Рубрики Обзоры

Sam & Max Save The World: безумные приключения вольной полиции

Опубликовал
Юрий Мелков

Несколько лет назад мы имели возможность наблюдать мини-ренессанс адвенчур «золотого века» LucasArts и Sierra Online, ознаменовавшийся выходом Remastered-версий целого ряда классических приключенческих игр, от The Secret of Monkey Island до Full Throttle. Если обновлённые издания двухмерных квестов отличались практически полностью перерисованной графикой, то 3D-проекты второй половины 1990-х, такие как Grim Fandango, довольствовались скорее косметическими изменениями на манер добавленного динамического освещения и обработанных напильником моделей персонажей. Решение выпустить в улучшенном виде Sam & Max Save the World оказалось, по правде говоря, несколько неожиданным: оригинал появился на свет в 2006–2007 годах и не успел ещё особо устареть, вполне запускаясь на современных компьютерах и поддерживая несколько разрешений экрана вплоть до вполне приличных 1600х1200. Чем же собирается порадовать нас свежеоснованная Skunkape Games и стоит ли уделять внимание новым приключениям Сэма и Макса?

Sam & Max Save the World Remastered

Жанр Адвенчура
Платформы Windows / Nintendo Switch
Разработчик Skunkape Games
Издатель Skunkape Games
Сайт, Steam, GOG

Сэм – если кто не в курсе, это внушительных размеров антропоморфный пёс, одетый в неизменные костюм и шляпу под «нуар-детектива», обычно спокойный, серьёзный и рассудительный, тогда как Макс – «гиперкинетическое кроликоподобное существо» небольшого роста и безо всякой одежды, отличающееся нездоровым цинизмом и склонностью к немотивированному насилию и вообще всяческому разрушению. Вместе они составляют оперативную группу вольнонаёмной полиции, всегда готовую навести – необязательно строго законными методами – порядок в типичном американском городе, населённом как людьми, так и подобными героям говорящими животными самых разных мастей и видов. Придумал эту парочку в 1987 году художник-карикатурист Стив Перселл: комиксы (а затем и мультфильмы) о приключениях Сэма и Макса отличались весьма своеобразным и часто чёрным юмором с немалой примесью сатиры в адрес поп-культуры и американского общества в целом, – однако куда большую популярность снискала компьютерная игра Sam & Max: Hit the Road, выпущенная в 1993 году легендарной LucasArts, где в то время работал и сам создатель дуэта вольных полицейских. Кстати сказать, римейка этой адвенчуры до сих пор так и не последовало, однако в 2000–2004 годах в разработке находилось её полноценное 3D-продолжение – Sam & Max: Freelance Police, увы, в итоге отменённое очередным руководством LucasArts как «экономически неоправданное».

К счастью, авторы погибшего проекта во главе с Дэном Коннорсом руки не сложили, а основали собственную компанию – Telltale Games, под крылом которой и выпустили отчасти основанную на прежних наработках Sam & Max Save the World, известную также как Sam & Max: Season 1 – ибо выходила эта игра с октября 2006-го по апрель 2007 г. в виде отдельных эпизодов, немало послужив на заре цифровой дистрибуции делу популяризации этого нового на то время способа распространения. За первым «сезоном» последовали второй и третий, ну а в последующие годы студия увлеклась уже скорее визуальными новеллами в духе широко известных The Walking Dead и Batman: The Enemy Within, придя в итоге к полному банкротству. Авторские права на франшизу Sam & Max выкупила новая студия Skunkape Games, основанная всё тем же Коннорсом (ушедшим из Telltale ещё в 2014–2015 гг., как раз в период принятия её руководством ряда ставших фатальными решений) и насчитывающая в своём составе чуть ли не всех авторов сериала десятилетней давности. Поначалу в планы новых-старых разработчиков входило всего лишь переиздание этих игр на Remastered.

Среди новшеств первым делом бросается в глаза даже не возросшее до широкоэкранного HD-уровня разрешение, а то самое динамическое освещение: фоновая графика ничуть не изменилась, но смотрится теперь несколько более сочно, объёмно и в целом привлекательно. Модели персонажей были основательно отшлифованы – причём в соответствии с замечаниями самого Стива Перселла, так что никакой угловатости уже не заметно, и Сэм с Максом, как и все прочие здешние обитатели, стали ещё более походить на своих прототипов из комиксов (ценой некоторого налёта сел-шейдинга), – а текстовые сообщения (как реплики при выборе тем в диалогах, так и подписи к активным объектам на экране) обзавелись белым фоном и стали куда читабельнее. Разговоров, кстати сказать, здесь огромное количество: как сообщается, весь звук был заново перекодирован из исходников по последним стандартам, а к музыкальному оформлению тот же самый композитор Джаред Эмерсон-Джонсон добавил несколько новых джазовых мелодий.

Курс QA Manual (Тестування ПЗ мануальне) від Powercode academy.
Навчіться знаходити помилки та контролювати якість сайтів та додатків.
Записатися на курс

Англоязычная озвучка осталась прежней, за исключением одного тёмнокожего персонажа, зачем-то перезаписанного из соображений политкорректности. Помимо английского, на выбор предлагается ещё целых восемь вариантов субтитров, включая русский: локализация от «Буки», выпускавшей в своё время все эпизоды сериала на отдельных дисках, перекочевала в Remastered без каких-либо изменений. Качество перевода – терпимое (перерисованы даже некоторые картинки, но не все, а лишь «задействованные» в прохождении, так что на фоне прочих и оригинальных они смотрятся несколько странно), но до идеального никак не дотягивает. Впрочем, это относится к любой языковой версии, и ни одному толмачу тут не позавидуешь: мало какая игра может похвастаться таким количеством шуток, основанных на непереводимой игре слов и прочих местных идиоматических выражениях (словарному запасу Сэма, вероятно, позавидовал бы и сам Вильям наш Шекспир). Переводчики пытались творчески подойти к передаче местных прибауток и кое-что адаптировали сравнительно удачно, но, разумеется, не всё, – конечно, никто не мешает в любой момент переключиться в главном меню на язык оригинала (хотя для пущего эффекта тут потребуется чуть более уверенное знание английского, чем в большинстве других игр).

Управление также было основательно модернизировано: помимо классического point-and-click посредством мыши (нажатие левой кнопки отвечает за перемещение Сэма: Максом мы специально не управляем, он обычно следует за псом сам по себе) поддерживаются также контроллер и клавиши WASD. Чтобы заставить героев перейти на бег, можно как совершить двойной щелчок, так и зажать Shift на клавиатуре или правую кнопку мыши; последняя помогает также пропускать реплики в диалогах и осматривать предметы в инвентаре (получая при этом комментарии протагониста). Пожитки вольной полиции складываются в большую картонную коробку, изображение которой красуется в левом нижнем углу, – заглянуть вовнутрь можно также нажатием колёсика мыши или клавиши «Tab». Наконец, ещё одно новшество – опциональная подсветка на экране всех активных точек при нажатии «Т», сводящая на нет весь пиксельхантинг: не то чтобы его было так уж и много, просто камера тут автоматическая и оптимальные для обзора ракурсы принимает не всегда, так что, несмотря на всю яркость палитры и чёткость объектов, выделение наиболее полезных из них несколько упрощает прохождение. Кроме этого, были также сделаны и различные чисто косметические правки по части фонов и даже одной-двух загадок, но заметить их можно разве что при покадровом сравнении обеих версий Sam & Max Save the World.

Что касается игрового процесса, то он не претерпел никаких изменений сравнительно с 2006 годом; оригинальная Sam & Max Save the World была одной из первых проб пера Telltale Games и оставалась ещё классической адвенчурой с загадками, основанными на выборе реплик при разговорах со встречными персонажами и на сборе и использовании полезных предметов (комбинировать их в инвентаре возможности не представится). Ну и – какой же полицейский детектив без погони: временами обычный квестовый процесс разбавляется аркадными вставками, но в очень уж минимальном количестве. Помимо гонок на DeSoto за преступниками, будут также периодическая стрельба по целям из револьвера (неизменно присутствующего в инвентаре Сэма) и памятная ещё по 1993 году забава Whack A Rat – с битьём молотком по высовывающимся из дыр крысам. Впрочем, никаких неудобств эти моменты не доставят даже поклонникам мирных и неторопливых адвенчур. Куда более заметное влияние на содержание прохождения оказывает эпизодический формат: перед нами оказываются, по сути, шесть отдельных игр, пусть и объединённых общим мета-сюжетом и большинством знакомых персонажей. Запустить из главного меню можно любой из выпусков, однако в силу упомянутой связности делать это настоятельно рекомендуется в порядке их очерёдности, иначе многое останется непонятным.

Способ распространения сказывается и на общей камерности места действия: большую часть времени мы проведём в пределах одного-единственного квартала большого американского города, соответствующего по общей атмосфере где-то так концу 1980-х. По центру располагается здание с штаб-квартирой вольной полиции: помимо Сэма с Максом, в их кабинете обитает ещё и Двузубый Джимми – крысёнок, отличающийся крайне вредным характером и по своим занятиям близкий к преступному миру. Ещё двое запоминающихся персонажей – каждый по-своему сумасшедший – занимают здания по соседству: колоритный продавец «Недовольственного магазина» Боско страдает паранойей и для каждого эпизода переодевается в новую маскировку, от английского аристократа до советского гражданина в ушанке и фэнтезийного полуэльфа, а Сибил Пандемик известна тем, что постоянно меняет род деятельности, преобразуя своё заведение то в салон татуировок, то в приёмную психоаналитика, то в редакцию газеты, посвящённой контактам с инопланетянами.

Разумеется, встретимся мы и с немалым количеством новых лиц. Так, героями первой серии оказываются трое бывших малолетних телезвёзд, внезапно попадающих под воздействие сильного гипноза и тем самым наносящих ущерб обществу: кстати сказать, «спасать мир» мы с Сэмом и Максом станем именно от этой угрозы всеобщего одурманивания, распространять которую будут самые разные и необычные злодеи, от телеведущих до представителей игрушечной мафии Дона Медвежонни. С подробностями сюжетной линии, естественно, лучше будет ознакомиться лично, так что заметим только, что ожидает нас и полёт на Луну, и участие в качестве исполнителей главных ролей сразу в нескольких телесериалах, представляющих собой откровенную и не далеко не самую беззубую пародию, и игра в карты в казино, и путешествие в мир массовой онлайн-RPG, которая в самый неподходящий момент вдруг превращается в текстовый квест. Но что хочется отметить особо, так это эпизод четвёртый под названием «Смерть Аврааму Линкольну!», где нам предстоит сначала ликвидировать вконец свихнувшегося (ну или не совсем) президента США, а затем участвовать в предвыборной гонке, состязаясь с весьма необычным кандидатом, стремящимся «вернуть Америке величие» (в игре 2007 года, да). Ну а песня о пользе войны в исполнении группы секретных агентов, которую вы услышите уже после победы на выборах, и вовсе производит потрясающее впечатление.

Возможно, не каждому придётся по вкусу своеобразный юмор Sam & Max Save the World, временами «чёрный» и даже изредка «туалетный» (хотя до откровенной пошлости дело не доходит), – однако как минимум несколько поводов для заливистого хохота представится обязательно. Шесть эпизодов не совсем равнозначны по продолжительности и увлекательности (первые «пробы пера» несколько уступают более поздним выпускам), но провести за каждой из историй можно часа так два. Все серии разделены ещё и на шесть глав, но в самой игре эта разбивка незаметна и соответствует лишь автосохранениям, доступным по мере продвижения по сюжету с заглавного экрана, – кроме того, в каждом выпуске первого сезона приключений вольной полиции предусмотрена и одна ячейка для произвольного сохранения.

В целом, оценить Sam & Max Save the World Remastered можно только «на отлично»: все улучшения явно пошли приключениям вольной полиции на пользу. С другой стороны, оригинал игры 2006–2007 годов и сейчас смотрится не так уж и плохо; пожалуй, единственное, о чём можно пожалеть, так это о том, что Дэн Коннорс и его коллеги выбрали путь обновления своих старых проектов вместо создания новых, – в ближайших планах Skunkape Games значится аналогичная доработка второго и третьего «сезонов» Сэма с Максом… Ну, будем надеяться, что, накопив таким образом первоначальный капитал, студия займётся и чем-то более оригинальным. В любом случае, если вы вдруг пропустили или просто не застали в своё время Sam & Max: Season 1, непременно советуем познакомиться с улучшенной версией этой игры. Опытных же владельцев оригинала авторы приманивают аппетитной скидкой в 50%, доступной для пользователей Steam и GOG, что тоже неплохо (если же вы покупали игру прямо у Telltale, то для получения своей законной скидки проследуйте на специальную страничку). Кстати сказать, в следующем году ожидается выход ещё одной адвенчуры на ту же тему – Sam & Max: This Time It’s Virtual!, – но уже от совсем другой компании и исключительно для VR-устройств.

Disqus Comments Loading...