Что ждет PlayStation, Call of Duty и всю игровую индустрию после сделки Microsoft и Activision Blizzard

Microsoft продолжает крестовый поход на игровую индустрию. В 2020 они ошарашили общественность приобретением медиахолдинга ZeniMax за $7,5 млрд, а 18 января этого года из бездонных карманов корпорации Фил Спенсер достал еще $70 млрд на покупку Activision Blizzard.

Давайте разбираться, что будет с Activision, что будет с Blizzard, серией Call of Duty, PlayStation, и всей игровой индустрией. И немного пофантазируем на тему будущего франшиз Activision и их студий.

Новое руководство Microsoft Gaming

За что в Microsoft отвалили столько денег

Activision Blizzard – это самое крупное приобретение Microsoft со времен покупки LinkedIn за $26 млрд в 2016 году. После завершение сделки Microsoft Gaming станет третьим по доходности издателем в мире. По подсчетам экспертов за 2020 год на первом месте Tencent с выручкой в $29.30 млрд (включая мобильное подразделение), на втором – Sony с $22.67 млрд. Остальной топ выглядит следующим образом: Nintendo – $15.79 млрд, Microsoft – $13.83 млрд, NetEase – $8.37 млрд. Уточню, это доход исключительно игровых подразделений.

А вот сколько стоят другие крупные издатели игр (держите в голове, что за Activision Blizzard Microsoft заплатили намного больше рыночной стоимости).

  • EA: $38 млрд
  • Take-Two: $18 млрд (≈$28 млрд после сделки с Zynga)
  • Nexon: $15 млрд
  • Bandai Namco: $15 млрд
  • Embracer: $10,8 млрд
  • Netmarble $7 млрд
  • Ubisoft: $7 млрд
  • Konami: $6 млрд
  • Square Enix: $5,6 млрд
  • Capcom: $4,9 млрд
  • Sega: $3,6 млрд

Для чего Microsoft купила столь крупного издателя? Первое, что приходит в голову: чтобы стабильно наполнять Game Pass большим количеством игр. Также очевидно, чтобы конкурировать с PlayStation, которая заметно вырвалась вперед Xbox и примерно вдвое опережает конкурента по продажам консолей как прошлого поколения, так и текущего.

Уже сейчас Фил Спенсер заявил, что максимально возможное число игр попадет в Game Pass как только сделка будет закрыта. Соответственно, все новые игры Activision Blizzard будут появляться в подписочном сервисе Microsoft в первый день релиза.

Что касается эксклюзивности игр, то Фил Спенсер заявил, что они не собираются лишать игроков PlayStation возможности играть в любимые игры. О каких именно «любимых играх» идет речь не известно. Но стоит ему верить – еще тот вопрос, особенно если вспомнить, такое же обещание глава Microsoft Gaming давал после покупки ZeniMax, и в результате будущий Starfield не выйдет на консолях Sony. Но у Bethesda Softworks не было сервисных игр уровня Call of Duty и поэтому такое сравнение не совсем правильное.

Сатья Наделла, CEO Microsoft

Не менее важная причина сделки – Microsoft будет создавать свою метавселенную, в противовес Facebook. Сейчас все крупные игроки пытаются найти свой вход в мир метавселенных. По этой же причине мы сейчас становимся свидетелями крупных поглощений внутри игровой индустрии и не только. Что по это поводу говорит Сатья Наделла, генеральный директор Microsoft:

«Сегодня игровая индустрия самый быстрорастущий вид развлечений и поскольку виртуальный и реальный миры объединяются, то ей отведена ключевая роль в формировании метавселенных».

Покупка такого издателя как Activision Blizzard это не просто желание конкурировать с Sony на поле видеоигр, а инвестиция в куда более глобальные вещи. Кто первым построит свою метавселенную и выведет ее в лидеры, тот по сути, и будет устанавливать правила в индустрии. И Microsoft не хочет упустить шанс стать этим лидером.

Какие именно активы получит Microsoft после сделки

Одним махом Xbox Game Studios пополнился более чем десятком новых студий: Blizzard Entertainment, King и 12 студиями в составе Activision Publishing. Будет интересно наблюдать, как они переформатируют под игры для Game Pass тех разработчиков, которые занимались исключительно серией Call of Duty, а таких чуть ли не половина от общего числа активов Activision Publishing. Но про Call of Duty поговорим отдельно. Лично я надеюсь, что Toys For Bob вернутся к серии Crash Bandicoot.

Кроме игровых студий, в активе издателя есть подразделение отвечающее за кино- и сериальные адаптации игр — Activision Blizzard Studios. Подразделением руководила Стейси Шер (работала с Квентином Тарантино, Оливером Стоуном, Стивеном Содербергом и другими — прим. ред), летом прошлого она заключила контракт FX Productions, по сути вернулась в Disney, где когда-то работала. Но про него сейчас мало кто вспоминает, ведь За последние пять лет подразделение практически не выпускало новинок, можно отметить только Skylanders Academy. 

Не стоит забывать и про анимационное подразделение Blizzard, которое считается одним из топовых на рынке CGI-анимации.

Покупка поможет Microsoft укрепить позиции на мобильном рынке. В состав Activision Blizzard входит King, создатели Candy Crush Saga, одной из самых прибыльных мобильных игр. И не стоит забывать про Call of Duty: Mobile, которая показывает стабильно высокий доход. Скорее всего, Microsoft планирует перенести в мобильный формат и другие свои франшизы. Кстати, в ближайшее время этим же обещает заняться и Sony. А недавно Take-Two приобрела крупнейшего мобильного издателя Zynga за $12.7 млрд. Также не стоит забывать о восточном игровом гиганте в лице Tencent, которая скупает вообще все, что плохо лежит, а если не покупает, так инвестирует.

Издатели верят в мобильное будущее индустрии как никогда прежде. И речь не про «три в ряд», а о полноценных переносах своих игр на мобильные платформы. По крайней мере, хочется в это верить.

Call of Duty: Vanguard не оправдал ожиданий издателя

Судьба Call of Duty и других игр Activision

Уже как 13 лет подряд Call of Duty остается самой прибыльной франшизой «близзов». За 2021 год первые две строчки продаж среди игр компании занимают Call of Duty: Vanguard и Call of Duty Black Ops: Cold War соответственно. Угадайте, какие места игры серии заняли в топе продаж на PlayStation? Правильно, Call of Duty: Vanguard на первом, и Call of Duty Black Ops: Cold War на третьем. Эти данные только по США, но это основной рынок, да и в Европе ситуация мало отличается, разве что на первых местах появится FIFA 21 (она же самая продаваемая игра в Украине за прошлый год).

Аудитория игры на PlayStation заметно больше, чем на Xbox. Последние годы Activision продвигала серию именно на устройствах Sony, и продажи игр на японской консоли заметно выше. По грубым подсчетам в год Call of Duty зарабатывает только на PlayStation до $1 млрд.

Так что, Call of Duty едва ли станет эксклюзивом Xbox и уйдет с Playstation. Едва ли Microsoft понравится перспектива потерь миллиардов долларов? И самое главное, ради чего?

Если вашим аргументом будет эксклюзивность The Elder Scrolls и Fallout, сразу успокою вас, эти игры за весь свой жизненный цикл зарабатывают столько, сколько CoD за год. Это разные весовые категории.

Продажи игр в США за 2021 год по данным NPD Group

Так как будет развиваться «новая» Call of Duty? Есть все шансы, что сюжетную кампанию будут отдельно выпускать только на ПК и Xbox. Скоро выходит CrossfireX, который работает именно по такой схеме: сюжетный режим продается отдельно или доступен по подписке Game Pass (дальше — GP), а мультиплеер распространяется по системе F2P. Вот и мультиплеер Call of Duty будет доступен на PlayStation, а за «голливудом» уже придется вливаться в экосистему от Microsoft.

Есть еще один вариант, но он менее вероятен. Продажи Call of Duty: Vanguard хоть и возглавили топ за год, но по отношению к прошлой части заметно упали. Опрос показал: 1) люди играют в другие игры; 2) они устали от серии или 3) им хватает Warzone. Если следующая часть не покажет хороших результатов, вполне возможно, что новый владелец перезапустит франшизу и классическому мультиплееру в ней места уже не найдется. 

Как я уже писал выше, сюжетную линию будут выпускать сразу в GP, а весь упор сделают на Warzone к которому в том или ином виде прикрутят отвалившийся мультиплеер. Или не прикрутят. Основную прибыль, или как минимум большую ее часть, генерирует Battle Pass. Для мультиплеера CoD и Warzone он общий, и нам неизвестно как сильно пересекается аудитория этих режимов. Если допустить, что 10% обладателей Call of Duty покупают Battle Pass только ради мультиплеера, то в масштабах серии это очень большие цифры и вряд ли кто-то будет резать одну из куриц, пока та в клювике приносит зеленые купюры.

Diablo IV выйдет не раньше 2023 года

Что касается Blizzard, то тут такая же ситуация, как и с другими играми Activision. Все, что сюжетное, а пока что это только Diablo IV, уедет в Game Pass, а Overwatch 2, если когда-то выйдет, возможно, появится и на консолях Sony. Нет смысла оставлять мультиплеерную игру на одной платформе, если в перспективе она будет зарабатывать с микротранзакций на всех консолях. Конечно, на PlayStation игру придется покупать за полный ценник, а вот в экосистеме Microsoft игры Blizzard будут доступны сразу в Game Pass.

Будущее Sony и PlayStation

Сейчас акции Sony упали на 13%, это самое крупное падение с марта 2020 года. Многие воскликнут, что вот теперь то японцев точно можно закрывать, но это стандартная реакция рынка на подобные сделки и можно быть уверенным, в скором времени стоимость акций откатится к прежним показателям. Но это не означает, что проблем у PlayStation станет меньше. Как я уже писал, в каком-то смысле Call of Duty основной актив и для PlayStation в том числе. Рано или поздно игра может переехать на платформу Microsoft и это будет большим ударом для японской консоли.

Приведу пример из другой индустрии. Представьте, что все фильм Marvel покинут кинотеатры и будут выходить исключительно в сервисе Disney+ без дополнительной платы, только по подписке. Что в таком случае станет с кинотеатрами? Ничего хорошего, уж точно.

Нахождение такой франшизы как Call of Duty в руках владельца крупной платформы может в корне изменить игровую индустрию. Как минимум к следующему поколению консолей практически вся аудитория Call of Duty (примерно 30+ млн) окажется в руках Microsoft. 

Живая конкуренция, это всегда хорошо для покупателя. Вспомнить Xbox 360, PlayStation 4, AMD Ryzen, новое поколение процессоров Intel. Все эти продукты стали результатом здоровой конкуренции. Когда кто-то становится монополистом, то в индустрии начинается застой. Такая ситуация была в нише процессоров до выхода Ryzen: на протяжении нескольких лет минимально наращивалась мощность без качественных скачков производительности. Сейчас мы можем потерять эту конкуренцию в игровой индустрии.

Бобби Котик, CEO Activision Blizzard

А как же Бобби Котик, CEO Activision Blizzard?

Сделка должна закрыться в июле следующего года. До момента слияния издатель работает в штатном режиме под руководством Бобби Котика. Как только все юридические процессы завершатся, Activision Blizzard уйдет под крыло Фила Спенсера, СЕО Microsoft Gaming.

Что будет с Бобби Котиком неизвестно, скорее всего его отправят в отставку с внушительной компенсацией. Котик занял пост руководителя издательства в далеком 1991 году и постепенно вывел Activision в лидеры игровой индустрии. После скандала с домогательствами его позиции сильно пошатнулись и работники будут только рады, если его место займет кто-то другой, кто будет больше обращать внимание на проблемы внутри коллектива, а не только на цифры продаж.

Сам же Бобби заявляет, что данная покупка никак не связана с проблемами внутри Activision и Фил Спенсер связывался с ним еще в прошлом году. Хотя по факту скандалы внутри издательства, провал основных игр компании, и задержка с новыми релизами привели к тому, что за 2021 год акции компании упали в цене практически на 50%. Ходят слухи, что когда Microsoft пришли к Activision с предложением поглотить издателя, то Котик хотел найти другого покупателя, который предложил бы больше денег (Apple, Amazon?), но ему так и не удалось переубедить совет директоров.

Теперь Xbox Game Studios насчитывает больше 30 студий

Как будет развиваться Game Pass и каким видится будущее игровой индустрии

Сейчас Game Pass насчитывает 25 млн пользователей. По прикидкам аналитиков, чтобы выйти на самоокупаемость при текущей стоимости подписки, сервису нужно вырасти вдвое, то есть примерно до 50 млн подписчиков. С текущими темпами роста (сервис вырос на 7 млн пользователь за 2021 год) это случится уже в ближайшие годы. 

Очевидно, что Microsoft пытается построить собственный «игровой Netflix» в противовес отдельно продаваемым играм.

Чем будет отвечать Sony? По словам Фила Спенсера аналог Game Pass от PlayStation это лишь вопрос времени. В декабре прошлого года Джейсон Шраер поделился информацией, что схожий сервис под рабочим название Spartacus действительно в разработке и должен запуститься осенью этого года. «Спартак» объединит подписки PS Now и PlayStation Plus. Так же, недавно Sony запатентовали технологию с помощью которой на PS5 можно будет запускать игры всех прошлых поколений PlayStation, начиная с PS1.

Как это поможет в борьбе с гигантом, у которого практически неограниченные возможности, пока неизвестно. Sony не может позволить себе скупать крупные студии, но в ближайшие годы им бояться нечего, шлейф от успеха PlayStation 4 все еще длинный и у Sony будет время что-то придумать. Возможно, Sony продолжит выпускать дорогие одиночные игры и таким образом привлекать внимание аудитории к своей платформе.

Фил Спенсер. Генеральный директор Microsoft Gaming и главный человек в игровой индустрии на данный момент

Все изменится когда покупки Microsoft начнут приносить свои плоды в полном размере, а это случиться через три-четыре года. Мы становимся свидетелями интересных событий и в каком-то смысле формирования новой игровой индустрии. Если в 2020 с покупкой ZeniMax Фил Спенсер только намекнул на свои амбиции, то в начале 2022 года серьезность его намерений покорить и изменить игровую индустрию не вызывает сомнений. Надеемся, что все эти тектонические сдвиги будут в пользу игроков.

P.S. Кстати, оцените, как общественность отреагировала на данное событие.

Первый рабочий день Бобби Котика в составе Microsoft
Sony прямо сейчас

А что вы думаете по поводу этого события, куда будет двигаться индустрия в ближайшем будущем и что ждет PlayStation без полноценной версии Call of Duty?

 

Disqus Comments Loading...