вы на них реагируете
В компании есть правило: после ситуаций, когда что-то пошло не так, здесь проводят анализ. В результате формируют документ RCA (root cause analysis)анализ, который позволяет определить основную или первичную причину инцидента, например, сбой в программе случился из-за перезагрузки компьютера, а причиной было отключение электроэнергии; RCA помогает выявить эту причину и предотвратить возникновение подобных инцидентов в будущем. Команда пошагово разбирает проблему и думает, как ее можно решить: нужно ли внедрять новые технологии и дополнительные процессы или добавлять новые роли в структуру.
Виталий снова приводит пример ситуации, которая произошла во время внедрения SAFe. Тогда выяснилось, что некоторые сотрудники не до конца понимали свои роли. А для успешного внедрения SAFe четкое распределение ролей критично: это помогает каждому участнику команды понимать свои обязанности и вклад в общую цель.
Например, product owner должен глубоко понимать требования и стратегические цели проекта, а scrum master должен быть сосредоточен на поддержке процессов и устранении препятствий. Если роли нечеткие, это создает путаницу и снижает эффективность. Поэтому заказали корпоративные курсы по SAFe, чтобы команда еще раз проработала все непонятные моменты.
После тренинга все пошло лучше. Например, вопросы распределили на глобальные, которые влияют на все процессы, и локальные, которые влияют на команду или одного человека. «Мы поняли, что элементарно не хватает людей, которые вовлечены в процесс улучшений и, как результат, компания “не слышит” важные мысли, как именно вводить изменения. Сначала, когда внедряли процесс, в планирование было вовлечено примерно 30 сотрудников, а надо было бы 140, – делится Виталий. – До старта нового PI-планирования оставалось две недели, и «окно изменений» уже закрывалось перед нами, но команда решила рискнуть». В этой ситуации пришлось использовать что-то вроде микроменеджмента: нужно было быстро найти экспертов по нужным направлениям, провести онбординг в процесс, проконтролировать первые шаги.
«Дополнительным вызовом стали также проблемы с электричеством и обстрелы: нам казалось, что мы играем в какую-то игру, где на каждом новом уровне задачи становятся сложнее, – вспоминает Виталий. – Я был удивлен, что люди восприняли эти задачи как личную цель и, несмотря ни на что, пытались ее достичь».
Но благодаря усилиям команды удалось быстро сделать все. Результат – исторический максимум по выполнению задач и по показателям эффективности.
После этой ситуации сделали выводы, и следующее планирование прошло гораздо проще.
Фидбек очень важен
В компании есть специалисты, к которым можно обратиться за советом, рассказать о своих ожиданиях и другом. Также на уровне команд people-менеджментом занимаются лиды и проджект-менеджеры. Если они и people partners не могут решить запрос человека, его передают на более высокий уровень. Такими запросами могут быть просьбы изменить структуру команды, закупить уникальное оборудование и инфраструктуру и так далее.
Эти запросы на высшем уровне накапливаются и постепенно обрабатываются. Например, раз в три месяца проходит PI-планирование. После этого проводят ретроспективу как самого PI-планирования, так и общих процессов и собирают фидбеки от всех команд. Всю информацию распространяют для people partner и технического менеджмента.
Все сотрудники могут проверять статус решения определенных вопросов. Можно согласиться самостоятельно решить определенную проблему: это фиксируется в персональном плане развития.
Что лучше мотивирует людей
Лучшая мотивация в Favbet Tech – когда то, что делают люди, совпадает с их потребностями и видением развития. Также компания слышит запросы коллег и выясняет, как сотрудник хочет развиваться. Это сочетают с целями проекта и общими целями компании. В Favbet Tech также отмечают успехи или же дают честный и прозрачный фидбек, если у команды что-то не выходит.
«Мотивация – это не только деньги, – говорит Виталий. – Это комплексный подход». У людей должно оставаться понимание, что эксперименты одобряются, а если они успешны — вознаграждаются. Например, была ситуация, когда сотрудники, которые занимаются автоматизированным тестированием, пришли с предложением использовать другой инструмент, протестировать его производительность и сравнить с используемым. Они разработали план внедрения, тестирования, а их менеджеры согласовали это как задачу в их персональных планах развития.
В компании открыто распространяют информацию о показателях работы команд за определенный период: как решают задачи, какие процессы внедряют, что они дают. Каждый из сотрудников может увидеть общий и свой результат. А также то, как изменяются определенные тенденции: сколько времени решают задачи, сколько появляется новых продуктов и фич, сколько взяли в работу отзывы и так далее.
«После последнего планирования у нас было 53 отзыва в разных категориях», – рассказывает Виталий. Из глобальных запросов рассматривали планы найма, потому что некоторые процессы планировались с учетом, что успеют найти новых специалистов. Виталий рассказывает, что уже есть результаты: переделываются подходы к рекрутингу и общие процессы. Планируют креативные подходы, чтобы доносить до людей важность некоторых технологий, которыми сейчас мало кто занимается на рынке, но компании нужны такие сотрудники.
Топ 5 советов лидерам и менеджерам, которые хотят перестать пить много кофе и тратить время на микроменеджмент
Виталий советует следующее:
- Доверяйте команде
Показывайте, что вы считаете людей профессионалами, способными принимать решения. Например, если есть определенная задача, следует договориться, что предоставляются все возможности для ее самостоятельного решения.
- Устанавливайте четкие и достижимые цели
Если нет критериев успешного решения проблем, определенных таймлайнов, процессы будут держаться на инициативности нескольких людей, что может закончиться в любой момент.
- Предоставляйте и обрабатывайте фидбеки
Это прозрачная коммуникация и возможность решить проблемы. У каждого из команды должна быть возможность быстро коммуницировать с топ-менеджерами.
- Мотивируйте людей
Желательно четко отмечать достижения. Показывать, что вы понимаете, чьи усилия привели к улучшениям, фиксировать успехи.
- Развивайте культуру развития и обучения
Виталий отмечает, что подход «я тебя записал на курсы, чтобы ты учился, потому что у нас есть бюджет на обучение» не работает. Люди должны принимать решения самостоятельно, понимать, зачем они учатся и что это даст, как эти знания будут использованы в работе. А компания – предоставлять возможности и советовать самые лучшие способы обучения.
Планы Favbet Tech
Favbet Tech продолжает масштабироваться и совершенствовать процессы по разным направлениям. Компания стремится не только сохранить основные принципы – автономию, прозрачную коммуникацию и поддержку инициатив, но и активно развивать новые возможности в рамках R&D, fintech-проектов, AI-решений и новых рынков.
Я уверен, что с командой, у которой есть свобода действий и постоянная поддержка в обучении и развитии, мы сможем достичь новых вершин на рынке инновационных технологий.
Визуальное оформление статьи осуществлено командой ITC.UA
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: