Обзоры Обзоры 10.03.2003 в 22:00 comment

Dolby Digital и другие Часть 1. История и теория

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор


Различных технологий и обозначений, так или иначе связанных с многоканальным звуком, расплодилось ныне просто неимоверное количество. Такое впечатление, что производители намеренно пытаются заморочить голову потребителю, чтобы он покупал новую аппаратуру и не задавал лишних вопросов. И, надо сказать, в какой-то мере этой цели они достигли — понять "who is who" в многоканальном звуке подчас совсем непросто.


Развитие звуковых форматов в мире кино шло особым путем. Начиная с рождения технологий стереозвука в кино было задействовано более двух каналов — несколько (от трех) фронтальных и один тыловой, расположенный за рядами зрительских сидений, получивший название "канал эффектов". Из-за несовершенства технологий того времени доносившийся из тыловых громкоговорителей звук был шумным и некачественным, поэтому канал эффектов задействовался редко. Но с легкой руки разработчиков такой четырехканальный формат получил название "пространственного звука" (surround sound).

В середине 70-х Dolby предложила новую технологию передачи звуковой дорожки в фильмах — оптическим способом на 35-миллиметровой кинопленке. Этот формат получил имя Dolby Stereo, а в двух его дорожках матрично кодировались сигналы для левого, правого, центрального и тылового (surround) каналов.

В 80-х годах широкое распространение приобретает бытовая видеотехника и, соответственно, видеозаписи со стереозвуком. Аппаратура, которая могла раскодировать информацию тылового канала, начала маркироваться логотипом Dolby Surround, а чуть позже появились бытовые декодеры Dolby Surround Pro Logic, способные декодировать также и центральный канал.

Таким образом, в кинотеатрах, не оборудованных цифровым звуком, и по сей день используется Dolby Stereo. На бытовых VHS-видеокассетах (и не только) можно встретить логотип Dolby Surround — это значит, что такая кассета содержит матричную двухканальную звуковую дорожку, которую декодеры Dolby Surround Pro Logic или Pro Logic II могут декодировать в 4, 5 или 6 каналов. Pro Logic II является более "продвинутой" версией Pro Logic и позволяет "разложить" любой стереофонический сигнал в формат 5.1, даже если он не был специально подготовлен для этого.

Dolby Laboratories старается придерживаться правила обратной совместимости форматов, и поэтому даже самые современные ресиверы с Dolby Digital Surround EX все еще способны декодировать старый добрый Dolby Surround.

Онлайн-курс "Лідогенерація у B2B" від Laba.
Де шукати нових клієнтів, щоб збільшити дохід компанії та які інструменти лідогенерації застосовувати? Розбираємо покроково та комплексно.
Дізнатись більше про курс

Разбираясь с технологиями следующего поколения — цифровыми — и прикинув на глаз их количество, невольно вспоминаешь расхожую фразу "как же все запущено!". Основная война на этом поприще развернулась между компаниями Dolby Labs и DTS (Digital Theater Systems). Кроме того, на рынке активно присутствует и такой игрок, как THX.

Dolby Laboratories на сегодня известна прежде всего технологией Dolby Digital (другое название — АС-3, Audio Code — 3), которая предоставляет 5.1-канальный звук как для кинотеатров, так и для их домашних воплощений. Любопытной особенностью этой технологии является остроумное решение проблемы размещения информации, необходимой для работы системы. На 35-миллиметровой кинопленке цифровые данные физически расположены между перфорационными отверстиями. При этом на ленте также располагаются и дорожки Dolby Stereo — для "нецифровых" театров.

С недавних пор начинает получать распространение новая версия данного стандарта — Dolby Digital Surround EX. Главной особенностью этой технологии является поддержка дополнительного surround-канала — тылового, для которого один (6.1-канальная система) или несколько (7.1-канальная) динамиков устанавливаются непосредственно позади слушателя.

При этом информация для дополнительного канала с помощью все того же матричного кодирования помещается в сигналы для обычных surround-каналов, обеспечивая таким образом совместимость для театров и систем, оснащенных только Dolby Digital 5.1. Почин был подхвачен индустрией, и уже сейчас на рынке можно найти как бытовую 7.1-канальную аппаратуру, так и звуковые платы с поддержкой этого формата.

Кроме этих технологий, интерес для нас могут представлять также и некоторые более экзотические решения от Dolby, например Dolby Headphone. Она позволяет имитировать (причем весьма реалистично) пространственное звучание в обычных стереонаушниках. Пользователю при этом предлагается выбрать на свой вкус размер виртуальной "комнаты для прослушивания".

Онлайн-курс "Лідогенерація у B2B" від Laba.
Де шукати нових клієнтів, щоб збільшити дохід компанії та які інструменти лідогенерації застосовувати? Розбираємо покроково та комплексно.
Дізнатись більше про курс

Технологии Virtual Dolby Surround и Virtual Dolby Digital, а также их новые, более современные воплощения — Dolby Pro Logic II Virtual Speaker и Dolby Digital Virtual Speaker — позволяют имитировать пространственное звучание с помощью обычной 2.0- или 2.1-стереосистемы. Surround-эффект при этом создается за счет точной расстановки колонок и формирования процессором звуковой картины с учетом их местоположения в комнате.

Звезда компании DTS взошла в 1993 году с выходом на большой экран фильма Стивена Спилберга Jurassic Park. Звуковая дорожка к нему была записана в формате DTS Digital Surround (DTS-DS), и с тех пор, благодаря инвестициям студии Universal и поддержке ряда продюсеров, системы DTS инсталлированы более чем в 19 тыс. кинотеатров во всем мире.

Физически звуковая дорожка к фильму размещается на одном или нескольких дисках CD-ROM, а на кинопленке (помимо аналоговой звуковой дорожки) нанесены специальные временные метки, по которым процессор DTS автоматически синхронизирует звук и изображение. В случае же DVD-дисков пользователю часто предоставляется выбор между Dolby Digital и DTS.

Технология DTS-ES (от Extended Surround) является аналогом 6.1-канальной технологии от конкурентов. При этом, в отличие от Dolby, стандарт DTS-ES предусматривает два варианта: матричный DTS-ES 6.1, практически аналогичный Dolby Digital Surround EX 6.1, и "настоящий" семиканальный DTS-ES 6.1 Descreete. В последнем также предусмотрена полная совместимость с 5.1-канальными системами.

DTS 24/96 — пока что единственная технология, обеспечивающая многоканальный звук в формате 24-bit/96 kHz. При этом данная технология обратносовместима с обычным DTS 5.1 (Digital Surround). Кроме того, существует и 6.1-канальная версия: DTS-ES 24/96.

Также представляет интерес усовершенствованный матричный декодер DTS Neo:6. Эта система позволяет разложить на 5.1 или 6.1 любой двухканальный стереозвук, равно как и декодировать звук для центрального и surround-канала матрично закодированных записей.

Логотип DTS Interactive можно увидеть и на играх для PlayStation2. А технология DTS Virtual позволяет имитировать окружающее звучание 5.1- и 6.1-канальных систем с помощью двух динамиков (или наушников).

Компания THX в области многоканального звука занимает несколько обособленное положение. ТНХ не устанавливает собственных стандартов; вы также не увидите фильма, звук к которому записан в формате "ТНХ".

Зато ТНХ занимается другим очень важным делом. Изначально эта компания была организована Джорджем Лукасом, после того как он лично посетил несколько кинотеатров и был совершенно неудовлетворен качеством звука, — его фильмы в различных залах звучали совершенно по-разному, иногда совсем не так, как того хотел их создатель. Таким образом, Лукас решил разработать и воплотить в жизнь программу контроля качества звучания для театральных звуковых систем.

Голливуд оказался благодатной почвой для этой идеи, и компания THX вполне успешно создает и воплощает новые стандарты качества и программы сертификации в мире большого кино. А с появлением систем домашних кинотеатров ТНХ прочно обосновалась и в этой области, но несколько в ином ключе.

По мнению ТНХ, основная проблема, которую необходимо решать производителям аппаратуры для домашних кинотеатров, состоит в следующем. Звуковое сопровождение в фильмах создается из расчета на большие кинозалы, заполненные людьми, и мощные театральные АС, расположение которых в зале стандартизировано. Поэтому, когда такая звуковая дорожка воспроизводится на домашней аппаратуре, звук доходит до слушателя совсем не так, как задумывалось. Естественно, это можно и нужно исправлять с помощью различных электронных ухищрений, чем как раз и занимаются бытовые ресиверы и декодеры, получившие сертификацию ТНХ.

Программы сертификации бытовой аппаратуры от ТНХ носят названия THX Select и THX Ultra (а также ее более новая версия THX Ultra 2). Кроме того, современные 7.1-канальные ресиверы и декодеры, соответствующие спецификациям ТНХ, часто маркируются "THX Surround EX". В области мультимедиа ТНХ с недавних пор также взялась за сертификацию многоканальных мультимедийных акустических систем, и теперь вы сможете увидеть этот логотип даже на бюджетных комплектах акустики.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: