Обзоры
Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги
17

Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги

Руководство компании Casio четко понимает, что успешно конкурировать с другими производителями компактных фотоаппаратов можно, лишь предложив покупателю набор уникальных функций по разумной цене. Именно так позиционируется суперзум Casio EX-FH25.

Casio EX-FH25

Матрица back-lit СMOS, 10,62 Мп, 1/2,3 дюйма

Размер изображения 10,1 Мп (3648×2736 пикселов)

Диапазон чувствительности 100–3200 ISO

Стабилизатор На основе сдвига матрицы

Фокусировка Автоматическая (в том числе 2 режима макросъемки), ручная, автофокус на основе контрастности (с возможностью ручного выбора точки), с подсветкой

Визирование По ЖК-экрану или электронному видоискателю

Экспозамер Оценочный, точечный, центрально-взвешенный

Баланс белого авто, 6 предустановок, захват по серой карте

Диапазон выдержек 1/2000–30 с, до 1/40000 в скоростном режиме

Серийная съемка 40 кадров/с, буфер на 30 кадров JPEG

Форматы файлов RAW (DNG), JPEG

Поправка экспозиции +/- 2EV

Количество сюжетных предустановок 26

ЖК-дисплей 3 дюйма, 230 тыс. пикселов

Карты памяти SD (SDHC)

Формат видео AVI Motion JPEG

Максимальное время записи 10 минут на 1 файл

Электропитание 4 элемента АА

Габариты 122,6×81,4×84,5 мм

Масса 483 г

Набор уникальных функций – скоростная фото- и видеосъемка, возможность открытия затвора при появлении объекта в выбранной области кадра/выходе из нее, мультиэкспозиция с внутрикамерной обработкой, широкий диапазон оптического зуммирования, хорошее качество кадров

Из-за конструктивных особенностей возможности съемки в RAW существенно ограничены очень низкой скоростью записи и чувствительностью матрицы 100-200 ISO, заметны следы шумоподавления на высоких значениях чувствительности в JPEG, при очень скоростной съемке размер видео годится только для просмотра на ПК, ограничение на количество кадров и продолжительность при скоростной фотосъемке. В режиме приоритета диафрагмы максимальная выдержка 1 с

Никто, кроме Casio, не предлагает компактные камеры с таким набором функций по такой цене, скорострельности позавидуют даже топовые зеркальные аппараты. Если вам нужны 40 9-мегапиксельных кадров в секунду – у вас просто нет выбора. В остальном это просто хорошая камера, но дорогая.

Вердикт*
*см. Выводы

Меню организовано удачно, основные параметры меняются на одном экране.
Аппаратные кнопки небольшие, но отлично различаются на ощупь, их ход достаточный, чтобы избежать случайных срабатываний.

Конструктив

Внешне камера не выделяется из рядов своих конкурентов – выдвижной 20-кратный объектив, 3-дюймовый ЖК-экран на задней панели, электронный видоискатель, привычный набор элементов управления. Главное отличие – скоростная матрица CMOS с расположенными над сеткой проводников светочувствительными элементами. Именно благодаря ей и электронной начинке удалось реализовать высокоскоростную фото- и видеосъемку.

Аппарат питается от четырех элементов АА, что обеспечивает возможность пополнить запасы электричества в любом торгующем батарейками киоске. Защелка отсека надежно фиксируется, но поменять аккумуляторы прямо на штативе не получится, площадка перекрывает доступ к ним.

Кроме слота для SD-карт, у Casio EX-FH25 есть встроенная память 85,9 MБ, которой хватает на 10–15 кадров в формате JPEG. Там же размещен демо-ролик, призванный проинформировать покупателя о достоинствах камеры. К сожалению, после просмотра удалить его через меню аппарата нельзя, а при копировании снимков из внутренней памяти на SD-карту он будет появляться там снова и снова…

Главная претензия к конструкции – штативное гнездо. Для суперзума это один из важнейших элементов корпуса. Хотя пластик на вид не копеечный, в аппарате за такие деньги хотелось бы видеть металлическую деталь.

Эргономика

Удерживать Casio EX-FH25 удобно даже одной рукой, форма корпуса продуманная, имитирующая текстуру кожи накладка под большой палец препятствует скольжению.

Автофокус работает уверенно, скорость наводки, даже на больших фокусных расстояниях, в пределах нормы, при недостаточном освещении включается лампа подсветки. В режиме скоростной видеосъемки нельзя изменять фокусное расстояние, но объектив устанавливается на гиперфокальное расстояние и обеспечивает большую глубину резкости. Ручная фокусировка реализована посредственно – привод объектива электрический, управление перемещением элементов оптической системы выведено на пятипозиционный джойстик, при этом включается увеличение выбранной области кадра. Пользоваться ручной фокусировкой не имеет смысла – свободное перемещение точки автофокуса позволяет решить аналогичные художественные задачи быстрее.

Главное, перед началом эксплуатации аппарата привязать крышку объектива – при включении он выдвигается из корпуса, и крышка просто падает.

Функциональность и "скорострельность"

По этому параметру EX-FH25 конкурирует лишь с другими камерами Casio EXILIM High-Speed. Посудите сами – скорость серийной съемки достигает 40 кадров/с при размере изображения 9 мегапикселов (3456×2592), емкость буфера – 30 кадров. Много это или мало? Зеркальные камеры топ-уровня обеспечивают скорострельность около 8 кадров/с, емкость буфера у них тоже меньше. Компактные камеры других производителей уступают Casio EX-FH25 примерно в два раза. Конечно, есть узкоспециализированные устройства (например, используемые при краш-тестах автомобилей), но они не могут конкурировать ни по габаритам, ни по удобству использования, ни по цене.

 

Скорость видеосъемки достигает 1000 кадров/с, но размер изображения годится лишь для просмотра на ПК (224×64 пиксела). Ролики более приемлемого разрешения (640×480 – годится для видеомонтажа и записи на DVD) снимаются со скоростью 120 кадров/с – в кинематографии это называется «рапид», при воспроизведении получается замедление от 4 до 4,8 раза. По понятным причинам запись звука при скоростной видеосъемке отключается. Такие возможности по достоинству смогут не только любители эффектного документального либо постановочного видео, но и свадебные видеооператоры с ограниченным бюджетом – один-два замедленных сюжета внесут приятное разнообразие в стандартную череду приличествующих случаю сцен. Разницу в качестве поможет скрыть какой-либо спецэффект, наложенный на этапе монтажа материала. Формат видеофайла – AVI (MotionJPEG).

 

 

 

Еще одна функция, реализованная на основе быстрой матрицы – запись последовательности кадров по преднажатию кнопки Спуск. Сколько нареканий прозвучало в адрес производителей компактных камер за непозволительно большие задержки между нажатием кнопки Спуск и фактической экспозицией кадра! Как гордятся компании аппаратами с минимальной задержкой! Casio решила вопрос элегантно: запись начинается заранее, фотограф может настроить, за сколько и как много кадров будет сделано. И продолжается какое-то время, пока нажата кнопка Спуск. Остается выбрать лучший кадр из трех десятков – там, где спортсмен скорчил забавную рожицу, разрывая грудью финишную ленту, или вся компания друзей не моргала.

Скоростную съемку можно выполнять и с подсветкой от встроенной вспышки. В этом режиме камера делает серию из 3 кадров со скоростью 5 кадров/с. Естественно, эффективность встроенной вспышки невелика, и осветить в темноте удаленные объекты она не сможет. Однако этот режим позволяет отчасти компенсировать недостаток освещенности и не повышать значение ISO.

Заслуживает особой похвалы система помощи начинающим фотографам Best Shot, в которой собраны предустановки «на все случаи жизни», с иллюстрациями и пояснениями. Возможно, не все они одинаково пригодны для реальной съемки, зато включать некоторые специальные режимы очень удобно.

Кстати, о режимах. Электроника камеры не только умеет определять лица и устанавливать по ним экспозицию. Для фотографирования дикой природы или спортивных событий (не забывайте, максимальное фокусное расстояние объектива 520 мм в эквиваленте 35-мм камер) подойдут автоспуск при появлении объекта в заданных фотографом границах или выходе за эти границы.

Если зашла речь о съемке в телеположении, стоит упомянуть и систему оптической стабилизации, основанную на сдвиге матрицы. Она весьма эффективно гасит дрожание рук. В серии из трех кадров, сделанных с выдержкой 1/60 с, один получился резким – фокусное расстояние было максимальным.

Интересно экспериментировать с мультиэкспозицией – установленная на штатив камера пытается склеить серию кадров в один, делая видимыми фазы движения. Правда, явно регулировать параметры нельзя, поэтому качество во многом зависит от соотношения скоростей движения объекта и съемки.

Примеры работы оптического трансфокатора:

   
Фокусное расстояние
26 мм
 Фокусное расстояние
200 мм
 Фокусное расстояние
400 мм
 Фокусное расстояние
520 мм

Качество снимков

Хотя Casio EX-FH25 умеет записывать RAW-файлы (в стандарте DNG), реально воспользоваться этим преимуществом можно далеко не всегда. Причины две. Первая – ограничения на чувствительность (100 и 200 ISO). Судя по всему, для получения огромных скоростей съемки фото и видео матрицу пришлось «накачать стероидами». На больших значениях ISO шумы и другие артефакты в RAW способны испортить впечатление у неопытных пользователей, а внутрикамерная обработка JPEG достаточно успешно с ними борется. Вторая причина – запись RAW-файла выполняется очень долго. Настолько долго, что круг сюжетов ограничивается неспешной пейзажной съемкой или натюрмортами. Буфера для RAW нет, поэтому сделать следующий кадр можно лишь после окончания обработки предыдущего. И это действительно досадно, поскольку из RAW можно получить лучшие результаты при ручной обработке.

    

Приведенный пример демонстрирует разницу. В JPEG из камеры шум не виден, но снимку не хватает контрастности и насыщенности, резкость также необходимо повышать. В целом эти операции нужны для всех кадров EX-FH25. К счастью, система автоопределения баланса белого работает лучше, чем у многих других камер, поэтому обработка не составит труда даже для начинающего фотолюбителя. Можно написать несколько Action для Photoshop и смириться с неизбежностью их применения.

   
ISO 100 low light ISO 100 WB Auto ISO 100 WB Manual ISO 100 WB Tungsten

   
ISO 200 ISO 200 low light ISO 400 ISO 400 low light

   
ISO 800 ISO 800 low light ISO 1600 ISO 1600 low light

   
 ISO 3200 ISO 3200 low light 

Измерения шумов, выполненные при помощи аппаратно-программного комплекса Imatest, подтверждают низкий уровень, однако это достигается благодаря активной работе неотключаемой системы шумоподавления. Начиная с ISO 400 она сильно замыливает изображение, получить отпечаток приемлемого качества можно только после тщательной обработки, формат более 13×18 не рекомендуется. При тестировании обнаружилась одна неприятная особенность: в режиме приоритета диафрагмы, который используется для контроля глубины резкости, автоматика не может установить выдержку длиннее 1 секунды, именно поэтому приведенные снимки, сделанные при недостаточном освещении, такие темные. Не спасает и ввод экспопоправки. В ручном режиме фотограф может установить выдержку до 30 с, но, согласитесь, это странно.

Выводы

Несмотря на то что матрицы с расположенными над сеткой проводников светочувствительными элементами (back-lit СMOS) начали применяться и другими производителями, только Casio выпускает аппараты с выдающимися скоростными характеристиками. EX-FH25 уступает флагманской модели EX-F1 в скорости, но выигрывает у нее по размеру изображения и характеристикам оптического трансфокатора.

Качество снимков Casio EX-FH25 находится на приемлемом для компактных камер уровне, хотя обработка в графическом редакторе настоятельно рекомендуется для увеличения насыщенности и контрастности, а также повышения резкости.

С учетом относительно высокой цены можно рекомендовать покупать эту модель только в том случае, если именно скоростная съемка фото и видео являются приоритетными задачами. Аппарат получает пять звезд, но эта оценка выставлена не за соотношение цена/качество снимков, а за уникальный набор функций.

Примеры фотографий

Продукт предоставлен Юг-Контракт

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: