Обзоры
Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги

Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги


Руководство компании Casio четко понимает, что успешно конкурировать с другими производителями компактных фотоаппаратов можно, лишь предложив покупателю набор уникальных функций по разумной цене. Именно так позиционируется суперзум Casio EX-FH25.

Casio EX-FH25

Матрица back-lit СMOS, 10,62 Мп, 1/2,3 дюйма

Размер изображения 10,1 Мп (3648×2736 пикселов)

Диапазон чувствительности 100–3200 ISO

Стабилизатор На основе сдвига матрицы

Фокусировка Автоматическая (в том числе 2 режима макросъемки), ручная, автофокус на основе контрастности (с возможностью ручного выбора точки), с подсветкой

Визирование По ЖК-экрану или электронному видоискателю

Экспозамер Оценочный, точечный, центрально-взвешенный

Баланс белого авто, 6 предустановок, захват по серой карте

Диапазон выдержек 1/2000–30 с, до 1/40000 в скоростном режиме

Серийная съемка 40 кадров/с, буфер на 30 кадров JPEG

Форматы файлов RAW (DNG), JPEG

Поправка экспозиции +/- 2EV

Количество сюжетных предустановок 26

ЖК-дисплей 3 дюйма, 230 тыс. пикселов

Карты памяти SD (SDHC)

Формат видео AVI Motion JPEG

Максимальное время записи 10 минут на 1 файл

Электропитание 4 элемента АА

Габариты 122,6×81,4×84,5 мм

Масса 483 г

Набор уникальных функций – скоростная фото- и видеосъемка, возможность открытия затвора при появлении объекта в выбранной области кадра/выходе из нее, мультиэкспозиция с внутрикамерной обработкой, широкий диапазон оптического зуммирования, хорошее качество кадров

Из-за конструктивных особенностей возможности съемки в RAW существенно ограничены очень низкой скоростью записи и чувствительностью матрицы 100-200 ISO, заметны следы шумоподавления на высоких значениях чувствительности в JPEG, при очень скоростной съемке размер видео годится только для просмотра на ПК, ограничение на количество кадров и продолжительность при скоростной фотосъемке. В режиме приоритета диафрагмы максимальная выдержка 1 с

Никто, кроме Casio, не предлагает компактные камеры с таким набором функций по такой цене, скорострельности позавидуют даже топовые зеркальные аппараты. Если вам нужны 40 9-мегапиксельных кадров в секунду – у вас просто нет выбора. В остальном это просто хорошая камера, но дорогая.

ВердиктCasio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги*
*см. Выводы

Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги
Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги
Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги
Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги
Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги
Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги
Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги
Меню организовано удачно, основные параметры меняются на одном экране.
Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги
Аппаратные кнопки небольшие, но отлично различаются на ощупь, их ход достаточный, чтобы избежать случайных срабатываний.

Конструктив

Внешне камера не выделяется из рядов своих конкурентов – выдвижной 20-кратный объектив, 3-дюймовый ЖК-экран на задней панели, электронный видоискатель, привычный набор элементов управления. Главное отличие – скоростная матрица CMOS с расположенными над сеткой проводников светочувствительными элементами. Именно благодаря ей и электронной начинке удалось реализовать высокоскоростную фото- и видеосъемку.

Аппарат питается от четырех элементов АА, что обеспечивает возможность пополнить запасы электричества в любом торгующем батарейками киоске. Защелка отсека надежно фиксируется, но поменять аккумуляторы прямо на штативе не получится, площадка перекрывает доступ к ним.

Кроме слота для SD-карт, у Casio EX-FH25 есть встроенная память 85,9 MБ, которой хватает на 10–15 кадров в формате JPEG. Там же размещен демо-ролик, призванный проинформировать покупателя о достоинствах камеры. К сожалению, после просмотра удалить его через меню аппарата нельзя, а при копировании снимков из внутренней памяти на SD-карту он будет появляться там снова и снова…

Главная претензия к конструкции – штативное гнездо. Для суперзума это один из важнейших элементов корпуса. Хотя пластик на вид не копеечный, в аппарате за такие деньги хотелось бы видеть металлическую деталь.

Эргономика

Удерживать Casio EX-FH25 удобно даже одной рукой, форма корпуса продуманная, имитирующая текстуру кожи накладка под большой палец препятствует скольжению.

Автофокус работает уверенно, скорость наводки, даже на больших фокусных расстояниях, в пределах нормы, при недостаточном освещении включается лампа подсветки. В режиме скоростной видеосъемки нельзя изменять фокусное расстояние, но объектив устанавливается на гиперфокальное расстояние и обеспечивает большую глубину резкости. Ручная фокусировка реализована посредственно – привод объектива электрический, управление перемещением элементов оптической системы выведено на пятипозиционный джойстик, при этом включается увеличение выбранной области кадра. Пользоваться ручной фокусировкой не имеет смысла – свободное перемещение точки автофокуса позволяет решить аналогичные художественные задачи быстрее.

Главное, перед началом эксплуатации аппарата привязать крышку объектива – при включении он выдвигается из корпуса, и крышка просто падает.

Функциональность и "скорострельность"

По этому параметру EX-FH25 конкурирует лишь с другими камерами Casio EXILIM High-Speed. Посудите сами – скорость серийной съемки достигает 40 кадров/с при размере изображения 9 мегапикселов (3456×2592), емкость буфера – 30 кадров. Много это или мало? Зеркальные камеры топ-уровня обеспечивают скорострельность около 8 кадров/с, емкость буфера у них тоже меньше. Компактные камеры других производителей уступают Casio EX-FH25 примерно в два раза. Конечно, есть узкоспециализированные устройства (например, используемые при краш-тестах автомобилей), но они не могут конкурировать ни по габаритам, ни по удобству использования, ни по цене.

 

Скорость видеосъемки достигает 1000 кадров/с, но размер изображения годится лишь для просмотра на ПК (224×64 пиксела). Ролики более приемлемого разрешения (640×480 – годится для видеомонтажа и записи на DVD) снимаются со скоростью 120 кадров/с – в кинематографии это называется «рапид», при воспроизведении получается замедление от 4 до 4,8 раза. По понятным причинам запись звука при скоростной видеосъемке отключается. Такие возможности по достоинству смогут не только любители эффектного документального либо постановочного видео, но и свадебные видеооператоры с ограниченным бюджетом – один-два замедленных сюжета внесут приятное разнообразие в стандартную череду приличествующих случаю сцен. Разницу в качестве поможет скрыть какой-либо спецэффект, наложенный на этапе монтажа материала. Формат видеофайла – AVI (MotionJPEG).

 

 

 

Еще одна функция, реализованная на основе быстрой матрицы – запись последовательности кадров по преднажатию кнопки Спуск. Сколько нареканий прозвучало в адрес производителей компактных камер за непозволительно большие задержки между нажатием кнопки Спуск и фактической экспозицией кадра! Как гордятся компании аппаратами с минимальной задержкой! Casio решила вопрос элегантно: запись начинается заранее, фотограф может настроить, за сколько и как много кадров будет сделано. И продолжается какое-то время, пока нажата кнопка Спуск. Остается выбрать лучший кадр из трех десятков – там, где спортсмен скорчил забавную рожицу, разрывая грудью финишную ленту, или вся компания друзей не моргала.

Скоростную съемку можно выполнять и с подсветкой от встроенной вспышки. В этом режиме камера делает серию из 3 кадров со скоростью 5 кадров/с. Естественно, эффективность встроенной вспышки невелика, и осветить в темноте удаленные объекты она не сможет. Однако этот режим позволяет отчасти компенсировать недостаток освещенности и не повышать значение ISO.

Заслуживает особой похвалы система помощи начинающим фотографам Best Shot, в которой собраны предустановки «на все случаи жизни», с иллюстрациями и пояснениями. Возможно, не все они одинаково пригодны для реальной съемки, зато включать некоторые специальные режимы очень удобно.

Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги

Кстати, о режимах. Электроника камеры не только умеет определять лица и устанавливать по ним экспозицию. Для фотографирования дикой природы или спортивных событий (не забывайте, максимальное фокусное расстояние объектива 520 мм в эквиваленте 35-мм камер) подойдут автоспуск при появлении объекта в заданных фотографом границах или выходе за эти границы.

Если зашла речь о съемке в телеположении, стоит упомянуть и систему оптической стабилизации, основанную на сдвиге матрицы. Она весьма эффективно гасит дрожание рук. В серии из трех кадров, сделанных с выдержкой 1/60 с, один получился резким – фокусное расстояние было максимальным.

Интересно экспериментировать с мультиэкспозицией – установленная на штатив камера пытается склеить серию кадров в один, делая видимыми фазы движения. Правда, явно регулировать параметры нельзя, поэтому качество во многом зависит от соотношения скоростей движения объекта и съемки.

Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги

Примеры работы оптического трансфокатора:

Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги
Фокусное расстояние
26 мм
  Фокусное расстояние
200 мм
  Фокусное расстояние
400 мм
  Фокусное расстояние
520 мм

Качество снимков

Хотя Casio EX-FH25 умеет записывать RAW-файлы (в стандарте DNG), реально воспользоваться этим преимуществом можно далеко не всегда. Причины две. Первая – ограничения на чувствительность (100 и 200 ISO). Судя по всему, для получения огромных скоростей съемки фото и видео матрицу пришлось «накачать стероидами». На больших значениях ISO шумы и другие артефакты в RAW способны испортить впечатление у неопытных пользователей, а внутрикамерная обработка JPEG достаточно успешно с ними борется. Вторая причина – запись RAW-файла выполняется очень долго. Настолько долго, что круг сюжетов ограничивается неспешной пейзажной съемкой или натюрмортами. Буфера для RAW нет, поэтому сделать следующий кадр можно лишь после окончания обработки предыдущего. И это действительно досадно, поскольку из RAW можно получить лучшие результаты при ручной обработке.

  Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги  

Приведенный пример демонстрирует разницу. В JPEG из камеры шум не виден, но снимку не хватает контрастности и насыщенности, резкость также необходимо повышать. В целом эти операции нужны для всех кадров EX-FH25. К счастью, система автоопределения баланса белого работает лучше, чем у многих других камер, поэтому обработка не составит труда даже для начинающего фотолюбителя. Можно написать несколько Action для Photoshop и смириться с неизбежностью их применения.

Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги
ISO 100 low light   ISO 100 WB Auto   ISO 100 WB Manual   ISO 100 WB Tungsten

Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги
ISO 200   ISO 200 low light   ISO 400   ISO 400 low light

Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги
ISO 800   ISO 800 low light   ISO 1600   ISO 1600 low light

  Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги   Casio EX-FH25: скоростная съемка за доступные деньги  
  ISO 3200   ISO 3200 low light  

Измерения шумов, выполненные при помощи аппаратно-программного комплекса Imatest, подтверждают низкий уровень, однако это достигается благодаря активной работе неотключаемой системы шумоподавления. Начиная с ISO 400 она сильно замыливает изображение, получить отпечаток приемлемого качества можно только после тщательной обработки, формат более 13×18 не рекомендуется. При тестировании обнаружилась одна неприятная особенность: в режиме приоритета диафрагмы, который используется для контроля глубины резкости, автоматика не может установить выдержку длиннее 1 секунды, именно поэтому приведенные снимки, сделанные при недостаточном освещении, такие темные. Не спасает и ввод экспопоправки. В ручном режиме фотограф может установить выдержку до 30 с, но, согласитесь, это странно.

Выводы

Несмотря на то что матрицы с расположенными над сеткой проводников светочувствительными элементами (back-lit СMOS) начали применяться и другими производителями, только Casio выпускает аппараты с выдающимися скоростными характеристиками. EX-FH25 уступает флагманской модели EX-F1 в скорости, но выигрывает у нее по размеру изображения и характеристикам оптического трансфокатора.

Качество снимков Casio EX-FH25 находится на приемлемом для компактных камер уровне, хотя обработка в графическом редакторе настоятельно рекомендуется для увеличения насыщенности и контрастности, а также повышения резкости.

С учетом относительно высокой цены можно рекомендовать покупать эту модель только в том случае, если именно скоростная съемка фото и видео являются приоритетными задачами. Аппарат получает пять звезд, но эта оценка выставлена не за соотношение цена/качество снимков, а за уникальный набор функций.

Примеры фотографий

Продукт предоставлен Юг-Контракт

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: