Обзоры
Dolby Digital и другие Часть 2. Практика
6

Dolby Digital и другие Часть 2. Практика

Если вы хотите вникнуть во все тонкости данного процесса, то максимальное количество практических советов и наставлений в этой области, включая выбор источников, декодера, акустической системы и т. д., можно почерпнуть из документации на сайте Dolby Labs. Для нас же, пожалуй, основным вопросом остается следующий: как оптимальным образом настроить и разместить театральную акустику в условиях жилой комнаты?

Рис. 1. 1– кинопленка 35-мм со звуковой дорожкой Dolby Digital; 2 — цифровой поток Dolby Digital AC-3; 3 — театральный звуковой процессор Dolby Digital; 4 — усилители мощности; 5 — правый surround-канал; 6 — правый фронтальный канал; 7 — центральный канал; 8 — канал низкочастотных эффектов; 9 — левый фронтальный канал; 10 — левый surround-канал

Естественно, не учитывая конкретных геометрических размеров помещения, где установлен компьютер, на базе которого и строится домашний кинотеатр, можно ограничиться разве что абстрактными рекомендациями. Проще всего дело обстоит с центральным громкоговорителем — его лучше разместить сверху на мониторе либо непосредственно над ним.

Фронтальную пару громкоговорителей следует расположить таким образом, чтобы угол между ними и слушателем был равен 45–60° (рис. 2). При этом если вы чаще слушаете музыку, чем смотрите кино на вашей системе, поставьте динамики под большим углом.

Кроме того, если вы обычно просматриваете фильмы в одиночестве — смело направляйте динамики прямо на себя и придвиньте их к себе немного ближе, чем центральный (рис. 3, а), чтобы расстояние от вас до всех трех громкоговорителей было одинаковым. Для расширения зоны "комфортного звука" при групповом просмотре установите фронтальные динамики вровень с центральным (рис. 3, б).

Рис. 2. 1 — правый фронтальный канал; 2 — центральный канал; 3 — левый фронтальный канал

В идеале высота, на которой располагаются фронтальные и центральный громкоговорители, должна быть одинаковой, и причем желательно, чтобы они находились на одном уровне с головой слушателя.

С тыловыми громкоговорителями дело обстоит несколько сложнее. Как показывает практика, именно их размещение вызывает наибольшее количество вопросов и проблем.

Итак. Одно из основных условий получения качественного surround-звука, по версии Dolby, — ненаправленность тыловых колонок на слушателя. Для этого предлагается устанавливать их по сторонам от слушателя, чуть сзади, направив друг на друга (рис. 4), если речь идет о 5.1. В случае 6.1- или 7.1-систем дополнительные (тыловые центральные) surround-колонки размещаются так же и непосредственно позади слушателя. Кроме того, все surround-громкоговорители должны находиться выше уровня ушей примерно на полметра (рис. 5). Мотивация здесь такая: surround-громкоговорители в кинотеатрах тоже установлены на уровне выше среднего человеческого роста.

Рис. 3. Рекомендуемое расположение центральных и фронтального громкоговорителей

Естественно, это все хорошо при идеальных жилищных условиях. В случае же невозможности закрепить колонки на стене вы можете воспользоваться специальными стойками (рис. 6, а). Кроме того, никто не запрещает экспериментировать с размещением и направленностью динамиков как вам заблагорассудится, например установить их на некотором возвышении над полом и сориентировать динамики вертикально вверх (рис. 6, б). Главное — добиться ощущения, когда звук начнет как бы окружать вас, вместо того чтобы исходить откуда-то сзади.

Не меньше внимания требует также размещение сабвуфера. Бытует мнение, что человеческий слух не способен точно определять направленность выдаваемых сабвуфером низкочастотных колебаний, поэтому его можно устанавливать практически в любое удобное место в комнате. Тем не менее на практике нередко оказывается, что недорогие мультимедийные сабы воспроизводят гораздо более широкую полосу частот, чем их "большие братья" из мира Hi-Fi. Поэтому обычно размещение сабвуфера играет значительную роль в общем звучании системы.

К сожалению, давать какие-то конкретные советы в этом случае очень сложно. Сабвуферы весьма различаются своими размерами, конструкцией, номинальной мощностью и, самое главное, звучанием. Одни из них лучше всего играют, если их поставить в угол комнаты, другие — под письменным столом; иногда предпочтительно размещать сабвуфер в непосредственной близости от места для просмотра. Таким образом, только эксперименты помогут вам определить наилучшее место для него в вашей комнате.

При подключении громкоговорителей к усилителю обязательно обратите внимание на полярность. Обычно одна из клемм на колонке — красная, а на одной из жил кабеля, которым она подсоединяется к соответствующей клемме усилителя, есть специальная цветовая метка. При неверном подключении и колонка, и усилитель из строя не выйдут, но звучание всей системы будет неправильным.

На этом, пожалуй, можно и закончить наши краткие заметки о многоканальном звуке. Теперь, когда вы приобрели, расставили, подключили и настроили вашу систему домашнего кинотеатра, нам остается только пожелать вам приятного просмотра!

Как в два приема подключить и настроить компьютерную акустическую систему 5.1

Прием первый: подключаем

Рис. 4. Размещение громкоговорителей для 5.1- и 7.1-канальных систем: 1 — левый surround-канал; 2 — левый фронтальный канал; 3 — центральный канал; 4 — правый фронтальный канал; 5 — правый surround-канал; 6 — тыловые surround-каналы

Обычно комплект подсоединяется к трем аналоговым выходам на звуковой карте (или на материнской плате, если используется встроенное аудио). В таком случае декодирование звука в формате Dolby Digital осуществляется звуковой картой (или аудиочипом материнской платы).

Как ни странно, такая несложная, казалось бы, задача вполне может вызвать определенные затруднения. Поэтому внимательно изучите надписи на планке аудиоплаты (при необходимости воспользуйтесь документацией либо не поленитесь и извлеките плату из компьютера — подчас это единственный способ разобрать, что же значится возле каждого разъема), чтобы не воткнуть какой-нибудь из шнуров, скажем, в микрофонный вход или не перепутать фронтальную пару с тыловой.

Если ваша акустическая система оснащена встроенным декодером Dolby Digital, можно отказаться от идеи разложения звука средствами звуковой карты и подключить комплект к аудиоплате "по цифре" (естественно, плата при этом должна быть оснащена цифровым выходом SPDIF — либо оптическим, либо коаксиальным). Тонкостей здесь нет практически никаких, если не считать того, что оптический кабель стоит гораздо дороже коаксиального, так что если есть возможность использовать второй кабель — так и поступайте.

Да, и если вы все-таки решите остановить свой выбор на оптическом кабеле, не забудьте перед подключением снять с его светодиодов защитные колпачки…

Прием второй: настраиваем

Рис. 5. Оптимальное размещение surround-громкоговорителей

Если у вас плата производства Creative (SB Live! 5.1, Audigy/Audigy 2), то после установки драйверов с компакт-диска, идущего в комплекте с картой (использовать стандартные драйверы, предлагаемые операционной системой, не рекомендуется по причине крайней ограниченности их возможностей), запустите программу AudioHQ (либо StartProgramsCreative SoundBlaster…Creative AudioHQ, либо Start Settings Control Panel AudioHQ) и выберите в ней утилиту Speaker. Если вы подключили акустический комплект по цифровому кабелю, то все, что вам здесь нужно, — это поставить галочку напротив пункта Digital Output Only. Если же комплект подсоединен к аналоговым выходам (т. е. звук будет декодироваться аудиокартой), то оставьте Digital Output Only неотмеченным, включите опцию AC-3 decode, а в выпадающем меню Speakers выберите вариант 5.1 Speakers. В этой же утилите, кстати, можно убедиться в правильности подключения акустики: нажмите кнопку Test и проверьте, действительно ли тестовые звуки раздаются из соответствующих сателлитов. Владельцы Audigy2 могут дополнительно произвести тонкую настройку всей системы с помощью Speaker Calibration Wizard.

Рис. 6. Варианты размещения surround-громкоговорителей

Теперь черед программного DVD-плеера. Здесь все очень просто. Если в вашей системе установлена звуковая карта Creative, в настройках плеера выбираете пункт "аудио" и в конфигурации колонок переключаетесь на… нет, не на 5.1, а на Use SPDIF. Тогда обработкой звука займется не сам плеер, а аудиокарта. В случае для других плат, не поддерживающих встроенное декодирование AC-3 либо DTS, выберите пункт 5.1 или 6 колонок.

При отсутствии отдельной звуковой платы можно воспользоваться встроенным в материнскую плату аудиокодеком — на них сегодня можно встретить уже даже 5.1-канальные решения. В этом случае действия по настройке звука зависят от драйверов и панели управления конкретного кодека. Чаще всего достаточно выбрать соответствующую конфигурацию колонок и включить режим 5.1 в DVD-плеере.

Обратите внимание, что в некоторых распространенных плеерах (например, CyberLink PowerDVD) переключение используемых аудиорежимов возможно только после полной остановки воспроизведения DVD кнопкой Стоп.

Ну вот и все, пожалуй. Теперь единственное, что может помешать вам получить максимальное удовольствие от только что настроенного домашнего кинотеатра, — это разве что ваши соседи…


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: