Статьи Статьи 13.12.2022 в 14:00 comment views icon

Мы поговорили с последним продавцом дискет. Вы удивитесь, но они все еще пользуются спросом

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/09/kozlovskaya_uwp_avatar_thumb-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/09/kozlovskaya_uwp_avatar_thumb-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/09/kozlovskaya_uwp_avatar_thumb-96x96.jpg

Это интервью впервые опубликовали в книге Floppy Disk Fever: The Curious Afterlives of Flexible Medium. А мы его взяли на сайте eyeondesign.aiga.org и перевели. 

Том Перски, известный как основатель американской компании floppydisk.com, занимающейся продажей и переработкой дискет, говорит, что он последний, кто их еще продает. Также компания занимается переработкой и продажей сломанных или б/у дискет. Это позволяет ей оставаться ключевым игроком в небольшой, но все еще прибыльной нише.

Мы встретились с Томом, когда готовили рукопись книги, чтобы поговорить об индустрии дискет, о нюансах ведения бизнеса и выяснить, что изменилось, а что осталось неизменным.

Мы поговорили с последним продавцом дискет. Вы удивитесь, но они все еще пользуются спросом

Привет, Том! Хотели бы узнать больше о вашей компании. Начнём с вопроса, как вы получили домен для floppydisks.com?

Это произошло тогда, когда интернет был еще не у всех, где-то в 1990 году. Однажды со мной связались и спросили, не хочу ли я купить домен за 1000 долларов. Я возмутился и сказал жене, что не хочу иметь ничего общего с этим киберпреступником. Но она заплатила, и так у компании появилось доменное имя. Тогда это противоречило моим принципам, но, к счастью, моя жена гораздо умнее меня.

Вы уже тогда продавали дискеты?

Онлайн-курс "Бренд-менеджмент" від Laba.
Розберіться в комплексному управлінні брендом: від його структури до комунікації з аудиторією.Дізнайтесь принципи побудови бренд-стратегії, проведення досліджень і пошуку свого споживача.
Детальніше про курс

Тогда я занимался копированием дискет и даже не думал, что когда-нибудь буду продавать чистые дискеты. В 1980-х и начале 1990-х годов это был очень прибыльный бизнес. Лишь спустя какое-то время я начал продавать пустые дискеты: крупные компании сокращали их производство и люди искали альтернативу. А к тому времени мой бизнес на 90% был связан с копированием CD and DVD дисков. Сейчас все наоборот: 90% – это продажа пустых дискет.

Как возник ваш бизнес?

Я работал в Вашингтоне налоговым юристом. В какой-то момент начал сотрудничать с компанией из Калифорнии, которая занималась программным обеспечением и выполняла расчеты налогов. Я отказался от своей практики в Price Waterhouse и переехал в Калифорнию, где стал сотрудником маленькой фирмы Time Value Software.

Это было в начале 90-х. У меня абсолютно не было опыта работы с программным обеспечением, но я разбирался в налоговой сфере. И я планировал вместе с программистами разработать лучшее программное обеспечение.

Там я проработал около десяти лет. Мы выпустили несколько таких продуктов. В 90-х программное обеспечение распространялось с помощью 5,25- или 3,5-дюймовых дискет.

Онлайн-курс "Бренд-менеджмент" від Laba.
Розберіться в комплексному управлінні брендом: від його структури до комунікації з аудиторією.Дізнайтесь принципи побудови бренд-стратегії, проведення досліджень і пошуку свого споживача.
Детальніше про курс

Однажды мы заключили соглашение с компанией, для которой нам нужно было копировать сотни тысяч дискет. Мы привлекли подрядчиков, но это было дорого, долго, и качество было не такое уж хорошее. Потому мы решили купить собственное оборудование для таких случаев. К тому же мы могли бы самостоятельно копировать наше программное обеспечение для клиентов.

Как компания по программному обеспечению стала заниматься копированием?

Из-за специфики работы нашей компании мы использовали копировальное оборудование только раз в квартал. 89 дней подряд машины простаивали, а затем за день через них проходили тысячи дискет. В какой-то момент у меня возникла идея дополнительного заработка: я стал использовать эти машины для выполнения заказов других людей. Сначала час в день, потом два, потом все четыре и в конце концов, нанял сотрудников.

Я фактически работал в двух компаниях: одна занималась программным обеспечением, другая – копированием программного обеспечения. Кончилось тем, что я создал floppydisks.com. Сейчас у нас работает три сотрудника, и мы продолжаем тиражировать CD и DVD, но большую часть дохода получаем от продажи чистых дискет.

Мы поговорили с последним продавцом дискет. Вы удивитесь, но они все еще пользуются спросом

Почему столько внимания дискетам? Почему бы не работать с другими носителями?

Сначала я думал, что мы будем работать только с дискетами, не с CD. Потом, когда мы занялись и ими, я говорил, что никогда не буду связываться с DVD. И вот прошло несколько лет, и вот я дублирую и DVD. Я просто слежу за тем, что хотят клиенты.

Когда меня спрашивают: «Почему дискеты?», у меня есть простой ответ. Все решили, что эта ниша умирает. Но поскольку у меня уже было оборудование, я решил оставаться здесь. Число пользователей дискет со временем уменьшилось, однако количество производителей уменьшалось быстрее. И таким образом, эта ниша стала перспективной.

Сколько дискет у вас на складе сейчас?

Не так много, как хотелось бы, около полумиллиона. У нас есть разные варианты: 3,5-дюймовые, 5,25-дюймовые, 8-дюймовые и некоторые довольно редкие. Также мы начали заниматься переработкой дискет: люди посылают старые дискеты нам, а не выбрасывают на свалку. Меня действительно удивляет, сколько мы их получаем: иногда это 1000 дисков в день.

Мы поговорили с последним продавцом дискет. Вы удивитесь, но они все еще пользуются спросом

Какой тип дискет пользуется наибольшим спросом? А какие самые ценные?

 

Наиболее популярная – стандартная чистая дискета размером 3,5 дюйма 1,44 МБ. Я бы сказал, что самые ценные сейчас дискеты двойной плотности 720 Кб. Конечно, есть специальные 8-дюймовые, на которые очень небольшой спрос и их мало у нас. Они совершенно незаменимы. То же самое можно сказать о 5,25-дюймовых с четырехкратной плотностью.

 

Вы упомянули, что количество компаний, все еще поставляющих дискеты, существенно уменьшилось. Остались ли еще кто-нибудь на этом рынке?

 

В последний раз я приобрел у производителя около двух миллионов дискет где-то 12 или 10 лет назад. Сейчас мы практически живем за счет этого запаса. Иногда мне очень везет: пару лет назад позвонил парень и сказал: «У моего дедушки куча хлама в гараже, может, вы бы его приобрели?» Конечно, я заинтересовался. Мы долго торговались, но, наконец, все получили желаемое: он – пустой гараж и деньги, а я – около 50 000 дискет. Иногда какая-то компания убирает на складе и внезапно наталкивается на старые дискеты. Они находят мой сайт и продают их мне. Такое все еще происходит, потому я надеюсь оставаться в этом бизнесе минимум четыре года.

Кажется, что количество дискет все же ограничено. Это проблема?

Однажды я получил запрос из Нидерландов на полмиллиона дискет, и мне пришлось отказать, потому что я не мог предоставить такое количество. Кроме того, есть еще одна проблема. У меня много клиентов, которые со мной уже не первый год. Благодаря им я развивал бизнес, выплачивал ипотеку, платил зарплату сотрудникам.

И я хочу помогать им и дальше, поэтому распродать весь запас дискет – не слишком хорошая идея. Но я не знаю, сколько стоят мои запасы сейчас. 10 лет назад я покупал дискеты по 8-12 центов за штуку, но в последние годы они стали стоить 1 доллар за штуку, а диски двойной плотности 720 КБ даже 2 доллара. И трудно предположить, что будет дальше.

Кто ваши главные клиенты?

Больше всего в моем бизнесе заинтересованы люди из промышленности. Они же приносят больше всего денег. Представьте, что сейчас 1990 год, и вы строите какую-нибудь крупную промышленную установку. Вы рассчитываете, что она прослужит 50 лет, и вы хотите использовать самые лучшие доступные технологии. Тогда это была 3,5-дюймовая дискета.

Возьмем, например, авиационную отрасль. Думаю, половине авиационного парка в мире сегодня больше 20 лет, и она все еще нуждается в дискетах для авионики. Существует также медицинское оборудование, для которого требуются дискеты. Но самым крупным заказчиком из всех является, пожалуй, вышивальный бизнес: это тысячи машин, для которых нужны дискеты. А еще есть промышленные компании, использующие камеры Sony Mavica для съемки. Подавляющее большинство товара, который я продаю, предназначено для промышленного использования. Но есть и клиенты, которые покупают дискеты для своего хобби.

Мы поговорили с последним продавцом дискет. Вы удивитесь, но они все еще пользуются спросом

 

Интересно, если спрос на дискеты все еще есть, почему их прекратили выпускать?

Люди склонны полагать, что производство дискет похоже на производство CD и DVD. Если обобщить, то чтобы изготовить CD или DVD, нужно только залить пластик в большую машину и достать готовый диск. Но изготовление дискеты гораздо сложнее и требует больше усилий. Раньше, когда спрос был больше, был смысл это делать, но сейчас он уменьшился.

Кроме того, со временем все промышленные машины, все самолеты, все еще использующие дискеты, заменят. Как думаете, хотел бы кто-то потратить $25 млн на оборудование фабрики, чтобы проверить, сможет ли он изготовить дискеты, которые никто не делал уже 25 лет?

Вы с любовью говорите о дискетах. Интересно, что они значат для вас?

Дискета – очень совершенный, технический, стабильный, хорошо защищенный от хакеров способ получить относительно небольшие объемы данных. Я вырос в дни Sneakernet, и мы работали с информацией с помощью дискет. У них есть красота, элегантность. 

Я не коллекционер часов, но у меня есть такие друзья. На хорошо изготовленные часы приятно смотреть, даже несмотря на то, что они могут быть менее надежными, чем часы за $19. Это как произведение искусства. Просто подумайте о человеческих усилиях, которые требовались, чтобы их создать. То же можно сказать и о дискете.

Вы используете дискеты вне офиса?

Должен признать, что нет. Но бывает, что я беру их домой. Люди присылают нам диски, которые они нашли в своих ящиках. Они больше не могут их открыть, но хотят получить доступ к своей старой адресной книге, докторской диссертации или фотографиям, которые там есть.

Если у нас мало времени, я иногда переношу информацию из этих дискет дома, во время просмотра футбола. Иногда мы получаем очень милые письма: нас благодарят, говорят, что получили фото своей покойной бабушки или детей. Это важно для людей, потому мы этим занимаемся.

Вы когда-нибудь беспокоились, что потеряете данные во время процесса передачи?

Мы делаем все, что мы можем. Поощряем людей хранить свои данные разными способами. Дискеты не предназначены для длительного хранения, как и CD, DVD или USB-накопители. Если у вас есть важные данные, их не следует хранить в одном месте.

Похоже, начинается новая волна интереса к ретро-медиа. Мне интересно, наблюдаете ли вы ее признаки?

Люди обычно покупают диски для художественных проектов, а не для распространения программного обеспечения. Время от времени ко мне обращаются компании, которые занимаются играми и хотят переиздать какую-нибудь старую игру. Кстати, дискети часто используют в качестве бейджей на конференциях: тогда мы можем продавать этим людям те дискеты, которые не подлежат переформатированию. А это около 30%: некоторые из них, возможно, и можно было бы попытаться отформатировать, но у нас возникают сомнения в их качестве.

Мы поговорили с последним продавцом дискет. Вы удивитесь, но они все еще пользуются спросом

30% звучит как достаточно высокий уровень отказов. Можете рассказать что-нибудь о качестве различных дискет?

Сначала процесс производства дискет был не идеальным. Он значительно улучшился потом, когда их начали производить миллиардами. А в конце эпохи качество снова ухудшилось. Я бы сказал, что лучшие дискеты были сделаны между 1985 и 2000 годом.

Если их хранили в нормальных условиях, то они так же хороши, как и раньше. А половина дискет из последних партий, которые я покупал в Китае, оказалась нерабочей. Проблема в оборудовании: если это не популярный товар, вы не будете  тратить средства на ремонт, проще смириться с 30% брака.

Как проверить, пригодны ли к использованию дискеты, которые вы продаете?

Когда мы получаем дискеты, мы делаем копию и сравниваем с оригиналом, прежде чем отправить клиенту. Если это сработает у нас, то должно сработать у других людей. Кстати, даже в лучшие времена полпроцента отказов не было чем-то неслыханным. Если в середине 90-х вы покупали в магазине 50 штук, скорее всего одна или две из них не работали.

Возникал ли у вас соблазн продавать что-нибудь другое, не дискеты?

Нет. Мне 72 года я работал налоговым юристом, разработчиком программного обеспечения и дублировал CD/DVD. Кто любит судоку, кто кроссворды. Я просто люблю вставать по утрам, слушать вопросы и пытаться решать проблемы. А мой бизнес – это приключение, которое мне нравятся.

Как вы думаете, есть ли будущее у дискет?

Думаю, да, но они не возродятся, как винил. Людям нравятся проигрыватели и они еще долго будут восприниматься как очень нишевая и крутая вещь. А дискеты больше похожи на пишущие машинки. Это коллекционный предмет. Представьте себе, как тяжело сегодня было бы изготовить новую пишущую машинку. Хотя некоторые американские писатели говорят, что могут работать только на пишущей машинке.

Думаю, с дискетами будет нечто подобное. Вы не можете их заменить. Знаете этот анекдот, где к отцу приходит трехлетка с дискетой в руке и говорит: «Папа, папа, кто-то сделал 3D-модель команды “сохранить”»?


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: