Обзоры
Не лентой единой… 9 камкордеров в сравнении
16

Не лентой единой… 9 камкордеров в сравнении




Это стало уже хорошей традицией: каждый год в конце весны мы проводим тестирование наиболее популярных моделей камкордеров, чтобы в преддверии отпускной поры помочь "страждущим" видеолюбителям решить сложную проблему выбора модели, попутно оценить состояние отечественного рынка цифровых видеокамер, а также выявить тенденции его развития.


Надо сказать, что общая картина с каждым годом становится лучше: в последнее время
интерес пользователей к подобной технике существенно возрос, новые модели камкордеров
поступают в Украину довольно быстро, прилавки магазинов все реже напоминают "технические
заповедники", где можно встретить экземпляры устройств, принадлежащих к совершенно
разным поколениям цифровых видеокамер. Огорчает только одно — цены, они по-прежнему
на сотню-полторы долларов выше, чем, к примеру, в Европе или даже в России, что,
в общем-то, говорит о недоразвитости нашего рынка. И все-таки по-черепашьи медленно,
но уверенно стоимость базовых моделей камкордеров у нас "ковыляет" к
600-долларовой отметке.

Тенденции развития современных камкордеров

Большинство новых камкордеров все лучше и лучше обеспечивают функции фотосъемки. Так, многие базовые модели оснащаются более производительными, чем это необходимо для видеосъемки, ПЗС-матрицами (что позволяет получать как минимум одномегапиксельные статичные изображения), слотом для карт памяти, "башмаком" для вспышки. Кроме того, ряд устройств в режиме фотографирования может обеспечивать автобрекетинг, многоточечные системы фокусировки и запись коротких видеороликов в форматах MPEG-1, MPEG-4 или M-JPEG на карты памяти. Совсем недавно удивила Samsung, выпустив "трансформер" Duo Cam VP-D5000i, который "легким движением руки" превращается из 0,8-мегапиксельной видеокамеры MiniDV с 10-кратным Zoom-объективом в фотоаппарат, оснащенный ПЗС-сенсором с 4,13 млн. светочувствительных элементов и использующий при этом 3-кратную оптику.

Оценка
моделей
Основные
характеристики протестированных видеокамер

В начале этого года ряд производителей пополнил арсенал своей техники устройствами,
пишущими видео на 8-сантиметровые диски DVD. Как известно, первая подобная видеокамера
— DZ-MV100 — была представлена компанией Hitachi еще в конце 2000 г. К сожалению,
диски DVD-RAM, на которые данная модель вела запись видео, невозможно было воспроизвести
в большинстве обычных бытовых DVD-плееров или приводов DVD-ROM. Отныне эта проблема
устранена, и все новые аппараты Hitachi (DZ-MV350E, DZ-MV380E) и Panasonic (VDR-M30)
допускают запись видео на бланки DVD-R, а модели от Sony (DCR-DVD100/DVD200) поддерживают
еще и DVD-RW.

Основные удобства, которые сулит пользователям сохранение видео на DVD, — это произвольный доступ к отснятым сценам и легкость загрузки видеоматериала в компьютер путем обыкновенного копирования данных с диска, помещенного в DVD-привод. Кроме того, сами диски, несомненно, являются более износоустойчивыми, чем лента, поскольку в отличие от пленочных видеокамер DVD-камкордеры используют бесконтактный способ записи и воспроизведения. Они также не подвержены таким эффектам, как размагничивание и осыпание рабочего слоя. И все же недостатков у такого подхода — хоть отбавляй. Во-первых, DVD-камеры в сравнении с остальными камкордерами обычно потребляют больше энергии, а следовательно, должны снабжаться более энергоемкими, а значит, и более тяжелыми аккумуляторными батареями. Во-вторых, из-за крупных габаритов самого носителя практически невозможна дальнейшая миниатюаризация аппаратов. В-третьих, разработчикам приходится уделять много внимания проблеме фильтрации шумов, возникающих в ходе вращения диска. В-четвертых, видео в стандарте MPEG-2 (в котором обычно ведется запись в таких камерах) весьма плохо поддается дальнейшей редакции на ПК без специальных преобразований либо без использования дополнительной аппаратуры. И наконец, в-пятых, стоимость одного 8-сантиметрового диска в Украине по сей день остается довольно высокой (от $9 за DVD-R до $36 за DVD-RAM, что ощутимо больше, чем цена кассеты MiniDV).

Исходя из этого, сегодня вряд ли можно назвать этот стандарт перспективным. Скорее всего, подобные модели — это дань моде, некоторая переходная форма к более совершенным устройствам, способным сохранять медиаданные на карты флэш-памяти. Как бы в доказательство этих слов Matsushita недавно представила миниатюрное оригинальное устройство Panasonic D-snap SV-AV20, позволяющее записывать фото и видео на карту памяти SD. Таким образом, дальнейшее развитие бытовых цифровых видеокамер, вероятнее всего, будет напрямую зависеть, во-первых, от успехов в деле удешевления и повышения емкости карт флэш-памяти и, во-вторых, от совершенствования алгоритмов сжатия видео.

Правда, не стоит сбрасывать со счетов высокоемкие диски типа Blu-ray Disc (их иногда называют наследниками DVD), над созданием которых ныне работают некоторые производители. Такой стандарт записи сможет обеспечить 8-сантиметровому бланку емкость более 5 GB. Однако по какой цене будут предлагаться поддерживающие их устройства, пока неизвестно, да и вряд ли это сможет существенным образом изменить нынешнее положение дел.

Но наивно полагать, что все сведется к одному стандарту и мы с ужасом будем вспоминать муки выбора между Digital8, MiniDV, MicroMV, DVD-RAM и другими. Напротив, нас ожидают войны стандартов похлеще нынешних. Все предпосылки для этого имеются уже сегодня. Так, Sony продолжает упорно настаивать на MemoryStick, выпустив карту с суффиксом Pro и емкостью 1 GB. Укрепляет свои позиции и альянс разработчиков SD-карт, активным членом которого является Matsushita, также представившая недавно гигабайтовый носитель. Olympus совместно с Fuji, проталкивая xD-Picture Card, обещают к 2005 году довести их емкость до 8 GB. Не собираются сдавать свои позиции и сторонники CompactFlash, уже сегодня доступны носители 4 GB, правда, по баснословной цене, а максимально возможная емкость Compact Flash находится в пределах 200 GB. Какие стандарты в будущем изберут для своих камкордеров те или иные разработчики — остается только гадать, хотя определенные тенденции заметны уже сегодня, достаточно обратить внимание на то, какими разъемами для карт памяти снабжают производители свои модели видеокамер.

И последнее. Похоже, предсказаниям, предвещающим преждевременную смерть стандарту Digital8, не суждено сбыться. Sony по-прежнему с завидной периодичностью продолжает обновлять камеры этого типа, и, очевидно, они находят своего пользователя — экономного, расчетливого, ностальгирующего по стандартам Video8/Hi8 и любящего большие и грубоватые вещи.

Впрочем, хватит о тенденциях, пора представить наших очаровательных конкурсанток.

Как мы тестировали

Предлагаем вашему вниманию шесть критериев, по которым мы сравнивали работу видеокамер. Каждый из них оценивался по 10-балльной системе. При выведении итоговых баллов оценки суммировались.

1. Как известно, "встречают по одежке", а посему вначале мы проводили оценку общих функциональных возможностей моделей. При этом особое внимание обращалось на скорость трансфокации объектива, быстроту автофокусировки, возможность наведения на резкость в условиях плохой освещенности.

Ряд вопросов касался объектива камеры. Прежде всего из технических характеристик мы выясняли, какова светосила оптики. Не вдаваясь в технические подробности, напомню, что под светосилой объектива понимается отношение освещенности изображения на светочувствительной поверхности (пленке, матрице и т. д.) к яркости снимаемого объекта. Для современной просветленной фотооптики принято считать, что светосила Zoom-объектива равна минимальным значениям его диафрагмы при крайних положениях трансфокатора.

2. Исходя из собственного опыта работы с цифровыми и аналоговыми видеокамерами, мы оценивали удобство управления аппаратов, интуитивность их интерфейсов. Естественно, этот тест носит несколько субъективный характер, поскольку со временем можно привыкнуть к любым решениям, тем не менее за долгие годы развития и эксплуатации камкордеров уже сформировался ряд определенных неписаных "уставов и правил", нарушать которые — значит, причинять определенные трудности пользователям. Таким образом, цель данного испытания, точнее даже сказать, наблюдения, состоит в том, чтобы хотя бы предположить, насколько быстро неподготовленный человек без посторонней помощи сможет приступить к съемке, а также найти и разобраться с основными функциями видеокамеры.

3. Чтобы выяснить, как много деталей фиксирует видеокамера на получаемом снимке, мы оценивали разрешающую способность системы объектив/матрица. Более всего хотелось узнать, насколько объектив "мылит" изображение в короткофокусном положении, так как при максимальных значениях фокуса коэффициенты масштабирования кадра рассмотренных моделей существенно разнятся. Тест выполнялся путем съемки штрихового оригинала на одинаковом расстоянии от передней линзы (1,5 м), изготовленного посредством вывода на фотонаборный автомат (с разрешением 4800 dpi) векторного файла. Отметим, что в этом тесте у наших подопечных мы задавали полностью автоматические режимы для баланса белого и фокусировки. Соответствующий видеоряд захватывался в компьютер и произвольным образом из него выбирался отдельный кадр. Полученное изображение подвергалось деинтерлейсингу и переводилось в режим Grayscale, оптимизировались его яркость и контрастность, повышалась резкость. После чего мы визуально оценивали разрешающую способность и выставляли камкордерам соответствующие баллы (замечу, что на компакт-диске даны фактически "исходники" для всех изображений).

4. Далее мы сравнивали результаты работы автоматики видеокамер по определению баланса белого. Всегда особый интерес представляют снимки одного и того же набора цветных предметов при одинаковых условиях освещенности. Созданный натюрморт мы освещали двумя источниками Hensel Studiotechnik Contra E250 через софтбоксы. Вначале в камерах выставлялся автоматический баланс белого, затем, если возможно, — для ламп накаливания, а на заключительном этапе точка белого захватывалась вручную. На диске приведены тестовые кадры лишь для WB Auto.

5. Далее мы оценивали динамический диапазон и цветопередачу путем съемки таблиц Kodak Gray Scale и Kodak Color Separation из набора Kodak Q-14. Оригиналы освещались тем же студийным светом, баланс белого и экспозиция определялись автоматически. Полученные снимки подвергались минимальной обработке средствами Adobe Photoshop и просматривались на откалиброванном мониторе.

6. И заключительной частью наших испытаний было выяснение оправданности цены той или иной модели. Отметим также, что съемки на улице в этот раз мы не проводили, поскольку, как показывает практика, почти все современные камкордеры с этой задачей справляются отлично.

Canon MV5iMC

Canon MV5iMC 
Цена — $1350
 +  Компактность, эргономичность,
запись видео на SD-карту в формате M-JPEG, ручное управление затвором, высокое
качество изображения, множество цифровых эффектов и переходов
 –  Высокая цена
 !  Стильная штучка — купив, не пожалеете!

Это самая маленькая модель камкордера
среди всех протестированных нами. Тем не менее она оборудована объективом, позволяющим
проводить 10-кратное масштабирование видеоизображения и 7-кратное увеличение картинки
при фотосъемке. Впервые среди видеокамер Canon модель MV5iMC снабжена функцией
сохранения коротких видеоклипов на карту памяти в формате Motion JPEG. Через интерфейс
USB либо с помощью специального ридера такие фрагменты легко загружать в компьютер
и отправлять по электронной почте. Кроме того, с помощью программы ArcSoft Video
Impression, идущей в комплекте, вы сможете проводить несложное редактирование
видеосюжетов. Благодаря наличию аналогового видеовхода аппарат позволяет осуществлять
прямую оцифровку и захват в компьютер старых видеозаписей без предварительного
сохранения их на пленку MiniDV.

Как цифровая фотокамера модель поддерживает стандарт Exif 2.2 (Exif Print), благодаря чему служебная информация, зафиксированная во время съемки, будет использована для оптимизации цветопередачи при выводе изображения на принтер. Кстати сказать, аппарат совместим с принтером Canon CP-10 для прямой печати.

Как и большинство рассмотренных здесь моделей, MV5iMC позволяет проводить запись звука в двух режимах — 16- и 12-разрядном. Звук 16 bit обеспечивает высокое качество аудиоматериала, однако в дальнейшем не дает возможности пользоваться встроенной функцией наложения дополнительного аудиоряда. В режиме 12 bit доступны 2 стереоканала, при этом запись звука осуществляется только на один, второй же применяется для добавления фоновой музыки, голосовых комментариев и т. д.

Камера MV5iMC предлагает множество цифровых эффектов, обычно применяемых лишь на этапе компьютерной обработки. К примеру, вы можете начинать или заканчивать видеофрагменты постепенным вводом или выводом изображения из черного фона, вытеснять сцены шторкой, поворотом, зигзагом, приливом и т. д. Кроме того, легко придать определенный художественный стиль вашим записям, например: живопись, черно-белый, сепия, мозаика, зеркальный и т. д. Доступны также несколько вариантов многокадрового изображения. Можно производить микширование статичных изображений, отснятых на карту памяти, с видеорядом по chromakey или по lumikey. Заслуживает внимания и функция ночной съемки, позволяющая получать высококачественные изображения при слабой освещенности.

Для расширения функций камеры дополнительно можно приобрести широкоугольный конвертер WD-28, телеконвертер TL-28, набор фильтров FS-28U, автомобильное зарядное устройство CBC-NB2, переходный кронштейн SA-1 для использования внешней вспышки либо выносного стереомикрофона и другие аксессуары.

Механизм подачи кассеты MV5iMC раскрывается мягко, его "поведение" при захвате носителя и издаваемый при этом звук характерны для последних моделей цифровых видеокамер Canon. Подготовка к работе и наводка на резкость осуществляются быстро. В целом камера произвела на нас очень приятное впечатление.

Canon MV550i

 Canon MV550i
Цена — $1100
 +  Эргономичность; оригинальный
дизайн; ручное управление затвором; платформа для аксессуаров; аналоговый вход/выход
 –  Размерность ПЗС-матрицы только 540 тыс.
пикселов; высокая цена
 !  Молодежный камкордер

Камера Canon MV550i вот уже целый год
присутствует на нашем рынке. Она имеет компактные размеры, стильный, можно сказать,
молодежный дизайн и будет неплохим выбором для начинающего видеолюбителя. Камкордер
позволяет проводить 22-кратное оптическое масштабирование изображения. Буква "i"
в названии модели говорит о том, что аппарат снабжен цифровым видеовходом. Помимо
него, имеются также и аналоговые композитный и компонентный видеовходы/выходы.

Данная модель обеспечивает практически те же самые режимы съемки, а также функции по микшированию изображений и аудиодубляжу, что и предыдущая камера, однако набор цифровых эффектов и переходов в этой камере значительно беднее, чем в MV5iMC. Среди переходов наличествуют лишь вытеснения горизонтальной и вертикальной шторками, а также мозаика, среди художественных стилей доступны живопись, черно-белый, сепия и мозаика. Правда, присутствуют все те же варианты многокадрового изображения — "4/9/16 в одном".

Аппарат демонстрирует великолепную эргономику. Управление воспроизведением ведется с помощью крупных кнопок, расположенных в верхней части левой панели. К числу оригинальных функций следует причислить изменение цвета их подсветки. Переключение в режим ручной фокусировки происходит по нажатию одной-единственной кнопки, а не путем долгих блужданий по лабиринтам системного меню. Также легко в любой момент съемки внести поправку в экспозицию.

Особый интерес у опытных видеолюбителей вызовет возможность вручную задавать скорость затвора — всего доступно восемь значений в диапазоне от 1/50 до 1/8000. Новичкам, несомненно, придется по душе полностью автоматический режим съемки типа "зеленая зона", в котором практически невозможно случайно изменить параметры, установленные автоматикой.

К сожалению, камкордер оснащен всего лишь 0,54-мегапиксельной матрицей с чересстрочной разверткой, однако в фоторежиме для получения качественного изображения используются прогрессивное сканирование и механический затвор. Для записи фотоснимков аппарат снабжен разъемом для карт памяти типа MMC/SD и комплектуется носителем MMC емкостью 8 MB.

Камера MV550i оснащена дополнительными функциями для увеличения продолжительности записи на одну кассету. В режиме ESP применяется 2-кратное сжатие изображения, в режиме ELP — 3-кратное. Таким образом, в режиме ELP 80-минутная кассета сможет вместить до 4 ч видео, то есть втрое больше, чем в обычном режиме.

Отдельно можно приобрести осветительную лампу VL-3 и высокочувствительный направленный микрофон DM-50. Устанавливаются они на площадку для аксессуаров и питаются от того же источника, что и камера, так что в этом случае расход энергии возрастает.

В заключение отметим, что на смену модельному ряду MV500/500i/530i/550i недавно пришли видеокамеры MV600/600i/630i/650i. При этом слегка изменился дизайн аппаратов — устройства "выросли" по высоте и приобрели более квадратную форму, но самое главное отличие — все они теперь используют 0,8-мегапиксельную ПЗС-матрицу вместо 0,54-мегапиксельной, которой были оснащены камеры предыдущего поколения.

Hitachi DZ-MV238E

Hitachi DZ-MV238E 
Цена — $1338
 +  Отличная эргономичность; бесконтактные
запись и воспроизведение; великолепные инструменты встроенного редактирования;
удобство навигации по диску; прекрасное качество звука (поддерживается Dolby Digital)
 –  Довольно большие габариты; повышенное энергопотребление;
высокая стоимость носителей
 !  Весьма удобно, но на любителя

Данный аппарат относится ко второму поколению
DVD-камер Hitachi и уже позволяет записывать видео как на диски DVD-RAM, так и
на DVD-R. Кроме того, по сравнению с прабабушкой DZ-MV100E он начал быстрее готовиться
к работе, ощутимо уменьшился в весе и, что не может не радовать, в цене, менее
заметными стали шумы дисковой подсистемы, улучшилось качество USB-драйверов. Однако
все равно в сопоставлении с современными моделями видеокамер MiniDV устройство
DZ-MV238E выглядит более громоздким. Кроме того, не красит его и довольно большой
ионолитиевый аккумулятор емкостью 1400 мА·ч.

DZ-MV238E обеспечивает практически все функции, характерные сегодня для класса потребительских камер: выбор автоматических режимов съемки для типичных условий освещенности, наличие ручного фокуса и экспозиции.

Интерфейс FireWire не поддерживается, поскольку нет необходимости передавать данные в компьютер в режиме реального времени. К ПК аппарат подключается через порт USB, при этом все кнопки камкордера блокируются, и после установки соответствующих драйверов в папке Мой компьютер появляется дополнительный оптический дисковод.

Все диски используются в специальном пластиковом боксе, фиксирующем положение носителя в аппарате. Перед их вставкой/извлечением необходимо отключить питание устройства.

Аппарат снабжен черно-белым видоискателем, имеет удобную и оригинальную систему меню, для навигации применяется кнопка-джойстик. Благодаря системе Disc Navigation можно воспроизводить записанные сцены и фотоизображения в произвольном порядке путем группировки их в специальные плей-листы. На ЖК-мониторе выводится первый кадр каждой записи, что позволяет с помощью кнопки-джойстика выбрать нужный фрагмент и по нажатиb Enter тут же перейти к его просмотру. Если вы используете диск DVD-RAM, то любой сюжет может быть тут же удален или разделен на части. Кроме того, такой носитель позволит легко скомбинировать несколько сцен в одну. Случайная перезапись отснятых ранее сюжетов полностью исключена, поскольку принцип записи на диск заключается в задействовании свободных зон без затрагивания существующих данных.

Диски DVD-RAM дают возможность воспользоваться тремя степенями компрессии видео — Fine (аппаратная компрессия MPEG-2, размер кадра — 704 576, скорость потока — 6 Mbps), Stnd (аппаратная компрессия MPEG-2, размер кадра — 704 576, скорость потока — 3 Mbps) и Extra Fine, в последнем случае применяется запись с переменным битрейтом, что позволяет на одной стороне диска сохранять до 36 минут видео высшего качества.

Двусторонний DVD-RAM допускает многократную перезапись диска (до 100 тыс. раз) и вмещает от одного до двух часов видео в зависимости от выбранного режима. На такой носитель можно записать до 1998 снимков с разрешением 1024 768. Не инициализированный диск DVD-RAM потребует форматирования. Бланк DVD-R поддерживает лишь однократную запись (перезапись исключена) и, кроме того, в отличие от DVD-RAM является односторонним, а следовательно, значения прочих упомянутых показателей уменьшаются для него соответственно в два раза. Зато такие диски, как мы уже упоминали, можно воспроизводить в обычных DVD-проигрывателях и приводах DVD-ROM.

Система масштабирования кадра работает мягко и послушно, стабилизатор изображения весьма эффективен, наводка на резкость осуществляется быстро.

Доступен ряд незатейливых спецэффектов, есть возможность создания и наложения титров. Имеется краткая инструкция на русском языке. Зарядка аккумуляторов осуществляется в корпусе камеры при подключении к нему питания через сетевой адаптер.

Заметим также, что новая модель DVD-камкордера DZ-MV380A, которая была представлена в начале этого года, но еще не дошла до прилавков наших магазинов, в отличие от рассмотренной выше уже поддерживает интерфейс USB 2.0.

JVC GR-DVP7EG

JVC GR-DVP7EG 
Цена — $1415
 +  Оригинальный дизайн; компактность;
ручное управление затвором; поддержка клипов MPEG-4 и файлов MP3; возможность
использования в качестве Web-камеры
 –  Неэргономичная система навигации по меню;
малоемкий аккумулятор, идущий в комплекте; высокая стоимость
 !  Стильным мира сего!

Аппарат имеет вертикальную компоновку
и довольно оригинальный дизайн — корпус черного цвета выполнен из сплава магния
и алюминия, в качестве крышки для объектива используется подвижная металлическая
шторка. Основные управляющие элементы размещены на задней панели строго посередине
корпуса. Трансфокация объектива осуществляется с помощью специального кольца,
в центре которого располагается кнопка инициализации записи.

В отличие от предыдущих моделей этой серии данный аппарат снабжен цветным видоискателем. Управляющее меню организовано вполне продуманно, однако навигация по его пунктам выполняется посредством довольно тугих псевдосенсорных кнопок, расположенных под ЖК-монитором. Возможно, со временем они разработаются, но поначалу их использование сопряжено с определенными неудобствами.

Встроенный процессор SuperHighBand позволяет получать разрешение до 530 ТВ-линий, он восстанавливает широкополосные составляющие видеосигнала, которые в бытовых камкордерах обычно утрачиваются. Весьма эффективна при высоких степенях увеличения кадра и система электронной стабилизации изображения Digital Image Stabilizer.

Фирменная функция JVC Color Night Scope поможет получить довольно качественную цветную картинку при плохом освещении, однако при этом, естественно, не удастся избежать ее смазывания при быстром перемещении объектов, поскольку съемка происходит на медленном затворе.

Еще одна интересная функция DV Navi дает возможность создавать индексированные библиотеки эпизодов, фиксируя на карте памяти начало каждого фрагмента. Кроме того, аппарат обладает завидным арсеналом цифровых эффектов, фейдеров и монтажных функций (включая вставку отдельных эпизодов).

Для уменьшения количества дефектов при цифровом увеличении кадра применяется процедура сплайн-интерполяции, позволяющая сглаживать границы объектов.

Среди прочих функций камеры JVC GR-DVP7EG следует выделить возможность сохранения видео на карту памяти SD в формате MPEG-4, легкость использования аппарата при подключении к компьютеру в качестве Web-камеры, а также доступность применения при аудиодубляже файлов MP3, которые предварительно нужно загрузить на SD-карту.

И наконец, можно еще более расширить функциональность аппарата, приобретя внешнюю вспышку, осветительную лампу либо микрофон с изменяемой диаграммой направленности. Все эти аксессуары устанавливаются на специальную площадку на верхней панели.

Среди замеченных недостатков следует отметить довольно шумную работу механизма подачи кассеты и малую емкость аккумуляторов, идущих в комплекте.

JVC GR-D30E

 JVC GR-D30E
Цена — $643
 +  Аналоговый вход; режим ночной
съемки; сравнительно невысокая цена
 –  “Чистая” видеокамера без функций фотосъемки
 !  Бюджетный камкордер

На сегодня это, пожалуй, одна из самых
дешевых камер MiniDV, причем не только среди аппаратов, представленных в обзоре,
но и вообще среди всех доступных сегодня на рынке. Кстати сказать, например в
России цена на эту модель опустилась ниже $500 (!). Да, не последнюю роль здесь
сыграл тот факт, что устройство уже снято с производства, но, тем не менее, это
не главная причина. Столь серьезное удешевление достигнуто вовсе не за счет качества
изображения.

Данный аппарат, можно сказать, создан в стиле "разумной экономии". Так, устройство использует черно-белый видоискатель, не имеет никаких разъемов для карт памяти и платформы для крепления дополнительных аксессуаров. В общем, "чистая" видеокамера, и при этом снимает она очень неплохо.

Более того, как камкордер JVC GR-D30E ни в чем не ущемлен. К примеру, модель оборудована аналоговым A/V-входом, поддерживает режим ночной съемки Digital Colour NightScope, позволяющий получать цветное изображение практически при полном отсутствии освещенности, содержит ряд фирменных спецэффектов и фейдеров.

Система трансфокации работает плавно, фокусировка происходит быстро, хотя и не всегда без ошибок. К механизму приема кассеты также особых претензий нет. А если учесть, что аппарат оснащен полноценной 0,8-мегапиксельной ПЗС-матрицей и 16-кратным объективом, то можно смело сказать, что это настоящий бюджетный камкордер.

Panasonic NV-GX7

Panasonic NV-GX7 
Цена — $1182
 +  Оптика Leica Dicomar; поддержка
USB 2.0; запись видео на SD-карту в формате MPEG-4; функции Tele Jump и Quick
Start; эргономичное управление
 –  Весьма шумный трансфокатор
 !  Если есть возможность, нужно покупать не
задумываясь!

Данный аппарат серии e.cam был представлен весной прошлого года. Он имеет современный
компактный дизайн; округлые эргономичные формы корпуса способствуют удобному удержанию
камеры в руке. Устройство оснащено высококачественной оптической системой Leica
Dicomar и поворотной вспышкой для портретной и пейзажной фотосъемки, обеспечивающей
функции компенсации "эффекта красных глаз" и управления мощностью светового
импульса.

Впечатляет эргономика аппарата: переход к ручным настройкам осуществляется в одно касание, имеются также возможности сохранения оных.

Хорошую цветопередачу и высокую четкость определяет специальный чип Pure Colour Engine. Он еще на ранней стадии формирования изображения преобразует данные с дополнительного цветового фильтра в RGB-сигнал, обеспечивая отличное воспроизведение цвета в проблемных красном и синем каналах.

Устройство поддерживает функцию диктофона (Voice recorder), позволяющую записывать голос на карту памяти SD, а также два режима сохранения на упомянутый носитель видеоизображений с монозвуком в формате MPEG-4 с целью дальнейшего применения их в Internet (для передачи по электронной почте или использования на Web-страницах). Кстати, длительность подобных аудио- и видеофрагментов ограничивается только емкостью карты памяти.

NV-GX7 — единственный из всех рассмотренных нами камкордеров, который поддерживает интерфейс USB 2.0, в результате чего передача данных с карты памяти может осуществляться со скоростью свыше 12 Mвps. По заверениям разработчиков, существенно снижено также энергопотребление аппарата по сравнению с предыдущей моделью, ныне данный показатель равен 3,7 Вт.

Аппарат содержит весьма эффективный электронный стабилизатор изображения, поддерживает довольно полезный эффект PiP (картинка в картинке), оборудован микрофоном с изменяющейся диаграммой направленности. Кроме того, нельзя не отметить такие весьма нужные функции, как Colour Night View — для обеспечения съемки при слабой освещенности (до 1 лк) с улучшенной цветопередачей (реализована путем накопления света, т. е. при медленном затворе), а также Tele Jump, позволяющую осуществлять мгновенное 1,3-кратное оптическое масштабирование изображений практически без ухудшения качества картинки. Процедура быстрого старта (Quick Start) поможет вам не упустить важный момент и моментально начать съемку.

Встроенная функция динамической компенсация фонового освещения улучшает проработку деталей как самого объекта, так и фона при любых условиях освещенности.

Приобретаемый отдельно адаптер Bluetooth VW-BT1C позволит осуществлять беспроводную загрузку фотоизображений и отдельных стоп-кадров в компьютер в радиусе до 10 м. К камере можно также подключить специальный видеопринтер для прямой печати изображений с карт памяти.

Автофокус отрабатывает небыстро, но зато практически всегда правильно. Система трансфокации объектива довольно шумная. Механизм приема кассеты функционирует стабильно и плавно, без лишних толчков. В целом — великолепное многофункциональное устройство.

Samsung VP-D530Ri

Samsung VP-D530Ri 
Цена — $995
 +  Простота использования; оригинальный
дизайн; наличие стильных аксессуаров; съемка в полной темноте Night Capture; режимы
Easy-Q/Custom-Q
 –  Резкая работа механизма трансфокации; отсутствие
аналоговых входов; высокая цена
 !  Отличное приложение к букетику фиалок для
любимой!

Красный, помадный, цвет корпуса данной
видеокамеры и огромное количество рекламы на каждом углу однозначно говорят о
том, что этот аппарат адресован женщинам. Скромные габариты модели позволят ей
удобно разместиться в нежной руке, а небольшая масса исключит усталость. Правда,
утверждать сегодня, что это самая маленькая модель камкордера в мире, я бы, конечно,
не стал — представленный выше Canon MV5iMC примерно в полтора раза меньше. Но
зато ряд оригинальных аксессуаров, идущих в комплекте, делают Samsung VP-D530Ri
действительно неплохим выбором.

Так, говоря об эргономике аппарата, нельзя не обратить внимания на специальную шарнирную платформу с наладонным ремешком, которая идет в комплекте. Несомненно, она создаст комфортные условия при съемке. Но есть и обратная сторона медали — установка такого переходного кронштейна затрудняет извлечение кассеты. Впрочем, слабому полу не привыкать: данный аксессуар сродни высокому каблуку — за красоту и привлекательность нужно платить, использование стильных штучек всегда связано с "мелкими" неудобствами.

Очевидно, морально компенсировать эту неприятность призвана оригинальная модная сумочка-чехол, которую можно носить как на плечевом, так и на поясном ремне (последний, естественно, приобретается отдельно, например вместе с джинсами и "шевролетом").

Как и многие видеокамеры Samsung, модель VP-D530Ri поддерживает режимы Custom Q и Easy Q, включаемых по нажатию одноименных кнопок на правой панели. Первый из них служит для сохранения ряда настроек пользователя (программы автоэкспозиции, баланса белого, возможности цифрового масштабирования, видеоэффектов и др.) и их быстрого вызова. Второй позволяет моментально вернуться к стандартным установкам камеры, а новичку — с ходу приступить к съемке.

Обратите внимание, что аппарат снабжен только DV-входом, аналоговые входы не поддерживаются.

Подобно большинству видеокамер Sony модель VP-D530i оснащена интегрированным источником инфракрасного излучения, обеспечивающим съемку в полной темноте (0 лк). Для его включения следует воспользоваться элементом управления Night Capture, расположенным на верхней панели устройства. Здесь же находятся платформа Smart Shoe для установки дополнительных аксессуаров и встроенный PCM-стереомикрофон.

Помимо этого, аппарат снабжен цветным видоискателем, выдвижной окуляр которого оснащен механической системой коррекции диоптрий, множеством ручных настроек, цифровых эффектов и автоматических программ съемки. Для быстрого выбора нужных параметров служит колесо-кнопка, расположенное на задней панели. Здесь же размещаются четыре сенсора для управления проигрыванием записанных изображений. В режиме воспроизведения они подсвечиваются голубым цветом. Откидной ЖК-монитор, созданный по технологии Trans Reflective, обеспечивает великолепное отчетливое изображение даже при интенсивном внешнем освещении.

Камера не имеет разъемов для карт памяти, однако напомню что, версия этого аппарата под названием VP-D590i работает с Memory Stick (в комплект входит носитель емкостью 8 MB).

Системе трансфокации объектива явно недостает плавности. Зато порадовал механизм приема — по манере работы он очень напоминает подобные решения для аппаратов Sony c вертикальной компоновкой. Поведение автофокуса также не вызвало особых нареканий.

Samsung VP-D85i

Samsung VP-D85i 
Цена — $676
 +  Съемка в полной темноте Night
Capture; режимы Easy-Q/Custom-Q; отличное соотношение цена/ производительность
 –  Отсутствие аналоговых входов
 !  Рабочая лошадка

По дизайну и функциям — это типичный пример современной бытовой видеокамеры:
привычная горизонтальная компоновка, средние размеры, позволяющие снабдить устройство
удобными управляющими элементами, отсутствие дизайнерских изысков. В общем, аппарат
предназначен именно для съемки, а не для имиджа: полноценная 0,8-мегапиксельная
ПЗС-матрица, 10-кратная оптика, довольно эффективный электронный стабилизатор
изображения.

Во внешнем виде и в ряде функций модели угадывается "фантомное" присутствие Sony. Так, аппарат снабжен разъемом для карт памяти типа Memory Stick (в комплект входит носитель емкостью 8 MB), имеет режим Night Capture, позволяющий снимать в полной темноте благодаря включению инфракрасной подсветки.

Как и предыдущая модель Samsung, VP-D85i поддерживает только DV-вход, аналоговые входы отсутствуют. Вероятно, в целях экономии аппарат оснащен черно-белым видоискателем. Обеспечивается ручная и автоматическая фокусировка, имеется около десятка различных спецэффектов. Среди интересных цифровых эффектов можно выделить режим PiP, при котором на основной экран накладывается дополнительное окно небольших размеров. Эта функция необычайно полезна при использовании цифрового масштабирования изображения: в маленьком кадре цифровое увеличение не действует, благодаря чему при высоких степенях масштабирования вы получаете более ясное представление о том, что именно в данный момент у вас отображается на "большом экране".

На верхней панели расположена платформа SmartShoe для установки аксессуаров, имеется разъем для использования внешнего микрофона. Фирменный режим Custom Q позволит сохранять пользовательские настройки и в любой момент в одно касание загружать их снова. Функция Easy Q значительно облегчит работу с камерой начинающему видеолюбителю.

К системе трансфокации объектива особых претензий нет, фокусировка на объекте происходит не быстро, но довольно точно, подача кассеты осуществляется плавно, без рывков.

Sony DCR-TRV340E

Sony DCR-TRV340E 
Цена — $766
 +  Совместимость со стандартами
Hi8 и Video8; множество программ съемки и цифровых эффектов; цифровой монтаж;
“интеллектуальная” площадка для аксессуаров; функция Super NightShot ; доступная
цена
 –  Черно-белый видоискатель; большие габариты
и масса
 !  Неплохой выбор для владельцев аналоговых
аппаратов Video8/Hi8

Модель оснащена цветным 2,5-дюймовым ЖК-экраном,
черно-белым видоискателем, "интеллектуальной" площадкой для установки
аксессуаров (с возможностью подключения термосублимационного видеопринтера), электронным
стабилизатором изображения Super Steady Shot.

Как и все аппараты стандарта Digital8, TRV340E воспроизводит ленты, записанные в системе Hi8 и Video8. К сожалению, устройство не допускает явным образом задавать диафрагму и скорость затвора (разве что доступны четыре значения в режиме Slow Shutter), зато позволяет вносить поправки в экспозицию.

Ионолитиевый аккумуляторный блок поддерживает технологию Stamina, обеспечивающую обмен данными с камерой о текущем энергопотреблении, что дает возможность лучше спланировать процесс съемки.

В модели традиционно для стандарта отсутствует ручная установка баланса белого. Тем не менее устройство обладает многими функциями полноценного цифрового аппарата и позволяет записывать снимки на карту памяти Memory Stick (в комплект входит носитель емкостью 8 MB) в формате JPEG с тремя степенями сжатия, выполнять непрерывную покадровую съемку, создавать мультиэкранную картинку из девяти неподвижных изображений с периодичностью фотографирования 0,5 с.

На карту памяти можно записывать и короткие видеоклипы в формате MPEG-1. Более того, камера позволяет считывать движущиеся изображения с ленты и записывать их на Memory Stick в формате MPEG-1 с качеством, приемлемым для передачи видео через Internet. Традиционно поддерживается технология Super NightShot.

Аппарат позволяет также использовать несколько видов стандартных русифицированных титров и создавать свои собственные.

Используя PB Zoom, можно увеличивать подвижные изображения, записанные на ленте, и даже перезаписывать их на ленту или копировать на Memory Stick. Однако заметим, что кадры, увеличенные с помощью PB Zoom, не передаются в реальном времени через порт DV Out.

Модель допускает ручное управление фокусировкой, поддерживает функции аудиодубляжа, а благодаря наличию входов A/V и S-Video ее можно с успехом применять для оцифровки аналоговых видеозаписей.

Системы трансфокации, фокусировки, приема кассеты не вызывают никаких нареканий.

Анализ результатов

Съемка штрихового оригинала


При съемке штрихового оригинала модель Panasonic NV-GX7 продемонстрировала
идеальную четкость изображения — никаких завалов ни в центре кадра, ни по краям.
Явлений дисторсии (подушкообразных искажений) также не обнаружено, причем при
любых положениях фокуса. В общем, альянс Leica + Matsushita в очередной раз подтвердил
свою высокую репутацию.

Близкими к лидеру этого теста были Canon MV5iMC и Sony DCR-TRV340E, однако на пути к центру радиальные линии миры на их кадрах рановато слились в однородную серую массу.

Довольно хорошие результаты продемонстрировала и JVC GR-DVP7EG, однако на ее изображении со строгой периодичностью появлялись широкие интерференционные полосы. Чуть меньше линий в центре кадра удалось рассмотреть у JVC GR-D30Е, однако интерференционных полос там не наблюдалось.

Примерно на одном уровне выступили обе камеры Samsung, заметно греша пестротой радужных интерференционных искажений. Похожие показатели были и у Hitachi DZ-MV238E: на ее изображении присутствовало меньше шумов, но разрешающей способности ей также не хватило.

Ну а хуже всех с этой задачей справилась Canon MV550i, изрядно замылив всю картинку.

Съемка натюрморта


Наиболее естественно цвета натюрморта передала JVC GR-DVP7EG, хотя и утратила
полутона на ракушках в центре кадра. Похожие результаты продемонстрировали JVC
GR-D30E и Canon MV550i, их цвета были более насыщенными.

Заметно перестаралась с теплотой Canon MV5iMC. Практически на одном уровне выступили Hitachi DZ-MV238E, Panasonic NV-GX7 и обе камеры Samsung — они значительно утеплили цветопередачу, зато сохранили при этом полутона на светлых и темных предметах. А Sony DCR-TRV340E неожиданно для всех ушла в красное, завалив баланс белого (заметим, ручных установок на этот случай в ней не предусмотрено).

Съемка таблиц Kodak Q-14

Этот тест оказался для наших пациентов самым сложным, по сути, ни один камкордер не справился с ним на должном уровне. Неплохой динамический диапазон у Sony DCR-TRV340E, но традиционный уход в красное не позволил ей получить наивысшую оценку.

Очень неплохо "отстрелялась" Hitachi DZ-MV238E, однако разницы в цвете для крайних черных квадратов практически не наблюдается. Примерно на те же грабли "наступали" и обе камеры Canon и JVC GR-DVP7EG, только с еще большей "интенсивностью". А последняя вдобавок подпортила картинку избытком маженты. На таком же уровне выступила и ее "сестра" — JVC GR-D30E, вот только с балансом белого у нее как раз было все в порядке.

Заметно просчитались с экспозицией обе модели Samsung и Panasonic NV-GX7, правда, последняя, как всегда, продемонстрировала великолепную четкость изображения.

Выводы и награды

Итак, единоличным лидером наших соревнований стала Panasonic NV-GX7, за что и награждается знаком "Выбор редакции. Лучшее качество". Практически все тесты говорят о том, что приобретя данный аппарат, вы никогда не будете сожалеть о довольно крупной сумме денег, которую за него придется выложить.

При смещении некоторых акцентов, например если вас в первую очередь интересует компактность модели, самое пристальное внимание следует обратить на Canon MV5iMC или на JVC GR-DVP7EG. В любом случае — это будет достойный выбор.

Ну и наконец, в целях экономии бюджета можно смело приобретать JVC GR-D30E, этот аппарат получает награду "Выбор редакции. Лучшая покупка".


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: