Обзоры
Цифровые музыкальные инструменты Steinberg
0

Цифровые музыкальные инструменты Steinberg

Steinberg Cubasis VST 4

Этот продукт Steinberg — своеобразный "младший брат" знаменитого пакета Cubase, а ведь именно он принес компании всемирную славу производителя профессионального ПО для музыкальной индустрии. С его выходом связано появление революционного программного интерфейса VST (Virtual Studio Technology), собравшего воедино множество небольших модулей, реализующих уникальные алгоритмы обработки звука. Благодаря его поддержке базовые функции секвенсора можно расширять практически бесконечно — ограничением служит лишь производительность ПК, на котором установлена "виртуальная музыкальная студия".

Cubasis VST 4 и его свита — Master Unit, WaveLab Lite и AIST MovieXone. Цена в Украине — $85

На данный момент существуют сотни различных VST plug-ins (полный их список приводится на сайте www.kvr-vst.com) — все они подразделяются на несколько больших групп. VST-инструменты — это различного рода синтезаторы и программные звуковые генераторы, принимающие в качестве входной информации поток midi-событий, или, проще говоря, midi-дорожку, и "выдающие" на выход обычный аудиотрек. Среди них есть как простые бесплатные модули, так и сложнейшие высококачественные сэмплеры стоимостью до нескольких тысяч долларов! Кстати, вместе c Cubasis VST 4 поставляются несколько стандартных инструментов и усеченная версия еще одного уникального продукта, издаваемого под маркой Steinberg, — (:wizoo:) Virtual Guitarist, речь о которых пойдет чуть ниже.

Другая большая группа — VST-эффекты — позволяет в реальном времени производить обработку аудио- или midi-треков. В этом разделе также наблюдается великое многообразие. Здесь можно найти аналоги практически всех устройств обработки, которыми буквально напичкана любая современная студия звукозаписи. Но стоимость их, конечно же, несоизмеримо меньше, чем у "железных" родственников, хотя цена некоторых модулей, реализующих "фирменные" алгоритмы, тоже может исчисляться трехзначными числами.

Одни VST-эффекты служат для реализации творческих замыслов звукорежиссера и условно называются "искажающими" — сюда относят различные ревербераторы, фазеры, задержки, модули типа "дисторшн" или "овердрайв" и др. Другие же, наоборот, призваны "очищать" и "уплотнять" исходный аудиоматериал — в их число попадают эквалайзеры, компрессоры/лимитеры, энхансеры и другие plug-ins для мастеринга записи.

Среди VST-эффектов встречаются и те, что работают не с аудиодорожкой, а с midi-последовательностью, и соответственно изменения вносятся именно в порядок следования midi-событий. Чаще всего это midi-ревербераторы, задержки и так называемые хуманайзеры (humanizers) — модули, вносящие в midi-трек чуть заметную хаотичность, характерную для "живого" исполнения. Хуманайзерам подобны плагины типа VST-входы — подключив такой plug-in к одному из midi-треков, можно не писать партию самому, а положиться на автогенерацию. К ним причисляют аккомпаниаторы, арпеджиаторы, барабанные библиотеки, работающие на основе анализа других аудио- или midi-треков.

Но технология VST — не единственное, чем способны похвастаться пакеты серии Cubase. На уровень профессионального ПО эти продукты выводит еще одна технология, авторство которой принадлежит также Steinberg. Речь идет о программном интерфейсе ASIO (Audio Streaming Input Output), обеспечивающем великолепную производительность и позволяющем обрабатывать множество аудиопотоков в реальном времени. Справедливости ради следует заметить, что VST и ASIO — не абсолютное ноу-хау в мире музыкальных PC. Практически аналогичные функции предлагают и средства Microsoft DirectSound/DirectMusic, входящие в состав DirectX. Однако быстродействие данных API и удобство программирования для них оставляют желать много лучшего, и именно это побудило Steinberg создать альтернативу. Тем не менее, ASIO-драйверами снабжены лишь профессиональные (ну, или полупрофессиональные) платы, а также самое новое поколение обычных аудиокарт, например Creative Audigy или встроенное аудио чипсета NForce. Впрочем, данный факт не означает, что Cubasis‘ом смогут воспользоваться лишь счастливые обладатели ASIO-совместимого "железа" — в комплекте с пакетом поставляется специальная утилита, транслирующая вызовы ASIO в DirectX.

Еще одна "фирменная" фишка Steinberg — графический интерфейс пакетов. Основная идея, согласно которой он создавался, заключается в том, чтобы сделать его максимально удобным для специалистов, более привыкших крутить ручки микшера и устройств обработки, чем нажимать компьютерной мышью на "виртуальные" экранные кнопки. В связи с этим львиная доля средств Steinberg напоминает настоящие "железные" звуковые модули (а соответственно используется и профессиональная терминология). Начинающему музыканту подобный подход может показаться несколько устрашающим, а некоторые решения — и вовсе нелогичными. Зато, если хорошо освоить интерфейс Cubasis, внешний вид любой студийной консоли больше не вызовет благоговейного трепета.

Ну а теперь, вооружившись знаниями о том, чем же отличаются секвенсоры Steinberg от множества остальных, обозревать пакет станет намного проще. Основное рабочее поле Cubasis — Arrange — наглядно представляет список аудио- и midi-дорожек, а также их параметров (Track Info) и отдельных составляющих (Part). Набор установок для треков типа Audio и Midi различен, поэтому рассмотрим их отдельно.

Audio Trek служит для размещения обычной звуковой фонограммы, предварительно импортированной из внешнего файла (File — Import — Audio File…) или же записанной прямо в Cubasis с помощью функции Record на панели Transport. Среди форматов, которые распознает секвенсор, имеются как классические (WAV, MP3), так и не совсем — например, в качестве отдельного аудиофрагмента можно использовать файл формата программы Steinberg ReCycle, предназначенной для создания ударных или инструментальных петель, из которых "плетется" музыкальная канва большинства современных композиций.

Самые важные настройки аудиотрека находятся на панели VST Channel Setiings — здесь расположены два канала параметрического эквалайзера (EQ) с ручками управления предусилением (Gain), частотой (Frequency) и шириной полосы среза (Q), а также параметры канала Insert, куда подключаются различные VST-эффекты. Общий амплитудный и панорамный баланс всех аудиотреков устанавливается из панели VST Channel Mixer, где есть отдельные фейдеры для моноканалов и стереогрупп. Отсюда же сведенную запись можно экспортировать в аудиофайл.

Несколько по-другому происходит работа с midi-треками. Самый важный параметр в настройках такой дорожки — выходное устройство. Безусловно, Cubasis "распознает" любой аппаратный синтезатор, инсталлированный в систему (чаще всего это WaveTable- или DLS-совместимый синтезатор аудиокарты), однако чаще всего их качество сильно "не дотягивает" до VST-инструментов, да и "казенное" звучание среднестатистической платы не позволит реализовать творческий замысел как хотелось бы.

Итак, VST-инструменты. В комплект с Cubasis входят полные версии следующих модулей: два полифонических аналоговых синтезатора общего назначения CS40 и JX16; два басовых синтезатора, один из которых имитирует обычный аналоговый блок Neon, и второй, выполненный по "классической" сэмпловой технологии, — VB-1; драм-машина LM-9 с двумя наборами ударных — акустическим и электрическим; оригинальный полифонический вокальный синтезатор Brother Gregory, позволяющий воссоздавать пение мужского хора, и универсальный 16-канальный синтезатор Universal Sound Module. Кроме вышеуказанных plug-ins, на CD с Cubasis также находится демо-версия "аналогового" басового синтезатора Tau от компании Muon Software.

(:wizoo:) Easy Guitar — новое поколение VST-инструментов

Вместе с пакетом от Steinberg на отдельном компакт-диске поставляется также VST-plug-in (:wizoo:) Easy Guitar, который настолько необычен, что заслуживает отдельного мини-обзора. Easy Guitar представляет собой VST-продукт нового поколения, имитирующий реалистичное звучание настоящих живых инструментов — электрической (Electric Easy Guitar) и акустической гитары (Acoustic Easy Guitar). Правда, построен он не согласно модному сегодня принципу физического моделирования (с такими модулями в реальном времени не справляются пока даже самые совершенные процессоры), а старым добрым методом сэмплирования. Имеется еще одна оговорка — Easy Guitar подходит лишь для записи партий ритм-гитары, поскольку все петли выполнены в виде аккордных шаблонов. Определенное сочетание midi-нот однозначно задает аккорд, а с помощью событий, посланных в определенный канал, управляется ритмический рисунок партии (все ритмические шаблоны также являются пресэмплированными). Предустановленные наборы звучания позволяют добиться эффекта блюзовой, кантри-, хард-рок- и даже гранж-гитары. Несмотря на такое простое решение, модуль работает просто великолепно и в 90% случаев спокойно заменяет ритм-гитариста. Чтобы оценить "крутизну" Easy Guitar, достаточно назвать общий объем аудиосэмплов, используемых этим модулем, — почти 300 MB!

После установки нужного инструмента основная работа над midi-треком происходит в трех панелях — Edit, Score и Midi Track Mixer. Первые два окна предоставляют интерфейс для набора партии. Edit — в виде разграфленной сетки с пиано-клавишами в левой части. Выбрав опцию Draw, достаточно "нарисовать" блоки определенной длины на соответствующей ноте линейке, чтобы инструмент "зазвучал". А чтобы партия оказалась "ровной", следует включить режим привязки к долям такта. Для компьютерных музыкантов, хорошо владеющих нотной азбукой, более привычным будет окно Score — здесь партитура набирается обычными нотами на классическом нотном стане.

Когда все партии готовы, запись необходимо "сводить" — для этого служит панель Midi Track Mixer. Балансировать треки можно как перед, так и во время воспроизведения — при этом все изменения положения фейдеров станут запоминаться, если включить режим Record.

Теперь несколько слов о дополнительных компонентах набора Cubasis VST 4.

WaveLab Lite 2.5. Усеченная версия мощного аудиоредактора Steinberg WaveLab 4.0, тем не менее, обладающая всеми необходимыми функциями для несложного редактирования звуковых фрагментов, участвующих в записи (в Cubasis при двойном щелчке мыши на аудиотреке его содержимое автоматически подгружается в WaveLab Lite). Среди модулей обработки доступны качественный эквалайзер/лимитер/гейт, а также серия мастер-эффектов — различные VST-плагины панорамирования, реверберации и искажения. В WaveLab Lite, в отличие от его предка, отсутствуют многодорожечная запись, различные средства спектрального анализа аудиотрека, профессиональные версии подключаемых модулей и т. п.

Master Unit. Небольшая, но полезная утилита, позволяющая освоить процесс создания мастер-копии музыкального CD-диска. Master Unit хоть и не обладает всеми возможностями тяжеловесных мастеринговых программ, но в руках человека "с ушами" станет весьма мощным инструментом. Процесс работы с Master Unit заключается в подгрузке аудиофайлов (поддерживается даже MP3, правда, вначале они конвертируются в обычный WAV-файл), которые составляют задуманный CD, а затем с помощью нормализации и трех мастер-эффектов (bass boost, stereo spread и brilliance) доводятся до окончательной "кондиции". После этого аудиодиск готов к записи. Она осуществляется непосредственно средствами Master Unit (CD-RCreate CD-R…).

AIST MovieXone. Компания Steinberg позаботилась даже о том, чтобы предоставить начинающему музыканту инструмент для создания собственного видеоклипа, включив в поставку Cubasis настоящий нелинейный видеоредактор MovieXone. Несмотря на свое "домашнее" предназначение и несколько "кислотный" интерфейс пользователя, MovieXone обладает всеми функциями своих более профессиональных собратьев — возможностью микширования нескольких видеодорожек с помощью эффектных наслоений, цветокоррекции кадров, анимации статических растровых изображений и размещения титров.

Кроме всего вышеперечисленного, вместе с Cubasis VST 4 поставляется отдельный CD c набором профессиональных сэмплов и готовых аранжировок от Prime Sound в формате Cubase, представляющих самые различные музыкальные направления.

Steinberg Remix

Steinberg Remix и его разные "лица" (благодаря технологии skins). Цена в Украине — $41

Данный продукт — своеобразный сплав настоящего ПО для сведения многодорожечных композиций и программ типа "виртуальный диджей", где песня набирается не из нот, а из готовых предварительно записанных и подготовленных аудиофрагментов. Основная часть работы в Remix происходит в двух панелях — Session Chooser и Arrange Chooser. Первая разделена на восемь виртуальных треков, расположенных вертикально; любой трек, в свою очередь, состоит из 16 отдельных частей. Именно они и являются "элементарной и неделимой" единицей Remix — каждая такая ячейка может содержать один сэмпл, то бишь ударную или инструментальную петлю. Идеология программы такова — из ячеек-сэмплов составляются 16 наборов (scenes), соответствующих некоторой логической части композиции, например вступление, первый основной ритм, второй основной ритм, сбивка, кода и т. д. Затем, после нажатия кнопки Record, "сцены" поочередно активируются "композитором" для определения того, в какой последовательности они будут помещены в основную аранжировку. С помощью функции привязки указывается темп смены "сцен" — целый такт, половина такта, четверть и т. п. Для просмотра (или прослушивания) результата следует переключиться в панель Arranger Chooser, где при необходимости сэмплы можно "подвигать". На этом процесс "музицирования" считается завершенным — все остальное лишь нюансы.

Впрочем, несмотря на кажущуюся простоту, Remix позволяет создавать неплохие музыкальные "подкладки" — если наложить на них партии других инструментов, получаются вполне полноценные электронные композиции.

Собственная библиотека сэмплов Remix удовлетворит даже самых взыскательных пользователей. Общий объем диска, который она занимает, составляет около 560 MB! А кроме этого, есть возможность загрузить свои записи, для чего в пакете поддерживается "фирменная" технология выравнивания темпа.

Steinberg Remix работает и с некоторыми VST-эффектами — они подключаются в разрыв Sent конкретной дорожки и помогают дополнительно "приукрасить" какой-либо трек.

Steinberg myMP3pro 4.0

Набор приложений my MP3pro — собственно сам плеер, get it on CD 3.1 и Label Editor. Цена в Украине — $85

Без преувеличения можно сказать, myMP3pro — это все, что необходимо владельцу большой компьютерной фонотеки. Набор myMP3pro 4.0 состоит из трех программ — собственно сам многофункциональный MP3-плеер myMP3pro, полноценный аудиоредактор get it on CD 3.1 и утилита для создания обложек аудиодисков Label Editor.

Начнем с самого главного. MyMP3pro — качественный программный MP3-плеер, снабженный средством каталогизации музыкальных файлов Pool, позволяющим произвести поиск композиций по локальным дискам, а затем отсортировать их по исполнителю, альбому, плейлисту и другой информации, содержащейся в ID3-тегах (версия 2.0). Кроме этого, Pool оснащен собственным FTP-броузером для пополнения фонотеки из онлайновых ресурсов, а также модулем захвата треков с Audio-CD, которые можно сохранять в обычные WAV-, MP3-файлы (в поставку входят кодеки Fraunhofer Pro и Lame) или же в формате Ogg Vorbis (соответствующий кодек также включен в комплект).

Особую "уникальность" myMP3pro придает панель эффектов, где, помимо стандартного эквалайзера, расположены элементы управления множеством цифровых эффектов. Доступны четыре встроенных: Stereo Spread (расширение стереобазы), Compress (компрессор), Loud Max (предусилитель), Enhancer (очень интересный эффект, способный значительно улучшить звучание фонограммы). Кроме этого, плеер от Steinberg поддерживает подключение "в одну связку" до четырех плагинов VST (по умолчанию устанавливается шесть VST-эффектов) — таким образом, myMP3pro превращает ПК в небольшую диджейскую станцию. Отдельной кнопкой вызывается plug-in Surrounder, позволяющий "разложить" обычный стереотрек на четыре канала.

Панель Playlist, как очевидно из названия, служит для создания списков воспроизведения. Помимо различных вариантов подбора композиций (последовательный, случайный и т. д.), здесь доступен ряд режимов воспроизведения — Normalize (все композиции приводятся к усредненному уровню громкости), Crossfades (воспроизведение без пауз — один трек плавно перетекает в другой) и др.

Файлы плейлиста можно не только проигрывать, но и "отправить" во внешний "железный" MP3-плеер, экспортировать в один из доступных форматов или же записать как аудиодиск на CD-R-заготовку.

Аудиоредактор get it on CD представляет собой не что иное, как "одомашненную" и упрощенную версию популярного пакета Steinberg WaveLab. Тем не менее, он содержит серию высококачественных инструментов для обработки звука — компрессор/лимитер, параметрический эквалайзер, различные средства "гармонизации" фонограммы (Pitch Correction, Harmonization, Hi-Fi Chorus и т. д.). Кроме этих эффектов, которые работают непосредственно с данными аудиофайла, с помощью панели мастер-эффектов (Master Section) можно включить "в линию" воспроизведения до трех VST-модулей. Среди них — различные варианты ревербераторов, динамических компрессоров и многое другое. После того как будет найдена удачная комбинация, нажатием кнопки Render необходимые изменения закрепляются "навсегда", т. е. вносятся в данные файла.

Помимо основного своего предназначения, get it on CD имеет много дополнительных функций, большинство из которых отражены в панели Assistant, появляющейся при запуске редактора. Например, с его помощью можно в пакетном режиме конвертировать аудиофайлы в MP3 или WMA, сохранить копию Audio-CD в этих форматах или же, наоборот, скомпоновать собственный музыкальный компакт-диск из имеющейся электронной фонотеки.

А для того чтобы диски не остались "безымянными", в комплекте с myMP3pro поставляется утилита LabelEditor, позволяющая быстро создавать этикетки и обложки для CD. Работа с ней крайне проста и в основном заключается в выборе необходимых пунктов на нескольких Wizard-панелях. LabelEditor способен самостоятельно составлять текстовые списки содержимого диска и размещать их в соответствующем месте на обложке.

Steinberg Clean

Steinberg Clean. Цена в Украине — $34

Программа, вне всякого сомнения, попросту необходима тем, кто собирается преобразовать свою коллекцию старых "винилов" или кассет с магнитной пленкой в "цифру". Clean — этакий all-in-one-продукт, объединивший в себе функции аудиоредактора, мастерингового инструмента, MP3-компрессора и ПО для записи CD-дисков.

Основной режим работы Clean — пакетный. Во вновь созданный проект (Project) добавляются однотипные композиции (похожего стиля и содержащие сходные искажения), затем на четырех панелях устанавливается требуемый набор эффектов и запускается процесс обработки.

Каждая из вышеупомянутых интерфейсных панелей совмещает определенный список функций, предназначенных для тех или иных целей. Первая и самая главная панель — Restoration — содержит средства очистки звуковых файлов от различных шумов, щелчков и прочих артефактов, загрязняющих фонограмму. Параметры DeClicker, DeCleckler и DeNoiser (названия данных фильтров говорят сами за себя) могут задаваться как в ручном, так и в автоматическом режиме с помощью кнопки AutoClean — при этом Clean анализирует запись и подбирает подходящие значения. Также в закладке присутствует еще три фильтра — DeEsser (для удаления паразитных "свистящих" призвуков), DeRumbler (фильтр рокота) и DeHummer (фильтр наводок электросети). Но наиболее мощным все же является модуль FP DeNoiser, обрабатывающий фонограмму согласно записанному предварительно профилю шума. Доступно 20 предустановленных настроек, например шум магнитной ленты или белый шум, но, если в списке необходимого пункта не нашлось, можно создать свой пресет, воспользовавшись пакетом WaveLab Lite, который входит в поставку Clean.

В панели Enhancement собрано целое созвездие разных "улучшайзеров". Здесь находятся такие эффекты, как Brilliance, Tube Slim, Сar Slim и т. п. Имеется также два слота для подключения инсталлированных на ПК VST-эффектов. В закладке Mastering содержится несколько эффектов для окончательной "шлифовки" записи.

Кроме самой программы, в поставку Clean включены утилиты WaveLab и LabelEditor.

Продукты предоставлены компанией MacHouse: тел. (044) 213-6606


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: