Статьи Технологии 05.12.2016 в 11:14 comment

Отдам даром: 5 услуг, которые могут стать бесплатными в ближайшем будущем

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/27b78bf641c8b46c0d9f5f515d6509f4?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/27b78bf641c8b46c0d9f5f515d6509f4?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

Каких-то лет 10-15 назад мобильная связь вкупе с дата-трафиком стоила неподъемных денег, фиксированный интернет тарифицировался с учетом потребленных гигабайт, а билеты на самолет могли себе позволить только люди из уверенного среднего класса и выше. И казалось, что так будет всегда. Но технологиям свойственно дешеветь, а инфраструктурным компаниям – снижать цены на глазах, зарабатывая больше с оборота. Кое-что из того, что мы считаем сегодня заслуженно платным, в ближайшие несколько лет может обесцениться и доставаться пользователям совершенно безвозмездно, потому что изобилие станет гораздо большей проблемой, чем бедность. Производители изо всех сил будут стараться уговорить пользователей выбрать именно их. Лишь бы они потребляли больше и снова и снова возвращались за добавкой. Например, вот эти несколько услуг.

1. Мобильная связь

mobile-2

Операторы мобильной связи во всем мире признают, что проиграли битву за пользователя мессенджерам и социальным сетям. В условиях, когда абоненты потребляют все меньше голосовых услуг (по факту, в абсолютных числах это не так, но операторский доход не растет при дешевеющей связи), других источников дохода у операторов практически нет (кроме контент-услуг, за которые операторы сражаются с другими технологическими компаниями), а на развитых рынках наблюдается стагнация, им надо искать новые способы зарабатывать. Стабильные и перспективные.

В этих рыночных реалиях за последнее время уже несколько операторов заявили о том, что, по их мнению, мобильная связь должна стать бесплатной для абонента. Среди них – директор Vodafone Украина Ольга Устинова и представитель Turkcell. Свои доходы операторы рассчитывают получать от бизнеса. Например, от тех интернет-сервисов, которыми пользуются абоненты. Так, по мнению операторов, если абонент пользуется Viber для звонка, то трафик в Viber должен оплачивать не абонент, а Viber. Если вызывает такси через Uber, то за доступ к интернету должен платить Uber. Если пользователь заходит на Aliexpress, Amazon, eBay, то за это оператору тоже заплатит магазин.

Первые шаги в этом направлении уже были сделаны. Трафик в Facebook и других социальных сетях не тарифицируются во многих сетях мира. Бесплатный доступ к Википедии в развивающихся странах (проект Wikipedia Zero) – уже давно реальность для жителей бедных регионов. Люди с обычным телефоном и SIM-картой в Африке и Азии могут получать знания из интернета, даже толком не понимая, что пользуются интернетом. В Украине у Киевстар, к тому же, в топовых тарифах нет платы за трафик в сервисах Zvoooq и Megogo. Тенденция будет сохраняться и распространится на другие сервисы. Чем больше востребованных сервисов будут бесплатны для абонента, тем более привлекателен будет оператор. Это не только способ гарантированно зарабатывать, но и новый мощный инструмент для борьбы за клиента.

Услуги голосовой связи частично операторы будут покрывать за счет собственных мессенджеров, которые появятся у всех крупных игроков максимум в перспективе двух лет. А кое у кого уже есть.

Курс UI/UX дизайну від Mate academy.
На курсі ви навчитесь створювати інтуїтивно зрозумілі та привабливі інтерфейси вебсайтів і застосунків. Ви також освоїте ключові принципи дизайну та дізнаєтесь як виділятися на ринку. А ми вас не лише навчимо, а й працевлаштуємо. Сертифікат теж буде!
Дізнатися більше про курс

Так, lifecell планирует предоставлять своим клиентам возможность звонить бесплатно на номера внутри сети и на сети других операторов через операторский мессенджер Bip. Со временем компания начнет продавать через него сопутствующие сервисы (страховка, банковские и игровые услуги), за счет этого будет дополнительный заработок. Поэтому сейчас ей важно набрать большую клиентскую базу. Оператору это сделать легко – у него уже есть контакт с большой аудиторией. Начинать с нуля какому-нибудь стороннему мессенджеру было бы очень сложно. В погоне за аудиторией, которой можно будет продавать большое количество дополнительных услуг на регулярной основе, оператор может себе позволить предоставить абонентам бесплатную связь.

Чем платить: своим временем, которые вы проводите в бесплатных социальных сервисах (а они его сами уже как-то монетизируют). В платных – деньгами за услуги. А уж эти ребята скинутся оператору за то, что вы с ними.

2. Интернет

internet

Интернет тоже наверняка станет бесплатным. Для этого есть две предпосылки.

Первая – это стремление технологических гигантов привлечь в интернет как можно больше пользователей, потому что для них каждый новый житель интернета – это потенциальный клиент, а значит – деньги, деньги, деньги.

Курс UI/UX дизайну від Mate academy.
На курсі ви навчитесь створювати інтуїтивно зрозумілі та привабливі інтерфейси вебсайтів і застосунків. Ви також освоїте ключові принципи дизайну та дізнаєтесь як виділятися на ринку. А ми вас не лише навчимо, а й працевлаштуємо. Сертифікат теж буде!
Дізнатися більше про курс

Facebook с 2015 года тестирует раздачу бесплатного Wi-Fi с дронов Aquila. В 2016 году первый дрон взмыл в небо над Аризоной и продержался в воздухе 96 минут. У Facebook уже есть идеи по тому, где и как можно усовершенствовать идею. Нет оснований полагать, что с ресурсами Facebook инициатива не будет доведена до ума и воплощена в жизнь.

Вот как это выглядит сейчас.

https://youtube.com/watch?v=eOez_Hk80TI

Интересно, что Facebook определенно видит себя в качестве игрока финансового рынка. А в тех странах, где все плохо с доступом к мобильной связи и интернету из-за ландшафтных трудностей или бедности населения, с банковской системой дела зачастую тоже обстоят не лучшим образом. Будучи главным провайдером интернета и коммуникации с близкими, Facebook вполне может стать и основным финансовым учреждением.

У Google в 2013 году стартовал проект Loon – это раздача спутникового интернета с воздушных шаров. Проект начался с Новой Зеландии, затем шары взмыли в небо Австралии и Индонезии – то есть тех местах, где с прокладыванием кабеля и строительством обычной сотовой сети для скоростной передачи данных могут быть проблемы. Илон Маск планирует запустить в космос четыре тысячи спутников, которые смогут покрыть интернетом все население Земли. Но в данном случае речь идет о значительном увеличении скорости и снижении стоимости онлайн-присутствия в отдаленных и бедных регионах.

https://youtube.com/watch?v=m96tYpEk1Ao

По мере развития этих проектов доступ в интернет получат люди, которые, из-за специфики местности и экономического состояния никогда не могли бы и мечтать о доступе в сеть. А гиганты – получат миллиарды новых лояльных пользователей.

Вторая предпосылка – повторение тенденций в мобильной связи, где телеком-операторы рискуют превратиться в трубу для доступа в интернет по тарифам, которые будут снижаться по мере развития и удешевления технологий, и поэтому стараются найти инструменты для повышения собственной привлекательности. Поэтому телеком-операторы заинтересовались партнерством с провайдерами контент-услуг (например, лицензионных видеосервисов). Поэтому уже в ближайшем будущем мы можем прийти к ситуации, где при покупке подписки на сервисы лицензионного контента провайдеры не будут брать деньги за интернет, тем самым конкурируя за клиента не войной тарифных планов, а дополнительными услугами.

Чем платить: своим присутствием и вниманием, путем оплаты дополнительных услуг.

3. Знания и образование

education

Выше мы уже писали о проекте Wikipedia Zero, подразумевающем бесплатный мобильный трафик в рамках энциклопедии. Но это далеко не все бесплатные знания. Лучшие вузы планеты открывают бесплатные онлайн-курсы. Youtube полон аматорских образовательных каналов. Для того, чтобы не осталось преграды между бедными людьми и знаниями, необходим бесплатный мобильный трафик на всех ключевых образовательных ресурсах и минимальная стоимость техники, на которой можно учиться. Техника к тому уже давно идет (смартфон за 50 долларов – это реальность уже сегодня, и с него можно читать и смотреть видео).

Чем платить: в зависимости от того, где потреблять. Цель каналов на Youtube – заработок на рекламе, иногда на продаже вам чего-то. Википедия и приличные учебные заведения делают знания доступными и бесплатными просто так, из любви к миру и желания сделать его чуточку лучше.

4. Смартфоны

smartphone

На первый взгляд может показаться, что история со смартфонами – утопична. Ведь это физический объект, который состоит из дорогостоящих компонентов: электроники, аккумулятора и других деталей – уж он-то точно не может ничего не стоить. Не то что связь – она почти резиновая. Но давайте посмотрим на ситуацию глазами компаний, которым нужны новые пользователи (а это как Google, владелец самой распространенной мобильной операционной системы, которая к тому же работает на самых дешевых устройствах, так и мобильные операторы). Перед ними стоит одна задача – научить неопытного пользователя, наверняка с маленькими доходами (раз он до сих пор не сидит на игле мобильного интернета и прочих плюшек), к благам мобильного интернета. Для этого, по сути, нужен только дешевый входной порог в этот дивный новый мир. Ведь у некоторых пользователей банально нет в кармане единоразово суммы для покупки устройства, другие не понимают, во сколько услуга будет им обходиться. Единственный способ заполучить такого абонента – дать ему «трубку» бесплатно. Речь не идет о топовых смартфонах, но при цене самого базового устройства в районе 50 долларов (а дальше это будет и еще меньше) и ежемесячного платежа от абонента инвестиция может быть оправдана для оператора.

В мире, где сети более развиты, операторские контракты на смартфоны были основным драйвером роста. Но одно дело топовый смартфон Samsung или последний iPhone, другое – бюджетное устройство, которое может идти даром с каким-то самым дешевым контрактом. До Украины такая мода ранее не доносилась. Но возможно, еще дойдет, ведь в стране только треть пользователей имеют на руках смартфоны, а операторам через год предстоит внедрять 4G и учить абонентов потреблять больше при том, что количество 4G-устройств на руках пока критически мало и покупательская способность населения остается на низком уровне. В целом, на нашем рынке и рынках развивающихся стран Африки и Азии самые дешевые смартфоны вполне могут стать бесплатными для пользователей. Особенно по мере снижения планки минимальной цены.

Чем платить: своей лояльностью и потреблением операторских услуг.

5. Авиабилеты

tickets

Об этом сообщил гендиректор Ryanair. Бесплатные билеты О’Лири планирует запустить в перспективе 5-10 лет, но это будет лишь акционное предложение (сейчас такие билеты Ryanair продает за несколько евро) и действовать оно будет только в маленьких и неказистых аэропортах, которым критичен пассажиропоток.

И хотя авиабилеты не касаются напрямую темы технологий, связь с предыдущими идеями тут четко прослеживается. Транспорт должен стать бесплатным, чтобы привезти пользователя туда, где он с радостью расстанется со своими денежками. Многие бизнесы на такое согласятся. Кроме того, именно распространению интернета лоукостеры обязаны взрывным ростом своей популярности. Если бы у людей не было доступа к метапоисковикам, где можно в пару кликов сравнить цены и выбрать самое дешевое предложение от перевозчика, не было бы сегодня никаких билетов по Европе за 10 евро.

Чем платить: авиакомпания планирует заработать еще больше на дополнительных услугах, которые она сможет продавать большему количеству пассажиров, а также добиться 100%-скидок от аэропортов и субсидий от муниципальных властей за большой пассажиропоток.

В итоге

В целом, прослеживается четкая тенденция к отмене оплаты некоторых услуг. В современном технологичном мире внимание пользователя – главная валюта. Естественным образом мы приходим к тому, что все больше вещей мы потребляем через интернет. Количество таких услуг растет безумными темпами, а вот стоимость – снижается под влиянием конкуренции. В то же время на нашей планете остается большое количество потенциальных клиентов, которые не охвачены инфраструктурой или не имеют средств на преодоление входного барьера. Соответственно, в целях компаний, предоставляющих эти услуги – снизить до минимума входной барьер и зарабатывать на сопутствующих возможностях, которые люди так или иначе начнут оплачивать, так как новый способ потребления удобнее.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: