Обзоры
Что в имени тебе моем, или Кто не успел, тот опоздал
0

Что в имени тебе моем, или Кто не успел, тот опоздал

У моего брата необычная профессия, он находит вещи раньше,
чем люди успевают их потерять.

Фрэнк Карсон

Что такое киберсквоттинг?

Источник — www.webopedia.com.

Киберсквоттинг — акт регистрации популярого Internet-адреса, обычно названия компании, с целью продажи его законному владельцу.

Сенатор-республиканец от штата Мичиган Спенсер Эбрахам внес в Конгресс США проект Anti-Cybersquatting Consumer Protection Act. В случае его утверждения нарушителям будет грозить штраф на сумму до 300 тыс. долл.

Хотя процесс принятия законодательства по киберсквоттингу еще не завершен, большинство судебных исков в США по делам о захвате доменов решаются не в пользу киберсквоттеров.

Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Эту прописную истину вдоль и поперек цитируют в сетевых и печатных изданиях, рассуждая о том, насколько важен не только в e-бизнесе, но и в некоммерческом Internet вопрос сетевого имени Web-ресурса. Даже исходя из соображений "запоминаемости" www.vasyapupkin.com намного привлекательнее, чем что-нибудь типа www.somehosting.com/somewhere/ sometimes/somehow/~vasyapupkin/. Как известно, адрес сайта во Всемирной Паутине крепко-накрепко связан с понятием "домен" (см. "Internet-лексикон. Часть I", "Домашний ПК", # 7, 2000). А значит, для того чтобы имя действительно "ласкало слух", хозяин сайта должен позаботиться о регистрации соответствующего домена.

Итак, решение о создании сайта вашего предприятия, уже обладающего звучной "раскрученной" торговой маркой (назовем ее, к примеру, Brand), принято. Осталось зарегистрировать домен, благо, сервисов, предоставляющих такую услугу, хоть пруд пруди. Но для начала все регистраторы предлагают проверить, существует ли "в природе" выбранный вами домен, и тогда уже в случае его отсутствия принимают заявку на регистрацию.

Вы вбиваете в поле формочки желанный brand.com и… о ужас! Оказывается, какой-то неизвестный злоумышленник подсуетился раньше вас и захватил в свою полную собственность то, что, по вашему суждению, не должно ему принадлежать. А через недельку в своем почтовом ящике обнаруживаете весточку от того самого злодея с предложением выкупить у него "вкусный" адрес за кругленькую сумму.

Этот своеобразный вид Internet-"бизнеса" нарекли "киберсквоттингом" (cybersquatting), по аналогии с термином для обозначения незаконных действий по захвату земель.

Остроумные россияне из агентства "Алгоритм" подобрали более смачное словечко, назвав любителей поживиться на продаже удачных сетевых имен простенько и со вкусом — "хапперы". Кстати, к числу привлекательных для хапперских сделок доменов относятся не только названия раскрученных торговых марок известных на весь мир компаний, но и многие характерные слова вроде cinema или drugs.

"Хапперство" как явление, с которым следует считаться, возникло тогда, когда за регистрацию сетевых доменов начали взымать плату. Ведь до 1995 г. имена в зонах .com, .net, .org и т. п. не стоили ни копейки, но и на заре развития Internet случались истории с их перепродажей. А примерно с 1997 г. количество и масштабы сделок просто стали потрясать воображение. Абсолютный рекорд на сегодняшний день удерживает сделка по приобретению домена Business.com корпорацией Ecompanies, совершенная в ноябре 1999 г. Выложенная сумма выражается астрономической цифрой в семь с половиной миллионов долларов.

Доменное имяДата продажиЦена, $

Business.com

Ноябрь 1999

7 500 000

AltaVista.com

Июль 1999

3 250 000

Loans.com

Январь 2000

3 000 000

Wines.com

Сентябрь 1999

3 000 000

Autos.com

Декабрь 1999

2 200 000

Express.com

Декабрь 1999

2 000 000

WallStreet.com

Апрель 1999

1 030 000

eFlowers.com

Февраль 1999

1 000 000

Forsalebyowner.com

Январь 2000

835 000

Drugs.com

Август 1999

823 456

Cinema.com

Февраль 2000

700 000

Из историй, связанных c IT-компаниями, всегда вспоминается AltaVista. Cтарожилы Сети, наверное, еще не забыли, что до середины 1999 г. для того, чтобы попасть на знаменитый поисковик AltaVista, принадлежавший компании Digital, приходилось набирать длинноватый адрес altavista.digital.com. После того как Digital со всеми потрохами перешла в собственность Compaq, новые владельцы "Альтависты" порешили, что пришла пора и адрес привести в божеский вид, и ради отсечения одного-единственного слова расстались с 3,5 миллионами долларов. Чтобы подробнее узнать о самых крупных сделках по перепродаже доменных имен, загляните в таблицу.

Теперь я вам предложу любопытный эксперимент. Наберите в адресной строке своего броузера один из адресочков — www.nalogi.ru, www.zoloto.ru, www.bankomat.ru или любой другой из собранных на странице adresa.ru/spisok/, и, о чудо, всякий раз вы будете попадать в одно и то же место, и этой универсальной "станцией назначения" окажется adresa.ru — онлайновая штаб-квартира одной из российских хапперских "контор" под звучным, но, в отличие от предлагаемых доменов, очень длинным названием "ООО Информационно-аналитический центр отраслевых доменов и сайтов интернет".

Однако список adresa.ru практически не содержит названий крупных компаний и имен отдельных знаменитостей. Он может вызвать интерес у тех стремящихся в Сеть предпринимателей, которые имеют желание заявить о своей компании и своем бизнесе в Сети с помощью не столько имени фирмы, сколько характера предоставляемых ею товаров и услуг. Именно на такую категорию потенциальных "клиентов" и направлены многочисленные предложения доменов типа www.bizhuteria.ru, www.videofilm.ruили www.mazut.ru

Тема "нового русского киберсквоттинга" прошлым летом стала одной из излюбленных на страницах сетевых изданий, посвященных e-бизнесу.

Как и везде, в российской хапперской "тусовке" есть свои рекордсмены. Частенько они прикрываются благозвучными наименованиями своих фирм. Так, на счету Максима Шингарева и его одиозного предприятия "Арбитражсудправо" — порядка 1200 доменов (данные на ноябрь 2000 г.). Надо сказать, что известен по меньшей мере один покупатель, выкупивший у этих виртуальных пиратов право на домен rosbank.ru. Нетрудно догадаться, что им стало финансовое учреждение, название которого фигурирует в доменном имени. Цену, конечно, нельзя сравнивать с 1,03 млн. долл., в свое время уплаченными за WallStreet.com, но двадцать тысяч — тоже цифра весьма и весьма солидная.

Обладателем самой большой российской коллекции доменных имен, привязанных к распространенным торговым маркам и названиям известных компаний, является некто Денис Гледенов (den.ru). В его "активах" числятся www.pentium.ru, www.hewlett-packard.ru, www.bee-line.ru, www.vympelcom.ru, и подобных "сокровищ" у Дениса не менее 350.

В российской юридической практике пока насчитывается три прецедента рассмотрения дел по искам к киберсквоттерам. Все они с большим шумом освещались в компьютерных и общеделовых СМИ, но я все-таки позволю себе напомнить о них.

Московское предприятие "Тандем-Ю" решило поживиться за счет знаменитых на весь мир "монстров" торговли по каталогам и быстренько зарегистрировало на себя домены neckermann.ru, quelle.ru и пр. Все "тузы" молча проглотили горькую пилюлю, только московское отделение "Квелле Акциенгезельшафт", созревшее для открытия своего русскоязычного виртуального офиса, затеяло судебную тяжбу. Но еще до обращения Quelle в суд, отвечая на требование добровольно отдать домен, содержащееся в официальном письме компании киберсквоттерам, "Тандем-Ю" запросила 60 тыс. долл. "отступных". Однако привыкшие считать деньги немцы отказались и обратились в судебные инстанции. Хотя суд решил дело в пользу законных владельцев торговой марки, с доменом quelle.ru и по сей день происходит что-то странное: по адресу www.quelle.ru "живет" одна-единственная страничка с изображением живописного водопада, надписью "Родниковые воды России" и биркой "Under Construction". Чудеса, да и только.

Еще одно дело разрешилось в пользу истца. Вы можете сами убедиться, что по адресу www.mosfilm.ru, бывшему предметом тяжбы между студией Web-дизайна ABV и крупнейшей российской киностудией, нынче находится Web-сайт, у которого на почетном месте расположена скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница", чье изображение открывало огромное количество советских фильмов. Все на своих местах.

Судебная волокита вокруг kodak.ru длится по сей день. Хотя в этом случае ситуация существенно отличается от традиционной, поскольку хозяин этого домена, предприниматель Александр Грундул, и не помышлял вытягивать деньги из Eastman Kodak Company. На сайте, созданном по адресу www.kodak.ru, он элементарно рекламировал собственную фирму, ее товары и услуги. Вы сможете себе представить, насколько имя ему помогало, если я сообщу, что предприятие Александра работало в сфере фотобизнеса. Первоначально дело выиграл ответчик, но последовали бесконечные апелляции, дополнительные рассмотрения, и окончательно его судьба еще не решена. В момент написания этой статьи kodak.ru просто-напросто был недоступен.

Да, тема хапперства очень увлекательна, и порой многие вещи воспринимаются как произведения членов "Клуба веселых и находчивых". В основном, они относятся к не столь уж противозаконной деятельности, а именно "тайпсквоттингу", то есть использованию имен, близких по написанию к URL сверхпосещаемых сайтов. В этих случаях могут преследоваться несколько целей — либо привлечение дополнительных посетителей к себе на сайт в надежде, что они будут возвращаться, либо элементарная накрутка счетчика посещений или повышение собственных доходов от показа рекламных баннеров. Попробуйте зайти на www. yandeks.ru (напомню, что настоящий Яndex, утверждающий "Найдется все!", откликается на имя www.yandex.ru). В результате ваш броузер продемонстрирует стартовую страничку онлайнового магазина MegaShop.Ru. Классическим же примером тайпсквоттинга является сайт www.whitehouse.com (истинный Web-сайт "Белого дома" находится по адресу www.whitehouse.gov).

Не удивляйтесь, что я ничего не сказал об украинском хапперстве. Признаюсь, искал сведения на этот счет совершенно честно, но, увы, так ни на что и не набрел. Видимо, будет, как обычно. И хорошее, и плохое приходит из Рунета в Украинскую Сеть примерно с двухгодичным опозданием. Так что и у нас, судя по всему, появятся "герои киберсквоттинга".

 


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: