Обзоры
Новые функции Lightroom 6

Новые функции Lightroom 6


Adobe-Photoshop-Lightroom-6-and-CC

Компания Adobe 21 аперля выпустила шестую версию Lightroom, причем сразу в двух вариантах – коробочную бессрочную и подписную, в рамках Creative Cloud.


Стоимость коробочной версии составляет $149, это единственный платеж, который потребуется сделать за все время использования. Специальная цена для владельцев предыдущих версий на сайте не предлагается.

Как известно, для работы с коробочной версией не нужен регулярный доступ в Интернет, активация производится единоразово, вводом лицензионного ключа.

lightroom-6-01

Начиная с этого релиза Lightroom также стала полноценным членом семейства Creative Cloud, получив приставку CC и цифовой индекс по году выпуска (2015).

Для фотографов есть специальный тарифный план, включающий Photoshop, Lightroom, мобильные приложения с возможностями синхронизации и 20 ГБ пространства в облаке для хранения файлов. Это стоит $10 в месяц и доступно для покупки через Интернет по банковским картам.

В новой версии Lightroom есть несколько очень интересных нововведений, а также ряд улучшений и, конечно, исправление обнаруженных ошибок. Модуль Adobe Camera RAW обновляется регулярно и независимо от Photoshop и Lightroom, однако обновления эти лишь добавляют поддержку очередных камер.

Главная новость – теперь HDR и панорамы можно собирать внутри Lightroom, получая на выходе DNG-файл.

Ранее создание изображений с расширенным динамическим диапазоном происходило так: серию кадров, сделанных с эксповилкой, загружали в Photoshop или другую программу, предварительно превратив в растровые изображения (JPEG или TIFF), затем получали 32-биный растровый файл, который затем подвергали процедуре сужения динамического диапазона (tone mapping).

У описанного метода есть два главных недостатка: во-первых, алгоритмы используют размытие, что приводит к появлению характерных ореолов; во-вторых, манипуляции производятся с уже превращенными из RAW в растровые изображения файлами, соответственно, часть информации в них теряется.

Существует полностью ручной метод сложения нескольких изображений в одно посредством масок (получаемых на основании значений яркостей пикселов). Теоретически в нем можно использовать смарт-объекты, что позволяет на лету менять настройки проявки RAW. Этот метод весьма трудоемкий, он требует наличия значительного опыта и до конца не избавляет от проблемы ореолов, поскольку маски также нужно размывать.

Относительно недавно появился промежуточный вариант – модуль Adobe Camera RAW стал понимать 32-биные файлы и появилась возможность понижать разрядность без применения размытия, однако создание файла с большим динамическим диапазоном по-прежнему происходило из проявленных изображений.

Теперь Lightroom может взять серию RAW-файлов и после длительных операций превратить их в 16-битный (с плавающей точкой) DNG с широким динамическими диапазоном, которым можно управлять средствами модуля Development.

lightroom-6-07

Особых настроек нет: только выбор силы удаления «привидений». Предварительное тестирование показало, что качество сложения (включая автоматическое выравнивание) как минимум хорошее, однако для окончательного вывода желательно испробовать больше разных сцен.

Результирующий файл содержит достаточно информации для получения изображения с нормальной детализацией в светах и тенях. Инструментами Lightroom можно добиться достаточно реалистичного результата, однако поклонникам характерных HDR-картинок пока придется пользоваться проверенными средствами в виде сторонних приложений или подключаемых к Photoshop модулей.

lightroom-08

Даже если сцена не содержит радикальных перепадов, использование HDR позволяет снизить шумы в областях, где приходится серьезно модифицировать изображение, высветляя тени или затемняя света.

Все пользователи Lightroom знают, что раньше программа не умела преобразовывать JPEG в DNG. При импорте с соответствующими настройками появлялось сообщение. Однако если предложить Lightroom 6 объединить несколько JPEG в HDR, то программа согласится и сделает DNG-файл. Ради эксперимента я сложил три JPEG из посредственной цифромыльницы. Результирующий файл, конечно, не получил всех свойств цифрового негатива, однако он занимает на диске 42 МБ (три исходных – шесть).

Теперь о панорамах. Как и в случае с HDR, сборка панорам ранее предполагала обязательную конвертацию из RAW. Lightroom теперь умеет выполнять эту операцию не покидая пространство цифрового негатива.

lightroom-6-02

К сожалению, возможности управления результатом склейки ограничены. Единственное, что можно сделать, так это выбрать одну из трех проекций – цилиндрическую, сферическую и перспективную, а также включить/выключить автоматическое удаление «привидений».

Поискав в своем архиве тестовых снимков, я обнаружил серию кадров, сделанных камерой Fujifilm X100 еще в 2011 году. Съемка велась с рук. Вот результат. Он, естественно, не претендует на художественную ценность, однако впечатляют две вещи. Посмотрите, как корректно склеены брусчатка и ограждение на крыше. И ни одного настоящего привидения. Несколько персонажей оказались клонированы, однако все сохранили целостность.

lightroom-6-03

Полноразмерную JPEG-версию можно загрузить по этой ссылке. Размер DNG – 220 МБ, после обрезки изображение 11852х4213 пикселов. Для создания использованы 11 вертикальных DNG-файлов (я всегда конвертирую из проприетарных RAW в DNG) размером по 11 МБ каждый.

lightroom-6-04

Чтобы исследовать возможности редактирования полученного DNG я сделал психоделическую монохромную версию. При этом заметные проблемы возникли только на облаках в левой части панорамы, однако они не отличались качеством еще в оригинале. JPEG бы подобного издевательства не выдержал, TIFF – возможно.

Lightroom умеет складывать панорамы не только из оргинальных RAW, но и из DNG-HDR, ею же собранных из серии кадров с эксповилкой.

Отвечая для себя на вопрос о том, кому может понадобиться функция создания RAW-панорам в ее текущем виде, я увидел как минимум одно профессиональное применение.

Существуют задники для карданных камер, на которые вместо светочувствительного материала устанавливается цифровой фотоаппарат. Смещая его по плоскости, можно покрыть площадь, например, 9х12 см, 15-20 кадрами с перехлестами. Собранный в Lightroom RAW даст недостижимое даже для лучших цифровых среднеформатных задников разрешение.

Первые эксперименты наглядно продемонстрировали, что новые возможности требуют значительных вычислительных мощностей, по крайней мере, на моем антикварном ноутбуке процесс слияния занимает так много времени, что можно запросто выпить чашечку-другую чаю, предварительно его приготовив по всем правилам чайной церемонии…

Lightroom 6 научилась определять лица и сохранять присвоенные имена в своей базе данных. Это умела еще в 3 версии Apple Aperture, ныне закрытый проект. Я помню, как в одном из интервью кто-то из высокопоставленных лиц Adobe, отвечая на вопрос о возможности появления функции распознавания лиц в Lightroom отвечал, что это слишком опасно с точки зрения сохранения права на неприкосновенность частной жизни. Ведь программа точно знает, что данный персонаж был сфотографирован именно тогда (согласно показаниям системных часов камеры), именно в том месте (если снимку присвоен гео-тэг) и с тем-то и тем-то (если в кадре есть другие лица). Хочется надеяться, что за эти пару лет в Adobe придумали защиту от утечки такой информации, особенно при синхронизации через облачный сервис между устройствами.

Определение лиц появилось не в виде отдельного модуля (как это было в Aperture), а в виде функции модуля Library.

lightroom-6-05

Прежде чем говорить об инструментах работы с лицами, надо сказать, что программе удается распознать практически всех, кто занимает сколько-нибудь значимую площадь кадра, однако ложные срабатывания – не редкость, что иллюстрирует этот снимок экрана. По мере обучения Lightroom начинает узнавать отмеченных ранее персонажей.

Главный недостаток заключается в отсутствии возможности посмотреть все фото с выбранным персонажем нажатием одной кнопки. Отсортированная подборка отображается только в виде портрета, что, согласитесь, неудобно. Конечно, можно сохранить ее в виде коллекции, вручную присвоить метаданные, однако в теперешнем виде выглядит сыровато.

Главная новость – теперь HDR и панорамы можно собирать внутри Lightroom, получая на выходе DNG-файл.

В заключение немного о других улучшениях.

Adobe добавила использование GPU для просчета картинки в модуле Development, обещали прирост производительности до 10 раз в некоторых случаях. Проверить не смог, поскольку видеокарта в моем ноутбуке пока не подружилась с Lightroom, хотя она и дискретная.

Маски градиентного и радиального фильтров теперь можно напрямую редактировать (дорисовывать и стирать) кистью с регулируемыми параметрами и функцией определения границ объектов. Конечно, это не богатство Photoshop, однако для быстрого проявления – отличное и долгожданное дополнение.

В модуле Web появилась возможность делать галереи на HTML5.

Слайд-шоу с видеофрагментами теперь могут выглядеть лучше, а звуковая дорожка не ограничивается одним треком.

***

Обновление до шестой версии – весьма значительное событие в жизни программы, хотя и не столь важное для большинства фотографов как, например, появление градиентного и радиального фильтров. По возможностям редактирования снимков Lightroom все ближе к полнофункциональному графическому редактору, по крайней мере, Photoshop будет нужен не столь часто.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: