В конце прошлого года на мировом рынке электромобилей на рынке электромобилей произошло историческое событие: Tesla, которая годами уверенно удерживала лидерство
В целом ничего нового (чего не сообщалось ранее) эта инфографика, созданная на базе недавнего исследование TrendForce, не содержит, но является хорошей простой визуализацией современного состояния дел на рынке «чистых» электромобилей на аккумуляторах (BEV). В целом — это отличная возможность еще раз взглянуть на современный электромобильный ландшафт в глобальном масштабе до подведения итогов первого квартала, который почти завершился.
В свое время именно Tesla начала революцию и долгое время неизменно оставалась на острие электромобильного прогресса, но постепенно конкуренция нарастала, а позиции известного американского производителя электромобилей ослабевали. Главное «зрелище» последних лет на рынке электромобилей — противостояние Tesla и BYD. В течение 2023 года BYD стремительно догонял Tesla и другихи по итогам последнего квартала 2023 года в итоге вышел вперед, о чем мы уже рассказывали отдельно в одном из текстов.
Сейчас 10 крупнейших производителей полностью электрических электромобилей контролируют 65% всего рынка: Tesla удерживает лидерство с долей 19,9%, а BYD дышит в спину с 17,1%. Еще один китайский автопроизводитель, GAC Aion, занял третье место с долей 5,2%, а SAIC-GM-Wuling и Volkswagen оказались на четвертом и пятом местах с еще меньшими долями. Если взглянуть на распределение по странам, то Tesla — единственная американская компания в топ-10, тогда как Китай представлен квартетом во главе BYD с суммарной долей 29,5%. Немецкий автопром в этом топе состоит из Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz (10,8% на троих), а Южная Корея в лице Hyundai/Kia держит 4,9% рынка.
Интересно, что стратегия BYD опирается не столько на домашний рынок Китая, сколько на агрессивную международную экспансию, прежде всего в Европу. В то же время Toyota, Renault, Stellantis и другие традиционные автопроизводители максимально затягивают переход на электрические модели и сокращают инвестиции в это направление. И пока продолжается антисубсидийное расследование ЕС, которое вполне может перерасти в торговую войну с Китаем, Европейская комиссия готовится ввести специальную пошлину на китайские электромобили задним числом.
Остается вспомнить, что по итогам 2023 года глобальные продажи новых электрических авто («чистые» BEV + гибриды PHEV) выросли до 13 млн (данные TrendForce) — прирост 29,8% в годовом измерении и одновременно значительное замедление темпов роста, если сравнивать с 54,2% в 2022 году. По подсчетам EV-Volumes, в 2023 году в мире было продано около 14,2 млн электрических авто (BEV + PHEV) — темпы роста замедлились до 35% с 55% в 2022 году. Из них 10 млн составляют «чистые» электрокары на аккумуляторах (BEV), а остальные 4,2 млн — гибриды с возможностью подзарядки от электросети PHEV и с увеличенным запасом хода EREV. В 2023 году на электрические модели приходилось 15,8% (11,1% BEV + 4,7% PHEV) мировых продаж легковых авто по сравнению с 13,0% в 2022 году. На конец 2023 года в мире насчитывалось около 40 миллионов активно эксплуатируемых электрокаров (из них 70% — BEV, а остальные 30% — PHEV).
Скорее всего, в этом году BYD обгонит Tesla и станет №1 по объемам производства полностью электрических авто по итогам всего года. Аналитики прогнозируют, что Tesla в 2024 году отгрузит до 2 млн авто (против 1,8 млн в 2023-м), а BYD нацеливается на 4,2 млн — 2 млн BEV и 2,2 млн PHEV.
По прогнозу EV-Volumes, в 2024 году глобальные продажи электромобилей достигнут 17,8 млн единиц (+25% к результату 2023 года). При этом продажи BEV вырастут до 12,8 млн, а PHEV — до 5 млн.
По Украине, относительно низкая стоимость электроэнергии и налоговые льготы
Среди подержанных электромобилей в Украине наибольшим спросом пользуются Tesla и Nissan, а среди новых — Volkswagen китайского происхождения и BYD.
Топ-5 самых популярных новых электрокаров в Украине в феврале 2024 года
1. Volkswagen ID.4 (КНР) — 257 ед;
2. BYD Song Plus (КНР) — 104 ед;
3. Honda eNS1 (КНР) — 96 ед;
4. Nissan Ariya (КНР) — 71 ед;
5. Dong Feng (Honda) M-NV (КНР) — 49 ед.
Топ-3 самых популярных новых гибридов февраля в Украине
1. Toyota RAV-4 — 118 од;
2. Toyota Camry — 85 ед;
3. Nissan Qashqai — 56 ед.
Доминирование Китая на рынке «зеленых» полезных ископаемых и постоянное увеличение рынка электромобилей, в частности в Украине — это уже отдельная история