Обзоры
Nikon D300: бюджетный профи

Nikon D300: бюджетный профи


Поскольку у разных компаний существуют свои особенности позиционирования камер, выбор однозначных конкурентов Nikon D300 затруднен. Наверное, большинство читателей согласятся, что среди новых моделей это Canon 40D и Sony Alpha A700, а также Olympus E-3.

$2410

Класс: профессиональные цифровые фотокамеры DX-формата

Nikon D300: бюджетный профи

Технические характеристики

Матрица CMOS, 23,6×15,8 мм, кроп-фактор 1,5x

Млн пикселов Всего/эффективных 13,1/12,3

Максимальный размер кадра 4288×2848

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) 200–3200, Lo (эквивалент 100), Hi (эквивалент 6400)

Баланс белого Авто, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, солнечно, вспышка, облачно, тень, установка цветовой температуры, пользовательская предустановка по белой карте (с памятью на 4 значения).

Компенсация баланса белого Синий/янтарный +/-6, малиновый/зеленый +/-6

Видоискатель Пентапризма, охват кадра около 100%

ЖК-монитор TFT, 3", около 307 тыс. пикселов, VGA

Cкоростная съемка До 8 кадров/c (с дополнительной батареей)

Буфер 12 кадров RAW+JPEG

Диапазон выдержек 1/8000–30 с с шагом 1/3, 1/2, 1 EV, Bulb

Синхронизация со вспышками 1/250 c (до 1/8000 c в высокоскоростном режиме) Память CompactFlash Type I/ II, UDMA

Форматы файлов RAW (12, 14 бит, без сжатия, со сжатием, с потерями и без), JPEG (три степени сжатия, оптимизация по размеру или качеству), возможна запись RAW+JPEG, TIFF

Габариты (Ш×B×Г)
147×114×74 мм

Масса (без батареи, карты памяти, крышек байонета и монитора) 825 г

Вердикт Nikon D300: бюджетный профи

Высокое качество снимков; низкий уровень шумов в этом классе; большой ресурс затвора; пылевлагозащита корпуса; охват видоискателя 100%; отличный ЖК-дисплей; заряда аккумулятора хватает надолго; широкие возможности подстройки параметров; поставка полной версии Nikon Capture NX с первыми аппаратами

Завышенная цена на украинском рынке; особенности реализации работы с красным каналом заметны не только на портретах

Продукт предоставлен представительством Nikon в Украине

Nikon D300: бюджетный профи
Nikon D300: бюджетный профи

Конструктив Nikon D300: бюджетный профи

Камера внушает уважение: отлично собранный, солидный ухватистый корпус, подрезиненные колеса управления и крышки отсеков, хорошо читаемые индикатор и дисплей. В основе D300 скелет из магниевого сплава. Он защищает переработанную по сравнению с предыдущей версией начинку. Матрица стала CMOS и 12,3-мегапиксельной (при сохранении габаритов 23,6×15,8 мм). За обработку информации отвечает процессор EXPEED, который может не только создавать JPEG-файлы с минимальной компрессией, но и сжимать (с потерями и без) RAW-данные, а также способен оперировать 14-битовой информацией.

ЖК-дисплей заслуживает самых лестных отзывов. При диагонали 3" он отображает VGA-картинку (640×480). Оставим на совести маркетологов невинную шалость с подсчетом пикселов – с учетом R, G и B их окажется 307 тысяч, а значит, разрешение равно 270 dpi. Как и принято у Nikon, стекло закрыто легкосъемной пластиковой накладкой, защищающей его от повреждений. Габариты корпуса остались такими же, как в D200, элементы управления тоже почти не претерпели изменений. На задней панели сменилось назначение кнопок – теперь масштабирование при просмотре стало гораздо удобнее. Кроп-фактор составляет 1,5х в эквиваленте для кадра 35-миллиметровой пленки. Аппарат рассчитан на работу с объективами типа DX, G и D. Для оптики без встроенного микропроцессора необходимо указывать параметры объектива в меню, причем D300 позволяет запомнить сведения о девяти объективах.

Функциональность Nikon D300: бюджетный профи

Nikon D300: бюджетный профи
На нижней панели расположено закрывающееся резиновой крышкой гнездо для подключения бустера – в отличие от D200 теперь не требуется вынимать основную батарею

Возможности аппарата впечатляют: диапазон чувствительности простирается от 100 до 6400 единиц ISO, затвор отрабатывает выдержки от 1/8000 до 30 секунд с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV и ручную. Экспозиция замеряется при полностью открытой диафрагме с помощью 1005-пиксельного RGB-датчика. Фотограф может выбрать либо 3D цветовой матричный замер типа II, либо центровзвешенный, либо точечный (примерно 2% от площади кадра – в выбранной точке фокусировки или в центральной точке фокусировки, если установлен объектив без микропроцессора). Доступна коррекция экспозиции до ±5 ступеней.

Nikon D300: бюджетный профи
Корпус выполнен из магниевого сплава, он надежно защищает оптическую и электронную систему аппарата
Nikon D300: бюджетный профи
Высокоскоростной механический затвор имеет большой протестированный ресурс – 150 тыс. срабатываний
Nikon D300: бюджетный профи
Новая CMOS-матрица выполняет первичное подавление шумов, обеспечивая возможность съемки при слабой освещенности
Nikon D300: бюджетный профи
ЖК-экран камеры Nikon D200 – обратите внимание на дельтообразное расположение RGB-ячеек
Nikon D300: бюджетный профи
ЖК-экран Nikon D300 отличает не только VGA-разрешение, но и прямое (как в обычных мониторах) расположение ячеек
Nikon D300: бюджетный профи
Процессор EXPEED может обрабатывать 14битовые RAWданные, а также применять фильтр Dlighting в режиме реального времени

Баланс белого определяется 1005-пиксельным RGB-датчиком в автоматическом режиме, присутствуют также семь предустановок и возможность вручную указать нейтральный цвет, сняв серую карту. Все режимы имеют дополнительную ручную подстройку по двум осям (янтарный–синий и зеленый–пурпурный) до ±6 единиц.

Одно из замечательных новшеств в D300 – примененный впервые в индустрии 51-зонный датчик автофокуса Nikon Multi-CAM 3500DX (аналогичный используемому во флагманском D3). Он работает очень быстро и точно в довольно широком диапазоне освещенности, а фотограф может выбирать между режимами с 9, 21 или 51 точкой. Датчики, пятнадцать из которых крестообразные, расположены достаточно близко к краям кадра по длинной стороне.

Кадрирование и наводка на резкость производятся через видоискатель с почти 100%-ным охватом по матовому экрану BriteView II типа B с фокусировочными скобками и включаемыми линиями сетки.

Прошедший год ознаменовался появлением функции Live View в зеркальных камерах профессионального уровня. Nikon дебютировал на этом этапе гонки с D300 и D3. Новости, как говорится, две – хорошая и не совсем. Начнем с хорошей: в камере есть два режима Live View, названных ручным и штативным. В ручном фокусировка производится при поднятом зеркале, а значит, в момент наводки на резкость фотограф лишен возможности наблюдать за изменениями в кадре. При этом задействуется стандартный фазовый датчик, обеспечивающий лучшие результаты, особенно в условиях недостаточной освещенности. По правде говоря, именно такой режим логично было бы назвать штативным, поскольку с рук чаще снимают динамичные сюжеты, но оставим терминологические нюансы на совести производителя. Штативный режим реализуется на основе анализа контрастности объектов, поэтому зеркало не поднимается и картинка в момент фокусировки никуда не исчезает, но за это придется расплачиваться меньшей скоростью наводки на резкость. Вторая новость: экран не поворотный, что, невзирая на очень большие углы обзора, снижает практическую пользу режима Live View, зато обеспечивает производителю возможность представить в недалеком будущем обновленную модель.

При использовании стандартной батареи скорость в сериях достигает 6 кадров/с, а при подключении бустера MB-D10 с батареей ENEL4a (используемой также в D3) – 8 кадров/с. Обилие настроек позволяет смело заявить, что фотограф получает в свое распоряжение практически четыре разных аппарата – меняется почти все: и характер изображения, и то, как камера реагирует на действия пользователя. Переключение требует лишь нажатия нескольких кнопок, банки можно переименовывать для большего удобства. Не исключено, что именно по количеству банков пользовательских настроек разработчики сделали четыре слота для хранения захваченных значений баланса белого. Обладатели HD-телевизоров смогут просматривать отснятый материал, подключив камеру через HDMI-интерфейс (поддерживается версия 1,3а), при этом доступны несколько режимов развертки – Auto, 480p, 576p, 720p или 1080i.

Работа со вспышками Nikon D300: бюджетный профи

Nikon D300 способен удовлетворить запросы практически любого фотографа, когда дело доходит до управления вспышками. Скорость синхронизации составляет 1/250 (до 1/8000 с растягиванием импульса), есть возможность подключать как стационарные студийные (кабелем), так и переносные источники импульсного освещения. При использовании внешних вспышек SB-800, SB-600 и SB-R200 из меню можно управлять тремя группами устройств по беспроводным каналам, включая индивидуальные настройки мощности импульсов, моделирующий свет и т. д. Единственная претензия: в режиме TTL мощность встроенной вспышки уменьшается только до -3 ступеней EV, поэтому придется принять дополнительные меры, чтобы минимизировать ее влияние при работе в студии, если встроенная вспышка используется в качестве управляющей.

Электропитание Nikon D300: бюджетный профи

Камера питается от литий-ионного аккумулятора EN-EL3e (такого же, как и у D200) 7,4 В емкостью 1500 мА•ч. По заявлению производителей, его хватает на 1000 кадров при умеренном использовании ЖК-дисплея. Улучшить этот результат можно, приобретя дополнительно модуль MB-D10, обеспечивающий также повышение быстродействия в сериях и удобство съемки при повороте аппарата на 90°. MB-D10, в отличие от бустера для D200, для установки не требует удаления стандартной батареи из корпуса. В бустер устанавливаются и стандартные батареи, и аккумуляторы повышенной емкости EN-EL4/EN-EL4a, а также восемь элементов типа АА.

На верхнем и заднем дисплеях в стандартных режимах состояние батареи отображается в виде обычного пятиступенчатого индикатора, однако в меню можно посмотреть остаток заряда в процентах и количество кадров, сделанных после зарядки аккумулятора, а также увидеть предупреждение об изношенности батареи и необходимости ее замены на новую.

Качество снимков Nikon D300: бюджетный профи

Мы провели и пробные съемки, и аппаратное тестирование с использованием программы Imatest.

Камера удивила нас визуально более светлыми (от 1/3 до полступени) и более чистыми (как минимум 1 EV) по сравнению с D200 снимками при полном совпадении параметров экспозиции. Еще одно отличие – улучшенная работа с красным цветом при записи JPEG-файлов в камере. В D200 на красных объектах из-за перенасыщенности иногда заметно ухудшалась детализация, у D300 такой проблемы нет. В RAW эти недостатки, к счастью, отсутствовали.

Уровень и характер шумов – один из наиболее актуальных показателей для цифровой камеры. Огрехи цветопередачи (особенно при использовании RAW) – ничто по сравнению с ущербом, наносимым изображению шумами. И аппаратные тесты, и внимательное изучение снимков показывают, что D300 уверенно обходит предшественницу, причем разница становится все более заметна с ростом чувствительности. Можно с уверенностью сказать, что для Nikon D300 ISO 1600 – вполне рабочее значение для многих видов съемки, ISO 3200 допустимо использовать с некоторыми оговорками, а в сложных репортажных условиях чувствительность Hi, эквивалентная ISO 6400, позволит сделать нужные кадры. Естественно, лучший результат даст RAW, поскольку на высоких значениях ISO внутрикамерная система шумоподавления при использовании формата JPEG заметно размыливает картинку уже на значении Normal. По характеру яркостные шумы напоминают пленочное зерно, хроматические хорошо удаляются в графическом редакторе.

Так почему же камера потеряла половину звезды? От аппарата такого уровня потенциальные покупатели ожидают универсальности. Мы обнаружили наличие жанровых противопоказаний: крупноплановые студийные портреты – не самый лучший сюжет для D300. При тщательном рассмотрении можно заметить вялость тональных переходов в телесных цветах, из-за чего ощущается недостаток глубины и пластичности.

Камера испытана в сложных условиях съемки при довольно слабой освещенности источниками с разной цветовой температурой. Баланс белого – автоматический.
Nikon D300: бюджетный профи
Объектив: AF Micro-Nikkor 105 мм f/2,8 D
Параметры съемки: ISO 200, 1/40 с, f/3, NEF
Обработка и конвертация: Nikon Capture NX 1.3
Модель: Мария Кузьменко
Фото: Александр Ктиторчук

Распределение яркостных шумов по тональному диапазону

Nikon D300: бюджетный профи
Файл RAW
Nikon D300: бюджетный профи
Файл JPG

Обратите внимание на распределение шумов по тональному диапазону в файлах JPEG, созданных в камере, и в RAW. В обоих случаях система шумоподавления была отключена. Даже при установке Off микропрограмма камеры выполняет шумоподавление для JPEG, особенно сильное в темных областях. Судя по результатам измерений, артефакты сжатия JPEG начинают влиять на качество изображения, интерферируя с шумами начиная с ISO 1600.

На DVD вы найдете подробные результаты анализа шумов, выполненного в программе Imatest, а также файлы, позволяющие визуально оценить работу системы шумоподавления на высоких значениях ISO с различными установками.

Мы обнаружили, что при записи в RAW шумы красного канала намного превышают показатели зеленого и яркостных шумов, достигая уровня синего канала. При создании внутрикамерных JPEG-файлов такой эффект не наблюдается, что свидетельствует о работе системы шумоподавления. Эта особенность теоретически может проявляться в виде суженного диапазона телесных тонов.

Уровень шумов у Nikon D300 выше, чем у Canon 40D (с учетом разницы в размерах изображения), однако лучше и детализация, а характер шумов не влияет на восприятие. По сравнению с Olympus E3 кадры D300 менее шумные и более детальные.

Вместо заключения

Минимум шумов практически во всем диапазоне ISO при 12 мегапикселах и система автофокуса, которой завидуют конкуренты – на фоне остальных достоинств новой камеры Nikon D300 эти не потеряются. Впервые фотографы получили возможность приобрести камеру, которую по совокупности характеристик с небольшой натяжкой можно отнести к топ-классу профессиональных аппаратов по цене менее $2500. В Nikon D300 есть многое из того, за что владельцы флагманской модели D3 заплатили в два раза больше – согласитесь, по соотношению цена/качество покупка очень выгодная. Наши тесты показали, что даже с учетом замеченных недостатков эта камера претендует на звание лидера в сегменте 12мегапиксельных моделей с кроп-матрицей. Переход с других аппаратов Nikon (возможно, кроме D2x) будет вполне оправданным, а выбор D300 в качестве системной камеры – удачным. Вместе с тем компания оставляет себе пространство для маневра: появление в следующих моделях поворотного экрана или шторок, закрывающих окуляр – чем не повод задуматься о покупке обновленной версии?

Читайте также:
Canon EOS 40D: сенсация или очередное обновление?
Olympus E-3: легкий танк
Маэстро Альфа Sony 700


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: