Обзоры Обзоры 31.03.2002 в 21:00 comment

От винта! Тестирование джойстиков

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

От винта!
Все, все, все, все — от винта!
Александр Башлачев

Поводом же к приобретению, а следовательно, и тестированию джойстиков, как правило, служит выход новых качественных авиасимуляторов. В конце прошлого года как раз и появились две игры, после релиза которых редакция оказалась буквально завалена письмами с одним и тем же вопросом: "Какой джойстик купить?". Первая из них — это, конечно же, потрясающий "Ил-2. Штурмовик" от компании "1С", получивший в прошлом году сразу два приза "Игровой Оскар" от нашего журнала — "Лучшая отечественная (СНГ) игра" и "Лучший симулятор года". Вторая игра, которая может заставить вас призадуматься над приобретением летного манипулятора, — очередная версия традиционно великолепного гражданского авиасима — Microsoft Flight Simulator 2002.

Но прежде чем перейти собственно к тестированию и выбору лучших устройств, остановимся вкратце на тех нюансах, которые стоит учитывать при покупке джойстика.

Джойстики. Курс молодого бойца

От винта! Тестирование джойстиков
Тот самый "Хэт", или переключатель видов. Его форма напоминает соломенную шляпу-конус, популярную в странах Юго-Восточной Азии, откуда и пошло его англоязычное название
От винта! Тестирование джойстиков
Три варианта исполнения органа управления газом, или Throttle Control. В нашем обзоре вы найдете и другие, однако эти — наиболее удачны. Настоящий восторг вызывает отдельная рукоятка газа Trustmaster. Она не только эргономична, но и оборудована множеством дополнитеьных элементов управления
От винта! Тестирование джойстиков
Среди множества различных подходов к реализации управления рулем направления, или rudder control, превалирует handle twist — вращение рукоятки вокруг вертикальной оси. Такие джойстики часто оборудованы замком в основании рукоятки, блокирующим ее вращение. Это сделано для тех, кто обзавелся другим способом управлять РН, например клавишей на РУД джойстика Top Gun Afterburner. Она не только необычна, но и весьма удобна. Однако мечтой любого поклонника авиасимуляторов навсегда останутся "настоящие" педали
От винта! Тестирование джойстиков
Наиболее распространнеными интерфейсами для подключения джойстика являются USB (вверху) и gameport (внизу). Некоторые модели манипуляторов оборудованы и тем, и другим, но USB предпочтительней

Давайте выясним, что же нам нужно от хорошего джойстика. В этой части материала мы будем в основном ссылаться на "Ил-2. Штурмовик", так как именно этот симулятор поршневых самолетов Второй мировой войны наиболее сложен для освоения начинающими пилотами и выдвигает самые жесткие требования к джойстикам.

Сначала определимся с терминологией. Основные органы управления самолетом, в нашем случае поршневым: ручка управления самолетом (РУС) — собственно джойстик, ручка управления двигателем (РУД) — отдельная рукоять, позволяющая плавно менять тягу двигателей, и педали, управляющие рулем направления. В самых дорогих моделях компьютерных джойстиков РУС, РУД и педали — это три отдельных устройства, и именно такая их компоновка более всего соответствует реальности и позволяет лучше всего пилотировать самолет. В большинстве современных устройств вместо отдельной РУД используется расположенная в основании устройства рукоять управления газом (throttle control). Для управления же по курсу применяется вращение РУС вокруг вертикальной оси, так называемый handle twist или 3D-джойстик. Такое решение является компромиссным и требует некоторого привыкания, ведь при обычном отклонении рукояти джойстика вы невольно чуть-чуть проворачиваете ее, что приводит к нежелаемому повороту руля направления.

Бізнес англійська від Englishdom.
Тут навчають за методикою Кембриджу, завдяки якій англійську вивчили понад 1 мільярд людей. Саме вона використовується в найкращих навчальних закладах світу, і саме за нею створені курси.
Інформація про курс

Теперь перейдем к остальным важным элементам джойстика.

Кнопки. Количество кнопок на джойстиках варьируется от четырех до нескольких десятков, причем, перефразируя известную пословицу, "их всегда или мало, или очень мало". Важно, чтобы все основные действия, хотя бы необходимые во время боя и посадки, — включение/выключение форсажа, управление радиатором, закрылками, шасси, шагом винта, стрельбой из всех видов оружия, вы могли совершать не отрывая рук от джойстика, так как любое рассредоточение внимания в бою может дорого стоить. Помимо количества, важно также и расположение кнопок. Вы всегда должны знать, где находится нужный переключатель, и пользоваться им, не отрывая глаз от монитора.

Оси. Число аналоговых осей у современных джойстиков — от двух у самых дешевых моделей до десяти у элитных устройств. Опять-таки, осей не бывает много, на любую из них можно назначить важное действие, а уж у самолета найдется немало узлов, необходимость в аналоговом управлении которыми очень велика. Кроме стандартных тангажа, крена, курса и тяги двигателей, на аналоговые каналы можно определить шаг винта, качество смеси, тормоза колес, раздельное управление газом двигателей в многомоторных машинах и многое другое. В реалистичном симуляторе это будет совсем нелишним.

Переключатель обзоров (hat-switch), или просто "хэт". Одно из важнейших правил воздушного боя — постоянное наблюдение за пространством вокруг себя. Использовать для поиска вражеских самолетов маркеры на карте — неспортивно, да и нереалистично. Так вы никогда не научитесь воевать. Врага надо именно видеть, и как раз для этого на джойстиках предусмотрены маленькие рукояти переключения обзоров, 4- или 8-позиционные. Последнее, естественно, предпочтительней.

Управление газом (throttle control). Основная цель аналогового управления газом — плавное изменение тяги двигателя. Несомненно, управлять газом можно и с клавиатуры, но пеняйте на себя, если поиск нужной клавиши отвлечет вас в самый напряженный момент полета. Пользуясь РУДом или throttle control, вы сможете делать это, не отвлекаясь от пилотирования.

Бізнес англійська від Englishdom.
Тут навчають за методикою Кембриджу, завдяки якій англійську вивчили понад 1 мільярд людей. Саме вона використовується в найкращих навчальних закладах світу, і саме за нею створені курси.
Інформація про курс

Управление рулем направления (rudder control). Конечно, идеальный вариант для управления рулем — наличие педалей, но можно обойтись и упрощенным handle twist. В реалистичных симуляторах, как и в жизни, руль направления служит вспомогательным корректирующим органом управления при совершении практически всех маневров. На случай отсутствия раздельного управления рулем направления в большинстве игр есть режим согласования кренов и отклонения руля, но преимущество всегда будет на стороне того, кто лучше всего контролирует свой самолет.

Силовая обратная связь (force feedback). Ничто так не способствует погружению в игровой мир, как использование всех возможных органов восприятия человека. Однако технология обратной силовой тактильной связи, так хорошо зарекомендовавшая себя в игровых рулях, в джойстиках, по нашему мнению, еще не скоро станет полезной. Все дело в том, что создатели авиасимуляторов, использующих force feedback, пока еще не в состоянии воссоздать хотя бы приближенные к реальности тактильные эффекты, несмотря на широкие возможности этой технологии.

Обратная связь посредством вибрации (vibration feedback). В данном случае дрожание рукояти производится с помощью несложного вибрационного механизма в ответ на события в игре. В то же время загрузка рукоятки осуществляется обычными пружинами, а не сервомоторами, как в полноценном force feedback джойстике. По нашему мнению, пока что в авиасимуляторах использование этой технологии неоправданно.

Интерфейс (gameport, USB). Разработанный еще в начале 80-х годов разъем для подключения игровых манипуляторов, известный как gameport, все еще активно применяется производителями джойстиков. Несмотря на весьма ограниченные возможности этого устройства, инженерам некоторых фирм удалось создать настоящие шедевры именно с этим интерфейсом. Однако время не стоит на месте, и требования к манипуляторам все возрастают. Преодолеть ограничения gameport позволило появление интерфейса USB. Инженерам он дает возможность создавать джойстики с почти неограниченным количеством осей и кнопок. Ну а пользователи смогут подключить и использовать одновременно сразу несколько игровых манипуляторов в качестве единой системы управления. Да и простота подключения устройств через USB — не последний фактор.

Эргономика. Боль в суставах, затекшие мышцы и жжение в ладонях — не лучшие спутники виртуального пилота. Именно поэтому даже самый "навороченный" джойстик может оказаться совершенно непригодным, если он неудобен. В последнее время дизайнеры прилагают немалые усилия для того, чтобы мы без труда могли пользоваться всеми этими кнопками, переключателями, рукоятками и рычажками. К сожалению, не всем им это удается в равной мере. Кроме того, следует учесть, что один и тот же манипулятор может не подойти людям с разным размером ладони. Обращаем ваше внимание, что длительное использование (более полутора часов в день) джойстиков с force или vibration feedback, по результатам последних медицинских исследований, может привести к развитию серьезных заболеваний кистей рук.

Крепление. Представьте себе пилота, который вдруг обнаружил, что штурвал оторвался от основания. Примерно такой же вид будет и у вас, если в самый жаркий момент воздушного боя ваш джойстик начнет ездить по столу. Ситуация, согласитесь, не из приятных. Во избежание таковой большинство производителей джойстиков делают их основания тяжелыми и снабжают резиновыми "ножками". Впрочем, некоторые используют присоски. Какой из вариантов предпочтительней, зачастую зависит лишь от качества устройства и поверхности, на которой установлен джойстик. Заметим только, что со временем присоски утрачивают свои свойства из-за загрязнения и старения резины.

Надежность. Этот параметр, пожалуй, оценить наиболее сложно. Особенно когда вы смотрите на витрину магазина. Сюда можно включить и механическую прочность отдельных узлов, и их износоустойчивость, и взаимное влияние. Но все же основной параметр, по нашему мнению, — качество сенсоров джойстика. В подавляющем большинстве манипуляторов в этой роли используются переменные резисторы, сама конструкция которых подразумевает механический износ, и как долго они проживут, сказать очень трудно. Как правило, качество исполнения устройства в целом говорит и о качестве этих важных компонентов. Впрочем, не стоит забывать, что из каждого правила бывают исключения. Решением этой проблемы стало использование в роли сенсоров оптических датчиков. Однако такие джойстики выпускаются всего несколькими фирмами (и, к сожалению, в Украину они не завозятся). У обеих конструкций есть общий враг — пыль. Поэтому следует обращать внимание на то, как защищено внутреннее пространство манипулятора от этого природного фактора.

Нижняя ценовая категория (до $20)

От винта! Тестирование джойстиков
Genius Flight2000 F-16
От винта! Тестирование джойстиков
TRUST Predator TH 400
От винта! Тестирование джойстиков
Genius Flight2000 F-23 USB
От винта! Тестирование джойстиков
SVEN RockFire WindStorm (QF-668ip)
От винта! Тестирование джойстиков
Logitech Wingman Attack 2
От винта! Тестирование джойстиков
SVEN USB RockFire Bazooka Fighter (QF-707u)

На самом деле сюда попадет значительно больше джойстиков, чем представлено в нашем тестировании. Но мы заведомо ограничили их число, выбрав только модели более или менее известных у нас в стране марок. Дело в том, что масса дешевых китайских джойстиков, цена которых, как правило, находится ниже отметки $10, не достойна вообще никакого упоминания, и если вы все же решили купить один из этих продуктов — смело выбирайте любой, долго он не прослужит, да и какого-либо качества за такие деньги требовать просто смешно.

Несмотря на то что джойстики нижней ценовой категории стоимостью до $20 мы рекомендуем только начинающим виртуальным пилотам, среди них попадаются весьма достойные модели, которые приятно удивили нас.

Так, например, самый дешевый из протестированных джойстиков — Genius Flight2000 F-16 — при цене всего в $9 имеет три степени свободы, на удивление удобную рукоять, отличается неплохой конструкцией и очень прост в эксплуатации. Для тех, кто хочет сэкономить, это лучший выбор.

Казалось бы, по функциональности его легко превосходит ненамного более дорогой TRUST Predator TH 400 ($11) — в дополнение к трем осям у него имеется и 8-позиционный hat-switch. Но дизайн этого устройства, практически повторяющий один из первых Microsoft Sidewinder, смотрится сегодня совершенно архаично, да и удобной такую рукоять назвать нельзя, а hat-switch и throttle control у этой модели малопригодны для эксплуатации. К тому же конструкция джойстика показалась нам несколько хлипкой.

Обе модели от SVEN — RockFire WindStorm (QF-668ip) и USB RockFire Bazooka Fighter (QF-707u) — далеко не самый лучший выбор. Старшая из них, Bazooka Fighter, несмотря на неплохую функциональность, не очень удобна в эксплуатации — особенно hat-switch и две крайние правые кнопки на рукояти, кроме того, острые обводы ручки режут ладонь, а рычажок throttle control имеет очень маленький ход. Но особые нарекания вызывает программное обеспечение, которое идет в комплекте с устройством, — при его использовании джойстик просто не работает, без специального же софта установка проходит вполне нормально. При всем этом его цена — $21, по нашему мнению, слишком завышена, именно поэтому мы и поместили Bazooka Fighter в нижнюю ценовую категорию. Младшая модель — WindStorm — лишена эргономических и программных недостатков (в связи с отсутствием дополнительного софта), но, увы, — это наименее функциональный джойстик в нижней категории, всего две оси и 4-позиционный hat-switch. На фоне конкурентов он смотрится не самым лучшим образом, тем более что добавив всего $3, вы можете приобрести фаворита в категории до $20 — Genius Flight2000 F-23 USB.

Судите сами. По характеристикам Genius Flight2000 F-23 USB приближается к моделям среднего уровня — 4 оси, 8 кнопок, 8-позиционный hat-switch, удобная рукоять, продуманное расположение кнопок и верньеров, легкость в установке и надежная конструкция — и все это за $17. Конкурентов у него просто нет. Даже несмотря на то, что rudder control выполнен у F-23 в виде нецентрируемого верньера, а это не очень удобно, свои деньги он отрабатывает на все 100%. Знак "Выбор редакции" здесь абсолютно заслужен.

Еще один джойстик в нижней ценовой категории — Logitech Wingman Attack 2. Традиционный эргономичный дизайн от Logitech, высокое качество сборки и надежность… Но, к сожалению, компании, производящей, в основном, манипуляторы среднего и высокого уровня, трудно конкурировать с менее именитыми соперниками в бюджетном классе. Функциональность Wingman Attack 2 оставляет желать лучшего — всего три оси и полное отсутствие hat-switch. Впрочем, если вы цените качественное исполнение продукта, обращаете внимание на его эргономические и эксплуатационные параметры, стоит задуматься о приобретении Logitech Wingman Attack 2.

Как мы тестировали

Технические характеристики и тестовые оценки джойстиков (модели отсортированы по стоимости)

При тестировании все джойстики устанавливались на компьютер под управлением операционной системы Windows Me следующей конфигурации: материнская плата — Supermicro P4SB A, процессор — Intel Pentium 4 1,7 GHz, память — 512 MB SDRAM Kingston, видеокарта — ASUS 8200 на базе NVidia GeForce3 Ti 200, жесткий диск — Western Digital WD 300BB 30 GB. При этом инсталлировались драйверы джойстиков, идущие в комплекте поставки (при их наличии); в случае возникновения проблем загружались новые версии драйверов с Web-сайта производителя.

