С нашей последней новости о Starship, двухступенчатой сверхтяжелой многоразовой ракете SpaceX, предназначенной для перевозки людей и грузов на околоземную орбиту, Луну и Марс, скопилось несколько обновлений. Вообще поражает, насколько стремительно SpaceX развивает проект, учитывая то, что компания сейчас направляет на него около 5% ресурсов.
Напомним, 28 февраля SpaceX лишилась прототипа Starship SN1 — он не выдержал опрессовки (так называют испытания газовых или гидравлических систем и емкостей на герметичность и способность держать проектное давление). Но уже 9 марта Илон Маск сообщил, что прототип Starship SN2 — незаконченный топливный банк, переделанный для специальных испытаний — успешно прошел проверку на прочность. Этот тест послужил доказательством, что SpaceX исправила недостаток, ставший причиной уничтожения Starship SN1.
Топливный бак Starship SN2 с доработанными двигательным отсеком и конструкцией крепления двигателей (или «двигательной шайбой», как ее называл Маск — фото ниже) выдержал не только испытания давлением, но и прошел моделирование тяги двигателя с помощью промышленного гидравлического домкрата.
Сейчас разработка Starship находится на начальном этапе и SpaceX постоянно вносит изменения в конструкцию.
Например, на днях Маск рассказал, что возвращаемая первая ступень Super Heavy будет немного длиннее — 70 м против ранее планируемых 68 м, а вся система — 120 м. То есть, вторая ступень ракеты и одновременно космический корабль Starship должна иметь длину в 50 метров, что в точности соответствует более ранним планам. Взлетная масса должна составить около 5000 тонн.
Напомним, Super Heavy может иметь до 37 кислородно-метановых двигателей Raptor (в атмосферной версии), семь из них будут подвижными (это нужно для управления ориентацией ракеты) и при взлете сможет выдавать тягу 90 000 кН, что в 12 раз больше тяги, чем у нынешней ракеты Falcon 9. Вот здесь мы рассказывали подробнее о ТТХ ракеты Super Heavy и корабля Starship.
Вскоре после объявления новой длины Super Heavy Маск упомянул, что дизайн корабля Starship также претерпевает изменения.
Сейчас рассматривается вариант сделать куполообразное днище топливного бака Starship (и Super Heavy, вероятно, тоже) более сплющенным. Это может позволить расширить пространство топливного бака на дополнительные ~3 м, сохранив длину корабля на уровне прежних 50 м. То есть, конструкция станет эффективнее.
Еще одно новое изменение: переход на некий новый сплав вместо широко используемой сейчас нержавеющей стали 301. Что это за новый сплав и какие преимущества он обеспечит по сравнению с 301 пока остается только гадать.
Ранее Маск рассказывал, что для орбитальных запусков требуется повысить качество сборки в 3-4 раза по сравнению с «водонапорной башней» Starhopper, летавшей на высоту 20 и 150 м, в то же время для суборбитального запуска требования немного ниже. Кроме того, решающее значение имеет коэффициент конструктивного совершенства (соотношение массы конструкции к массе топлива). Корпус Starhopper был изготовлен из стали толщиной 12,5 мм против 4 мм у SN1, и ранее компания планировала перейти на листы толщиной менее 2 мм в местах диаметром 9000 мм.
И хотя Starship SN2 успешно выдержал опрессовку, внесенные в экстренном порядке модификации сделали его непригодным для дальнейшего использования. Таким образом, после испытаний он отправился на свалку. Благо программа интенсивного развития Starship построена таким образом, что строительство прототипов обходится относительно дешево.
Уже сейчас SpaceX заканчивает сборку Starship SN3. Буквально вчера, 21 марта, инженеры завершили монтаж третьей (из четырех) двигательной секции корабля. В обозримом будущем будут установлены носовой обтекатель и три двигателя Raptor. На этом прототипе будут проходить огневые статические испытания Raptor, а затем, если все пройдет успешно, он начнет выполнять полеты.
Судя по текущим темпам, SpaceX может легко доставить Starship SN3 на площадку уже на следующей неделе. Пока неясно, сможет ли SpaceX использовать Starship SN3 для первого суборбитального полета на высоту 20 тысяч метров, или же честь совершить этот полет выпадет Starship SN4.
Ранее SpaceX оценивала проект Starship в $5 млрд, сколько потратили на развитие проекта к настоящему моменту, неизвестно.
Остается добавить, что SpaceX уже выбрала место для строительства завода и инженерно-конструкторского центра в порту Лос-Анджелеса, где будут разрабатываться и собираться межпланетные корабли Starship.