Обзоры
Искусство с приставкой «пси»
0

Искусство с приставкой «пси»

Говорят, что архитектура — это застывшая музыка, и всякий зодчий перед началом
работы напевает про себя какую-нибудь мелодию, которой предстоит воплотиться в
камне. И если это действительно так, то небольшой американской компании U&I
software удалось совершить обратный процесс — расплавить "лед" визуальных
образов в легкую, как пар, смесь нот и созвучий
.

Фирма U&I software была образована пятью товарищами, каждый из ко-торых к
этому времени уже преуспел на ниве разработки программного обеспечения в весьма
именитых компаниях.

Ее идейным вдохновителем стал небезызвестный Эрик Вангер, композитор и программист, один из главных создателей пакета Bryce, долгое время сотрудничавший с Каем Краузе. В программе генерации фотореалистичных пейзажей в полной мере проявился его талант разработчика и просто художника, но "музыкальная составляющая" дарования толкала его на дальнейшие эксперименты.

Новаторские идеи в области синтеза музыки и графики нашли поддержку у Пола Шведена, который до встречи с Вангером работал директором отдела спецэффектов компании Lucas Film, и Джона Далтона, в прошлом одного из ведущих разработчиков Apple Computer.

Именно под его влиянием была выбрана главная платформа для всех будущих продуктов компании, конечно же, это — Macintosh и Mac OS, и поддержка каких-либо других операционных систем в ближайшем будущем не предвидится.

Позже к Вангеру и его соратникам присоединились еще двое — Рафаэль Элиг, музыкант и известный парижский Web-мастер, а также Эдвард Шпигель, взявший на себя все деловые контакты новообразованной компании. И работа началась.

Результатом ее стала серия из пяти продуктов, функциональность которых лежит на границе трех различных аспектов медиа: музыкальной композиции, графического дизайна и видеопроизводства, отклоняясь в разных программах в ту или иную сторону.

В основу большинства из них положено главное детище U&I software — технология Image Synth, позволяющая превратить в звук статическое цветное изображение. Впрочем, ничего необычного, а уж тем более волшебного, в ней нет. Не обольщайтесь — если вы захотите услышать, какая музыка отождествляется с фотографией, к примеру вашей собственной (конечно же, вы уверены, что это будет прекрасная симфония), то, вероятнее всего, услышите короткую пьесу с несколько затянутым тихим вступлением, стремительным крещендо, напоминающим одновременно жуткую какофонию и вой стаи диких кошек, а затем последует медленное и спокойное адажио.

Но это вовсе не означает, что от технологии невозможно добиться внятных и гармоничных результатов — просто изображения должны быть несколько иного типа.

На диаграмме можно наблюдать схему интерпретации изображения синтезаторами от U&I software. Каждая точка картинки символизирует собой звучание инструмента на определенной частоте в течение какого-то времени, зависящего от скорости воспроизведения.

Яркость пиксела показывает громкость звука, а цвет — его стереокартину, причем тон должен изменяться от зеленого к красному (слева направо), синий же цвет игнорируется синтезатором, и поэтому используется как средство создания текстовых комментариев в "музыкальных" картинках.

Такой подход позволяет провести ряд аналогий, предполагающих использование для создания композиций средств, являющихся инструментом художника, — кисти, краски, карандаши, ластик и т. д. Так, например, размытие штрихов диаграммы приводит к смягчению звучания, медленной атаке и затуханию, любопытные созвучия дают простые геометрические фигуры (особенно гармонизированные в какой-нибудь экзотический лад) — круг, эллипс, треугольник.

Интересные возможности предоставляет также "ресинтез" звука — сначала готовый аудиофрагмент превращается в изображение (методом разложения на спектральные составляющие), обрабатывается, а затем воспроизводится каким-нибудь специфическим инструментом. Ударную партию, таким образом, легко превратить в динамичную оркестровую пьесу, а использование сэмплов человеческого голоса позволяет трансформировать синтезатор в мощный вокодер.

Кстати говоря, идея Эрика Вангера не нова. Известно, что еще в 1989 г. адепт российской электронной музыки Эдуард Артемьев при написании звуковой дорожки к фильму "Солярис" использовал подобную технологию для программирования первого советского синтезатора "АНС", созданного конструктором Евгением Мурзиным.

Теперь, когда внутренний механизм работы программ от U&I software более или менее стал понятен, познакомимся поближе с каждой из них.


MetaSynth

MetaSynth

Флагманский продукт компании, предназначенный для профессионалов и музыкантов-любителей,
представляет собой комплексный пакет, сочетающий в себе функции звукового редактора,
аналогового и wavetable-синтезатора, а также мощного сэмплера, инструментами для
которого служат изображения, озвучиваемые с помощью технологии ImageSynth.

Основное рабочее поле пакета разделено на несколько логических частей: палитры ImageSynth, The Filter, The Wave Table, The Effects, в главном окне находится редактор сэмплов.

Принцип использования программы довольно прост: вначале в модуль ImageSynth загружается изображение (либо рисуется непосредственно в программе), где редактируется графическими средствами и небольшим количеством автоматических фильтров. Далее выбирается один из доступных источников сигнала — Sample, Wave Table или Procedural Synth.

Также есть возможность совершить предварительную фильтрацию, выбрав одну из существующих установок или же создав собственную — тоже графическим способом. Правда, здесь схема работы несколько иная — основным рабочим оттенком является синий. По осям координат также откладываются время и частота, а интенсивность цвета говорит о том, какая доля сигнала данной частоты окажется в результирующем сэмпле.

После этого он просчитывается и попадает в Sample Editor, где отображается в более привычном для компьютерных звукорежиссеров виде диаграммы звуковой волны. Теперь его можно редактировать как обычный сэмпл с помощью широкого набора эффектов, среди которых есть как стандартные, так и совсем экзотические — Harmonizer, Inertia, Convolution.

Отдельно хочется выделить функцию создания временных и гармонических средств привязки в окне ImageSynth. Стандартный набор ладов, поставляемый с MetaSynth, впечатляет, помимо классических европейских мажорных и минорных, здесь множество азиатских, пентатонических и даже африканских звуковых систем. Кроме того, изображение в ImageSynth можно автоматически привести к одному из них.

MetaTrack

MetaTrack

Эта программа — логическое дополнение MetaSynth — является мультиканальным звуковым
редактором, предназначенным для сведения и монтажа треков, созданных упомянутым
синтезатором.

Правда, до профессионального пакета MetaTrack несколько не дотягивает — 16 дорожек все-таки маловато для сложной композиции. В остальном же ему присущи все черты серьезного инструмента — 64-битовое микширование, эффекты, накладываемые в реальном времени, развитые средства для создания петель и многое другое.

Все предварительно загруженные партии отображаются в верхней части экрана и так же, как у MetaSynth, — в графической форме. Кстати, здесь применено непривычное для платформы Macintosh динамическое связывание — по двойному щелчку мыши инструменты откроются в синтезаторе и по завершении работы попадут в MetaSynth видоизмененными. Правда, для этого необходимы большой объем памяти и мощный процессор.

В ходе монтажа каждому из треков назначаются уникальные огибающие для амплитуды и панорамы, а также один из доступных эффектов, действие которого можно прослушать в режиме реального времени. Их набор не отличается разнообразием: Echo, Delay, Chorus и комплект резонансных фильтров.

Xx

Xx

Этот продукт является полнофункциональным midi-секвенсором, использующим технологию
ImageSynth и ряд уникальных алгоритмов для автоаранжировки и гармонизации композиций.

Редактор поддерживает импорт файлов General MIDI, а также изображений, которые конвертируются в последовательность midi-событий в соответствии с цветовой гаммой, используемой в композиции.

Объясним, что это значит. В отличие от других популярных секвенсоров, Xx отображает все треки в одном окне (их возможное количество — 16), но каждому инструменту соответствует свой цвет, выбираемый с помощью палитры Track Mixer. Именно эти цвета и являются ключевыми при превращении изображения в мелодию.

Построение трека начинается либо с постепенного создания нотной последовательности (инструменты Pencil, Brush, Spray), либо путем выбора и копирования целых музыкальных фраз (Pattern). Все введенные ноты автоматически помещаются в рамки выбранной тональности, впрочем, существует и хроматический режим, который не производит никакого выравнивания.

Специально для тех случаев, когда собственная фантазия иссякает, разработчики предусмотрели функцию Smart Random. С ее помощью можно создать, например, недостающую басовую линию. Причем редактор не просто случайно выберет длительность, тон и громкость ноты, но и приведет их в соответствие с уже имеющимися партиями. Если первый же из предложенных программой вариантов не устроит композитора, их можно перебирать бесконечно. Небольшой эксперимент показал — с трех-четырех попыток получается результат намного лучше того, что давали другие секвенсоры с такой функцией из тех, что доводилось видеть автору.

ArtMatic

ArtMatic

Данным пакетом, который поначалу задумывался как генератор изображений для MetaSynth,
создатели положили начало целому классу программ под названием Art Syhtnesizer.

О таком пакете сложно говорить, не видя результатов его работы. За нехитрым, казалось бы, генератором анимированных текстур скрывается сложный математический аппарат, включающий в себя фрактальную геометрию, теорию вероятностей и системы комплексных уравнений.

"Сердцем" пакета является дерево связанных математических формул, с помощью которых создаются или трансформируются изображения. Естественно, чтобы осознать количество возможных вариантов, нужно рассмотреть полный набор выражений, используемых пакетом (их более 50!), но для этого не хватит объема даже трех выпусков нашего еженедельника, а сами создатели программы

говорят, что лучший способ научиться работать с ArtMatic — это эксперимент и только эксперимент.

Рабочее поле программы состоит из четырех закладок: Explore (черно-белая и цветная версии) — служит для просмотра в реальном времени результатов изменения параметров формул в дереве компонентов, в разделе Tiles отражены незаменимые для Web-мастеров возможности пакета по созданию бесшовных текстур.

Для создания анимации существуют два различных подхода. Один из них — метод ключевых кадров. В процессе трансформации исходного изображения необходимо отметить наиболее удачные моменты, и впоследствии пакет построит видеоролик, где будет плавно изменять параметры компонентов (математических выражений) от одного кадра к другому. Второй же, получивший название Random Path Animation, проведет камеру над гипотетической виртуальной поверхностью, являющейся, по своей сути, результатом работы пакета.

Videodelic

Videodelic

Последний продукт компании — самое футуристическое ее детище, незаменимый инструмент
для специалистов в стремительно набирающей популярность области искусства под
названием "видеоарт".

Программа представляет собой видеомикшер реального времени с обширным набором эффектов (28) и алгоритмических наложений, похожих на те, что использует ArtMatic. У пакета есть два входных источника, в качестве которых могут выступать статические изображения, видеофайлы или живое потоковое видео, получаемое с карты захвата.

Две закладки — Montage Room и Real-Time Room, разделяют рабочее поле Videodelic на логические части — предварительной подготовки и микширования в реальном времени. В первом из них создаются заготовки-последовательности, которые благодаря управлению входными контроллерами будут затем сменять друг друга на экране в ходе видеоинсталляции.

Изменять параметры эффектов и трансформаций можно с помощью курсора мыши, внешнего midi-контроллера или даже звукового файла, добиваясь, таким образом, абсолютной синхронизации звукового и визуального ряда.

Тот факт, что множество джинглов (промозаставок) MTV сделано с помощью Videodelic,
а сам Эрик Вангер систематически демонстрирует свой талант музыканта и ви-джея
в одном из нью-йоркских клубов, устраивая с помощью собственного детища живые
представления, говорит о больших перспективах данного продукта.

Обзор данного ПО производился на компьютере Power Mac G4 Cube с процессором Power
PC 450 MHz и 128 МB PC 100 SDRAM. В его ходе было выяснено, что приведенной конфигурации
вполне достаточно для большинства задач. Исключение составляют лишь "живые"
презентации в пакете Videodelic — для качественного обсчета роликов необходим
более быстрый CPU.

Редакция выражает благодарность
компании Wega Distribution,
предоставившей для написания данного материала
Power Mac G4 Cube: тел. (044) 461-9284.
Программное обеспечение
предоставлено компанией U&i software:
www.uisoftware.com


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: