Нацроуминг навсегда, мобильный интернет минимум 2 Мбит/с и блокировка подсанкционных сайтов. Законопроект № 9463 как будущее украинского телекома

Опубликовал
Володимир Скрипін

В Верховной Раде зарегистрировали законопроект № 9463, который стремится улучшить мобильную связь и интернет в Украине. Его соавторами выступили 6 народных депутатов при поддержке Минцифры и ее руководителя Михаила Федорова.

Немного контекста, чтобы сориентироваться в теме

В первую очередь, 9463 является продолжением недавних идей и государственных инициатив в телеком отрасли за предыдущие годы — о введении предельной средней скорости мобильного интернета и контроля за соблюдением нормативов впервые заговорили в апреле 2021 года, а в конце года Минцифры совместно с Госспецсвязи и старой НКРСИ одобрили новые стандарты качества мобильной связи В марте стало ясно, что Минцифры вернулись к идее гарантированной скорости мобильного интернета в Украине и готовят изменения в законодательство. Собственно, 9463 — это и есть те самые изменения.

Курс QA Manual (Тестування ПЗ мануальне) від Powercode academy.
Навчіться знаходити помилки та контролювати якість сайтів та додатків.
Записатися на курс

Что же предлагают в законопроекте?

Согласно пояснительной записке, законопроект 9463 разработан с целью улучшения качества мобильной связи в сельской местности, контроля выполнения лицензионных обязательств мобильными операторами по обеспечению покрытия 90% населения средней скоростью передачи данных не менее 2 Мбит/с, а также устранению коллизий в законодательстве Украины и его гармонизации с законодательством Европейского Союза.

«Во время полномасштабной войны Украина столкнулась с беспрецедентными вызовами для телеком-сферы. россия уничтожила четверть интернет-сетей, повредила или разрушила более 4 тысяч базовых станций мобильных операторов. Команда Минцифры постоянно ищет решение, чтобы быстро возвращать связь в населенные пункты. В частности, обеспечили страну 42 тысяч Старлинков, убрали бюрократию из процесса получения земли для базовых станций. Следующий шаг — законопроект №9463, который позволит вывести мобильную связь и интернет в Украине на качественно новый уровень».

Михаил Федоров,

Вице-премьер-министр по инновациям, развитию образования, науки и технологий — Министр цифровой трансформации

Ключевые изменения, инициируемые законопроектом — сохранение национального роуминга (переключение между сетями операторов), который сейчас особенно помогает в сельской местности и на деоккупированных территориях, после победы, тесты для улучшения качества связи в сочетании с постоянным мониторингом скорости мобильного интернета.

Законопроект также определяет скорость мобильного интернета как один из показателей качества связи (измерение параметров качества электронных коммуникационных услуг отнесут в сферу законодательно регулируемой метрологии), порядок проведения контрольных замеров скорости и информирования относительно локаций, где есть проблемы со связью (так называемые «белые пятна»). Результаты низкого качества будут считаться законным основанием для проверок и стимулировать операторов улучшить его.

Что касается стимулов, а точнее, санкций за несоблюдение минимальной скорости, законопроект предусматривает освобождение абонента от уплаты абонплаты за такие периоды и штраф в случае неустранения проблем в течение 5 суток с момента подачи абонентом заявки в размере 25% суточной абонплаты за каждые сутки превышения этого срока, но не более чем за три месяца. Как это будет работать на практике и будет ли вообще работать, время покажет.

Фрагмент из сравнительной таблицы, определяющий ответственность операторов за несоблюдение предельной скорости мобильного интернета в сетях

Нацроуминг – навсегда. Что по этому поводу думают украинские операторы?

Большая часть оборудования электронных коммуникаций на территориях активных боевых действий уничтожена. Восстановление и восстановление сетей требует значительных финансовых ресурсов и времени (которое сейчас, до аудита сетей, рассчитать невозможно). Также в связи с военными действиями произошла большая внутренняя миграция. Сейчас в Украине 5529 населенных пунктов, где присутствует только один оператор мобильной связи (по данным Госстата по состоянию на 01 января 2022) — то есть 1,5 млн человек в выборе мобильного оператора вынуждены опираться только на фактор отсутствия или наличия покрытия в его населенном пункте. В связи с этими обстоятельствами авторы предлагают ввести обязательный национальный роуминг и после окончания военного положения — для населенных пунктов с количеством жителей менее 2 тыс. человек.

Еще в начале года, когда Михаил Федоров проводил опрос по сохранению нацроуминга, мы интересовались мнением «большой тройки» на этот счет. Ниже приводим позиции «Киевстар» и lifecell.

В «Киевстаре» довольно сдержанно восприняли идею.

«Условия работы услуги в послевоенный период нуждаются в отдельном изучении для достижения цели в совокупности с услугой доступа операторов к сетям друг друга и предоставлением универсальных услуг. В частности, некоторые услуги, такие как услуга LTE в национальном роуминге, будет создавать дополнительную нагрузку на очень ограниченный и дорогостоящий радиочастотный ресурс операторов и при неправильном применении может негативно повлиять на конкуренцию рынка. Даже в ЕС эта услуга применяется только локально для улучшения покрытия там, где развитие сетей экономически нецелесообразно».

прессслужба «Киевстар»‎

В то же время lifecell проявили большую привязанность, отметив, что компания ежедневно обслуживает около 300-400 тыс. абонентов других операторов в своей сети (в режиме 2G/3G из-за ограничений скорости интернета и покрытия).

«Команда lifecell считает, что мобильным операторам и государству следует объединить усилия и работать над запуском 4G в национальном роуминге. Мы также поддерживаем продолжение использования услуги национального роуминга в мирное время, в первую очередь, для улучшения связи в малых населенных пунктах (например, с населением менее 10 тыс. жителей).

Также, в контексте улучшения связи в малых населенных пунктах, считаем, что услуга должна быть бесплатной как для абонентов (как часть их пакетов услуг), так и для операторов (отсутствие платы за доступ сети и интерконнект)».

lifecell

Блокировка подсанкционных сайтов

Еще один достойный внимания и потенциально скандальная норма касается старой-доброй темы блокировки сайтов. В частности, 9463 вводит термин «оригинация трафика» дополнительно к «терминации трафика» и «транзита трафика» как составляющих «пропуск трафика», определенного ЗУ «Об электронных коммуникациях», вступившего в силу с 01 января 2022 года, и регулирует ограничение и блокирование сайтов из подсанкционных списков. Изменениями в статьи 10, 18, 47 и 125 этого ЗУ четко прописываются обязательства и ответственность операторов связи и интернет-провайдеров за невыполнение телекоммуникаций решений СНБО Украины в части требований по ограничению или прекращению доступа к соответствующим ресурсам/сервисам, субдоменам. В то же время, законопроект расширяет полномочия регулятора НКЕК (бывшая НКРЗІ).в части проведения внеплановых проверок (при наличии угрозы, которая оказывает значительное негативное влияние на обеспечение безопасности государства) выполнение операторами/провайдерами решений СНБО Украины в сфере телекоммуникаций, вводимых соответствующими Указами Президента Украины, и применение санкций за их невыполнение.

Как относиться?

Сохранение нацроумнига и введение максимальной средней скорости мобильного интернета можно считать положительными изменениями с точки зрения потребителя. Норма по блокированию санкционных ресурсов с первого взгляда также не выглядит тотальной изменой, как в случае абсурдной отмены украинского дубляжа в кино, которое, к счастью, уже отменили. В то же время, есть опасения относительно потенциальных злоупотреблений — усиление цензуры, ограничение свободы слова и свободы СМИ со стороны представителей власти. Но сначала стоит дождаться оценок независимых специалистов, особенно ввиду того, что война продолжается, а российская пропаганда никуда не исчезла.

Как всегда, законопроект еще предстоит принять с прохождением всех обязательных стадий законодательного процесса (чтение в Раде подписи президента), и окончательно редакция может иметь определенные отличия от первоначальной. В то же время в Минцифре выразили ожидание, что большинство депутатов поддержат законопроект 9463.

Disqus Comments Loading...