Устройства испытывались в играх "Ил-2. Штурмовик", Microsoft Flight Simulator 2002, WarBirds и в некоторых других авиасимуляторах. Оценки выставлялись независимо каждым из тестеров по четырем параметрам по 100-балльной системе и приводились к среднему значению. Итоговая оценка вычислялась по интегральной формуле с учетом весовых коэффициентов баллов, полученных устройствами, по следующим характеристикам.

Функциональность. На эту оценку влияли: количество каналов и кнопок, наличие hat-switch, throttle и rudder control, дополнительные возможности джойстиков (force/vibration feedback, дублирование каналов, возможность разборки и т. д.). Вес этой оценки в итоговой — 40%.

Средняя ценовая категория ($20—40)

От винта! Тестирование джойстиков
SVEN USB RockFire 3D TwiStick (QF-805iu)
От винта! Тестирование джойстиков
TRUST Predator QZ 500
От винта! Тестирование джойстиков
SVEN USB RockFire Sparta Fighter (QF-8800u)
От винта! Тестирование джойстиков
SVEN RockFire USB WindStorm PRO (QF-688uv)
От винта! Тестирование джойстиков
Logitech Wingman Extreme Digital 3D

Перед тем как приступить к разбору полетов в средней ценовой категории, стоит сразу оговориться. К сожалению, именно в этом сегменте джойстиков, наиболее востребованном опытными виртуальными пилотами, выбор у нас в стране не очень богат. Дело в том, что в Украину завозятся, обычно, либо самые дешевые модели от различных производителей, либо устройства hi-end, конечно, с явным преобладанием в количественном отношении первых. К тому же моделей многих ведущих мировых брэндов, среди которых, как правило, основная масса — это устройства в ценовом диапазоне от $30 до $50, у нас в стране просто нет. Например, с победителем в средней ценовой категории могли бы на равных конкурировать два устройства от Microsoft — SideWinder Joystick и SideWinder Precision 2 стоимостью $35 и $40 соответственно, но купить их нереально даже в Киеве, не говоря уже о других городах Украины. Но хватит о грустном, перейдем к рассмотрению джойстиков, доступных отечественным виртуальным пилотам.

В средний ценовой диапазон попали три устройства производства SVEN и по одному джойстику от Logitech и TRUST.

Наиболее функциональным устройством из всех представленных является топ-модель SVEN — SVEN USB RockFire Sparta Fighter (QF-8800u). Этот четырехосный USB-джойстик оснащен 8-позиционным hat-switch и имеет аж двенадцать кнопок, восемь из которых вынесены на специальную панель на основании устройства. К сожалению, несмотря на завидную оснащенность и весьма привлекательную цену, Sparta Fighter получил самые низкие оценки в нашем тесте. В первую очередь в этом повинен ужасный софт, идущий в комплекте с устройством, — при неправильной инсталляции, сопровождающейся к тому же многочисленными сбоями, заставить джойстик работать удастся только после переустановки всей операционной системы. Кроме того, у Sparta Fighter изрядно хромает и эргономика — пользоваться hat-switch, практически всеми кнопками и непривычно расположенным throttle control просто-напросто неудобно.

Самый дешевый джойстик из этой категории — SVEN USB RockFire 3D TwiStick (QF-805iu) — имеет те же проблемы с эргономикой плюс неудачное расположение и форма throttle control, но лишен недостатков программного обеспечения (в связи с отсутствием такового). К сожалению, hat-switch у TwiStick 4-позиционный.

Интересной нам показалась старшая модель от TRUST — Predator QZ 500. При очень привлекательной цене она несколько проигрывает SVEN Sparta Fighter по функциональности, в основном из-за цифрового throttle control и нецентрируемого верньера rudder control (а это весьма существенные недостатки). Но этот джойстик весьма эргономичен и прочен, при этом никаких проблем с установкой и настройкой у нас не возникло. Кстати, дизайн и функциональность этого контроллера полностью идентичны (за исключением force feedback) с устройством Genius MaxFighter F-33D.

Следует отметить и SVEN RockFire USB WindStorm PRO (QF-688uv), хотя по функциональности это самый обычный джойстик, он единственный в средней категории оснащен vibration feedback, которая, по нашему мнению, в авиасимуляторах даже предпочтительней настоящей force feedback. С точки зрения эргономики и надежности, претензии к этому устройству минимальны — не очень удобный throttle control по оси РУС и отсутствие защитной манжеты на шарнире ручки.

Ну и, наконец, победитель в этой категории — Logitech Wingman Extreme Digital 3D. Опять-таки следует отметить традиционное качество сборки Logitech, великолепную эргономику и столь же качественное программное обеспечение, большое количество кнопок на рукояти, возможность подключения как к USB, так и к gameport. Неоднократно проверенный авторами статьи и многими известными виртуальными пилотами Киева в боях, этот джойстик по праву является лучшим выбором в среднем ценовом диапазоне, на голову превосходя конкурентов.

Надежность. Оценивались качество сборки джойстиков, наличие защитных манжет на движущихся частях, потенциально опасных элементов конструктива и функций (handle twist, force/vibration feedback). Кроме того, эта оценка зависила от данных, собранных опытным путем за многие годы эксплуатации джойстиков от различных производителей. Вес ее — 30%.

Эргономика. На эту оценку влияли удобство использования джойстиков в игре, возможность одновременно управлять РУС, hat-switch, throttle и rudder control, доступность кнопок и положение ладони на рукояти. Она имеет третье по значимости влияние на итоговую оценку — 20%.

Установка и настройка. Оценивались простота и удобство подключения и настройки джойстиков, стабильность их работы, наличие специальных утилит. Проверялась также возможность инсталляции без использования специальных драйверов. Вес оценки — 10%.

Для удобства джойстики были разбиты на три ценовые категории — до $20, от $20 до $40 и свыше $40.

Верхняя ценовая категория (свыше $40)

От винта! Тестирование джойстиков
ThrustMaster Top Gun Fox 2 Pro
От винта! Тестирование джойстиков
ThrustMaster Top Gun Fox 2 Pro Shock
От винта! Тестирование джойстиков
ThrustMaster Top Gun Afterburner II
От винта! Тестирование джойстиков
Logitech Wingman Force 3D
От винта! Тестирование джойстиков
Genius MaxFighter F-33D
От винта! Тестирование джойстиков
Logitech Wingman Strike Force 3D

Хотя верхняя планка цен на качественные джойстики легко достигает $300, мы решили считать дорогими устройства стоимостью выше $40. Учитывая специфику нашей страны, только фанатично преданные небу виртуальные пилоты в состоянии выложить за хороший джойстик почти сотню долларов, да и самых дорогих моделей в Украину завозится очень немного. Тем не менее практически все устройства данной категории стоят потраченных на них денег. Итак, джойстики hi-end.

Genius MaxFighter F-33D. Как мы уже писали выше, это устройство является полным аналогом TRUST Predator QZ 500, за исключением того, что у MaxFighter имеется функция force feedback, так что все слова, сказанные в отношении TRUST, справедливы и здесь.

Основные недостатки данного устройства — цифровой throttle control и нецентрируемый верньер rudder control, что просто непростительно для джойстика верхнего уровня, тем более по такой высокой цене, приближающейся к стоимости топ-модели Logitech Wingman Strike Force 3D. Эргономика и настройка этого контроллера вполне удовлетворительны, хотя за $83 можно было бы требовать и большего. Force feedback в реализации Genius показалась нам несколько вяловатой.

ThrustMaster Top Gun Fox 2 Pro. На самом деле эта младшая модель Thrustmaster, с которой мы впервые познакомились в конце прошлого года, уже снята с производства и заменена модификацией Fox 2 Pro USB. Различия между двумя вариантами джойстиков чисто "косметические", так что все сказанное сейчас о Fox 2 Pro вы можете смело отнести и к Fox 2 Pro USB.

Это устройство является прямым конкурентом нашего победителя в среднем ценовом диапазоне Logitech Wingman Extreme Digital 3D, но его стоимость на $10 больше. Fox 2 Pro имеет четыре оси (крен, тангаж, throttle control и handel twist). Дизайн и эргономика выше всяких похвал, единственное, на что стоит обратить внимание, — рукоять может не подойти людям с крупной ладонью. Четыре кнопки и 8-позиционный hat-switch, расположенные на ней (одна из них под откидывающимся колпачком), еще три программируемые кнопки на подставке. Мягкие прорезиненные вставки на рукояти и основании джойстика предотвращают проскальзывание ладоней. Джойстик отличают высокое качество сборки и прекрасное фирменное ПО.

Отличия модели Fox 2 Pro USB следующие: агрессивная черно-оранжевая раскраска, скругление всех клавиш, что делает их еще более удобными, убран ненадежный колпачок на средней кнопке рукояти, отсутствует возможность подключения к gameport.

ThrustMaster Top Gun Fox 2 Pro Shock. Эта модель — полный аналог Fox 2 Pro USB, единственное, что позволило приписать к названию слово Shock, — обратная связь посредством vibration feedback. Джойстик оставил у нас самые приятные впечатления, а vibration feedback, как мы и говорили ранее, в авиасимах предпочтительней полноценной force feedback. Учитывая, что обратная связь в случае с Fox 2 Pro Shock является практически бесплатной (плюс $5), этот контроллер можно назвать весьма привлекательным для пилотов, стремящихся ощущать полет всеми органами чувств, но несколько стесненных в средствах.

Logitech Wingman Force 3D. Младшая модель с force feedback от Logitech по дизайну и функциональности полностью аналогична победителю в средней ценовой категории — Logitech Wingman Extreme Digital 3D. В Force 3D несколько утяжелено основание (за счет моторов, обеспечивающих обратную связь) и изменен дизайн hat-switch.

Все плюсы младших моделей Logitech можно отнести и к Force 3D — качество сборки, великолепный дизайн, эргономичность, отличный софт, простота и легкость установки и настройки. Джойстик имеет четыре оси (крен, тангаж, throttle control и handle twist), 8-позиционный hat-switch, две программируемые кнопки на основании. Моторы, реализующие force feedback, достаточно мощные, все эффекты передаются очень неплохо. На джойстиках с силовой обратной связью рука всегда устает значительно быстрее, а управлять самолетом становится намного сложнее.

Logitech Wingman Strike Force 3D. Топ-модель от Logitech продолжает идеи, заложенные в младших представителях серии. При такой же эргономичной рукояти на ней удалось разместить сразу два 8-позиционных hat-switch, второй из которых при желании можно использовать как восемь дополнительных программируемых кнопок. В связи с этим с рукояти убрали пятую кнопку, но зато на очень мощном и тяжелом основании разместились не только две клавиши, но и оригинальное колесико прокрутки, которое можно применять как еще три кнопки или же аналогично клавишам и колесику обычной компьютерной мыши! Итак, в сумме у нас есть четыре оси (крен, тангаж, throttle control и handle twist), два hat-switch и девять программируемых кнопок. В придачу ко всему этому Strike Force 3D, как видно из названия, поддерживает функции force feedback, по качеству реализации, как нам кажется, даже превосходящие силовую обратную связь в младшей модели Force 3D, рассмотренной выше.

Еще раз хотим повторить, что Strike Force 3D отличают качественная сборка, эргономичность и прекрасный фирменный софт Logitech. К сожалению, несмотря на столь впечатляющие показатели, эта модель не смогла победить в нашем тестировании, поскольку ее стоимость самая высокая среди представленных контроллеров — $93. Но если вам нужен лучший из доступных в Украине джойстиков с force feedback, то смело выбирайте Logitech Wingman Strike Force 3D.

ThrustMaster Top Gun Afterburner II. Честно говоря, в предыдущую ревизию этой модели ThrustMaster, старшей в линейке (без force feedback), мы влюбились с первого взгляда еще при знакомстве с ней в конце прошлого года. Вторая ревизия, как и в случае с Fox 2 Pro/Fox 2 Pro USB, темно-серого цвета (вместо серебряного), со скругленными клавишами и отсутствием колпачка на средней клавише рукояти. Предыдущая модель также уже снята с производства.

Top Gun Afterburner II — единственный джойстик в нашем тестировании, оснащенный отдельной РУД. Так как РУС у этого контроллера абсолютно аналогична таковой у других джойстиков ThrustMaster, остановимся подробнее на рукояти управления двигателем. Во-первых, ее основание не скреплено намертво с основанием РУС, при желании с помощью специального ключа и заглушки джойстик легко разбирается на две части, связанные кабелем. Во-вторых, rudder control, выполненный в виде вращающейся рукояти РУС (handle twist), можно заблокировать замком в основании джойстика и перенести на специальную качающуюся клавишу РУД, что весьма удобно. Кроме нее на рукояти управления двигателем размещены еще четыре программируемые кнопки. Еще четыре вместе с hat-switch расположены на РУС.

Эргономика обеих рукоятей джойстика выше всяких похвал (внимание — РУС рассчитана на небольшую ладонь), а специальные прорезиненные вставки не позволяют рукам проскальзывать. Сборка контроллера очень качественная, подключение и настройка благодаря отличному фирменному софту не доставляют никаких проблем. А управлять самолетом, используя две рукояти, действительно намного приятнее. Присовокупим к этому весьма привлекательную цену — $65. Итог — выбор редакции "Домашнего ПК" в верхней ценовой категории. Бескомпромиссный джойстик.

Вместо заключения

Производители джойстиков в WWW

AVB
CH Product
Gravis
Interact
Logitech
Microsoft Sidewinder
QuickShot
Saitek
Spectravideo
SunCom
Thrustmaster
Trust
RockFire

Проделав большой объем работы по тестированию джойстиков и представив на ваш суд 17 моделей летных контроллеров от пяти производителей, среди которых найдутся манипуляторы на любой вкус и цену, мы, тем не менее, поняли, что выбор игровых джойстиков у нас в стране по-прежнему очень не богат.

Несмотря на то что модели двух ведущих производителей подобных контроллеров — Logitech и Thrustmaster — уже доступны в Украине, джойстики таких брэндов, как Saitek, Interact, CH Products, SunCom и Microsoft, у нас все еще не появились. И это невзирая на то, что еще два-три года назад кое-где в Киеве можно было купить великолепные устройства среднего уровня от создателей Windows. Самое удивительное, что ни о каких преградах для поставки продукции аппаратного подразделения Microsoft в Украину мы не знаем. С другой стороны, исчезли из продажи неплохие и весьма недорогие контроллеры Gravis, серия джойстиков GenX от QuickShot и дешевые манипуляторы Primax. Почему? Ответа на этот вопрос у нас, к сожалению, нет.

Еще печальней обстоит дело с рулевыми штурвалами (flight yoke), которые завозятся в Украину по большим праздникам, да и то в единичных экземплярах. А ведь управлять с помощью такого контроллера гражданским самолетом или тяжелым бомбардировщиком намного приятней, да и удобней. Что уж говорить об авиационных педалях, которых, как вы заметили, у нас в тестировании нет. За все время существования журнала мы видели только несколько подобных устройств, и в широкую продажу они не поступили.

Учитывая, что наши былые прогнозы в отношении появления в Украине джойстиков ведущих производителей не оправдались, мы просто будем надеяться, что в следующем тестировании, приуроченном к выходу какого-нибудь нового эпохального авиасимулятора, выбор этих устройств все же увеличится, особенно в среднем ценовом диапазоне, наиболее популярном среди виртуальных пилотов.

Ну что ж, а теперь, если выбор вами уже сделан: "От винта! Все, все, все, все — от винта!".

Джойстики для тестирования предоставлены:
Марка Компания Телефон
Genius DataLux (044) 249-6303
Logitech DataLux (044) 249-6303
SVEN "Зеленая Волна" (044) 442-9584
Thrustmaster Entry (044) 246-8461
TRUST K-Trade (044) 252-9222

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: