Обзоры
Что на самом деле происходит с «Укртелекомом»?
54

Что на самом деле происходит с «Укртелекомом»?

На днях компания «Укртелеком» объявила о серьезных изменениях в своих услугах. Изменение роуминг-партнера, новые тарифные планы, отказ от бренда Utel. Все перемены более чем подробно изложены в статье «Прощай, Utel, здравствуй, «Ого! Мобильный». В Сети можно найти множество мнений и комментариев на эту тему. Однако многие комментаторы, пытаясь разобраться в причинах смены роуминг-партнера и повышении тарифов, не видят за лесом деревьев. Ведь любое действие должно иметь свою цель. Какие же цели преследует в данном случае «Укртелеком»?

Двух мнений здесь быть не может. «Укртелеком» рано или поздно должен быть приватизирован, об этом заговаривают все чаще. И раз уж идеальный момент для приватизации (весна-лето 2008 года) был упущен, сейчас нужно всеми возможными способами повысить его привлекательность для потенциальных покупателей. И только лишь этим целям, на мой взгляд, подчинены текущие изменения. Разберем их по порядку.

Бренд

Можно сколь угодно долго распространяться на тему привлекательности бренда Utel. Но если взглянуть на конкурентов, то становится ясно, что все уже давно консолидируют все свои услуги под одним-единственным брендом. Так проще работать, это повышает стоимость основного бренда, в конце концов это реально дешевле. И пусть в развитие Utel уже вложены огромные деньги, тем не менее в будущем он потребует еще и еще. В то же время есть «Укртелеком» для стационарной связи и «Ого!» для широкополосного доступа (далее ШПД). Так не логично ли было бы объединить всю связь под «Укртелекомом», а весь ШПД под «Ого!»? Ответ очевиден. Ведь не стали же «Киевстар» или Beeline создавать отдельные торговые марки для ШПД. В данном случае, с моей точки зрения, разделять которую я никого не призываю, действие более чем логичное. Которое к тому же опосредованно свидетельствует еще и о том, что «Укртелеком» будут приватизировать полностью, а не только лишь его мобильное подразделение.

Смена роуминг-партнера

А вот здесь, как это ни удивительно, все выглядит так, будто смена партнера проведена именно с целью «давати бiльше». Ведь по плотности и качеству покрытия «Киевстар» в силу ряда причин значительно превосходит Beeline. С точки зрения абонента (коим я, к слову, также являюсь) это более чем правильный шаг. Я не стану расписываться за всех, каждый может высказать свои личные наблюдения. Однако мои многочисленные попытки использовать интернет-доступ в национальном роуминге Beeline (как в Киеве, так и за его пределами), как правило, выявляли не лучшее качество услуг. Выгода абонентов в качестве покрытия очевидна.

Другое дело, что такое изменение не может не отвечать бизнес-интересам обеих компаний. И вот здесь уже придется строить умозаключения, так как никакими фактами я не располагаю. Вероятнее всего, имеет место взаимовыгодное сотрудничество. Появление 3G-роуминга для абонентов «Киевстар» изначально натолкнуло на мысль о возможном «алаверды» для абонентов Utel. Возможно, договоренности появились еще тогда. Также возможно, что роуминговые предложения для абонентов «Киевстар» получат развитие. Так как перспективы получения лицензии на UMTS/WCDMA все еще туманны, а крупнейшему национальному оператору, который все громче заявляет о себе как интернет-провайдер, мобильный ШПД сейчас ой как нужен. В данном случае расширение сотрудничества с «Укртелекомом» будет как нельзя кстати. И не стоит здесь искать подоплеку в слиянии активов Telenor и «Вымпелком». В настоящий момент и «Киевстар», и «УРС» (Beeline) решают исключительно свои бизнес-задачи и все еще конкурируют. Хотя и не без оглядки на будущее слияние.

Тарифы

Было бы странно, если бы такие серьезные изменения всего и вся не затронули тарифы. Давайте начнем с повышения стоимости мегабайта в роуминге. Зачем было ухудшать условия для своих абонентов, если в остальном тарифы стали даже более интересными? Ответ лежит на поверхности. Первое — чтобы отсечь так называемых «халявщиков». По непроверенным данным, были часты случаи использования предоплаченных пакетов Utel для передачи данных исключительно в национальном роуминге в местах, где покрытие Utel отсутствовало. Что представляется более чем вероятным сценарием, ведь помегабайтную тарификацию 0,1 грн/МБ не предлагает ни один другой оператор. Такая и меньшая стоимость достижимы лишь при заказе больших объемов трафика. Нужны ли «Укртелекому» абоненты с мизерным ARPU (Average revenue [ˈrevɪnju:] per user, средняя выручка на одного пользователя)? Скорее нет, чем да. Второе — повышение стоимости мегабайта в роуминге могло быть одним из условий соглашения с «Киевстаром», которому также совсем не выгодно пропускать через свою сеть трафик значительно дешевле, чем он может получить со своих абонентов.

Но это, на мой взгляд, далеко не самое интересное в тарифах. Ведь почувствуют это повышение единицы, которые, написав массу сообщений на форумах и в блогах, создают впечатление праведного гнева большинства. Остальные удовлетворятся тем, что получат в рамках своих тарифных планов. А вот сами тарифные планы более чем интересны, особенно если их рассматривать не с точки зрения потребителя, а с точки зрения отчетности компании.

Заигрывание с ARPU

Какое щедрое предложение! Подключаешься к «Укртелекому» для мобильного интернет-доступа, а «симку» для голосового общения получаешь бесплатно! Тут уж поневоле задумаешься, даже если изначально хотел в основном «голос», а данные лишь в придачу. Даже поверхностный анализ «голосовых» и «интернетных» ТП показывает, что если не ориентироваться исключительно на голос — выгоднее иметь две SIM-карты, чем одну. А много ли людей подключаться только лишь ради голосового общения в столь ограниченной сети? Думаю, это число будет стремиться к нулю. А те, кто пришел исключительно за мобильным ШПД, естественно, не откажутся от бесплатной второй карты. И в результате при фактическом подключении одного абонента в отчетности будет фигурировать два. Вы представляете себе, какую динамику роста покажет «Укртелеком» через полгода? Да и абонплаты вполне прозрачно намекают, что в этом же отчете еще и ARPU будет фигурировать намного выше рыночного. Более того, при регистрации двух SIM-карт на один договор остается отличное поле для жонглирования цифрами. Например, считать абонентов можно по количеству активированных SIM-карт, а ARPU рассчитывать, исходя из количества заключенных договоров.

Выводы

В преддверии приватизации в «Укртелекоме» затеяли большую игру, цель которой — «продаться» подороже. А если при этом удастся еще и денег заработать — хорошо вдвойне. Вот только получи завтра «Киевстар» лицензию на UMTS — и национальный роуминг может закончиться послезавтра. Хотя вряд ли НКРС вдруг подложит такую свинью государственной компании.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: