Обзоры
Дизель-генераторы — последний аргумент защиты
0

Дизель-генераторы — последний аргумент защиты

По
мере того как приходило осознание, что потеря данных эквивалентна потере денег,
необходимость подключения компьютеров к ИБП становилась само собой разумеющейся.
Однако существуют системы, для которых не просто обесточивание, но корректное
их сворачивание либо вовсе не допустимо, либо приводит к огромным финансовым потерям.
Примерами служат системы жизнеобеспечения, управления полетами, компьютерные сети,
с помощью которых выполняются банковские транзакции и другие финансовые операции
в режиме реального времени… перечисление можно продолжить.

Для бесперебойного питания подобных систем наиболее рациональным решением является использование дизель-генераторных установок (ДГУ). Основные узлы ДГУ — дизельный двигатель и электрогенератор, приводимый этим двигателем в действие. Обычно производители применяют различные комбинации генераторов и двигателей, предлагая заказчикам широкий спектр решений как по мощности, так и по конструктивному исполнению.

Портативный дизель-генератор

Дизель-генераторные установки бывают портативными, передвижными или стационарными.
Что касается мощности, то она находится в диапазоне 0,7—10 кВт для портативных
агрегатов и достигает нескольких мегаватт для стационарных и передвижных. Однофазные
генераторы обычно вырабатывают ток напряжением 220, …, 240 В и частотой 50 Hz,
в то время как для трехфазных эти величины составляют 380, …, 415 В и 50 Hz
соответственно.

ДГУ могут использоваться в автономном режиме и работать без ограничения времени, являясь основным источником питания, либо входить в состав системы гарантированного энергоснабжения (СГЭ) и использоваться только в качестве резервных генераторов при авариях основных источников электроэнергии. В первом случае применяются установки с частотой вращения ротора до 1500 об/мин, которые относительно хорошо переносят перегрузки (к примеру, до 10% в течение 1 рабочего часа из 12), в то время как во втором — лучший эффект достигается с помощью высокооборотных агрегатов с частотой вращения ротора 3000 об/мин. Однако их перегрузка не допускается.

Передвижная ДГУ

В составе СГЭ дизель-генераторы подсоединяются в качестве резервного источника
питания к ИБП с помощью аппаратуры автоматического включения резерва (АВР). Здесь
необходимо помнить, что мощность генератора должна в полтора-два раза превышать
мощность ИБП. При одинаковой мощности ДГУ и ИБП в случае перехода на питание от
дизель-генератора возникают короткие циклы падения и роста оборотов двигателя,
вызывающие сильный износ установки. Это происходит вследствие того, что, если
на входе ИБП напряжение сначала пропадает, а потом появляется, то он снимает со
входа всю мощность. При таком ступенчатом снятии мощности обороты дизеля резко
падают, что приводит, соответственно, и к снижению выходного напряжения. ИБП расценивает
эту ситуацию как аварийную и, в свою очередь, переключается опять на аккумуляторы.
Обороты двигателя увеличиваются, напряжение поднимается, и цикл повторяется вновь.
Очевидно, такой режим работы, даже непродолжительный, крайне вреден как для двигателя,
так и для ИБП.

Передвижная ДГУ

Весьма непростой для обладателя ДГУ является проблема его размещения. Несмотря
на то что агрегат состоит из "сплошного железа", он не предназначен
для эксплуатации на открытом воздухе и не должен подвергаться ни перегреву, ни
переохлаждению. Последнее весьма существенно в том случае, когда ДГУ входит в
состав СГЭ и должна запускаться в автоматическом режиме и не позже строго определенного
времени. Поэтому при невозможности расположить агрегат в соответствующем помещении
применяются специальные теплоизолирующие контейнеры. При умеренно низких температурах
на обогрев контейнера во время работы расходуется часть отводимого горячего воздуха,
а во время простоя необходимая для запуска температура двигателя поддерживается
с помощью электрического нагревания охлаждающей жидкости. Обычно температура в
контейнере регулируется автоматическими жалюзи, так что в целом такое сочетание
представляет собой полностью автономный узел, который может работать как удаленный
объект.

Как видно, ДГУ достаточно просты в эксплуатации и не требуют постоянного внимания.
В то же время включение дизель-генераторов в СГЭ критических к останову систем
обеспечит надежность и непрерывность их функционирования.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: