Обзоры
Ovi Maps: на что способна бесплатная навигация?
16

Ovi Maps: на что способна бесплатная навигация?

Обзор Ovi Maps

21 января 2010 года компания Nokia объявила о том, что сервис Ovi Maps, за который ранее взималась ежемесячная оплата, становится бесплатным для всех владельцев смартфонов Nokia. Таким образом компания ответила на возможную угрозу со стороны Google, которая пока только в США предоставляет бесплатные навигационные сервисы, и в очередной раз подтвердила свое реноме компании, являющейся не только производителем устройств, но и сервис-провайдером. Предлагаем вам познакомиться с этим сервисом поближе и оценить, способен ли он составить конкуренцию привычным навигационным пакетам.

На данный момент сервис доступен не для всех смартфонов компании, а только для ряда моделей, со списком которых можно ознакомиться на сайте компании. Сейчас эти модели можно приобрести не только с бесплатными картами, но и с автокомплектом, состоящим из держателя и зарядного устройства — аксессуары для автомобильной навигации весьма полезные. Владельцам других устройств придется подождать, пока компания адаптирует для них свой сервис, но если версия системы ниже, чем Feature Pack, то ждать смысла нет — с самого начала было заявлено именно о таких системных требованиях. Также не стоит рассчитывать, что все заработает «из коробки». В нескольких тестовых устройствах установлена старая версия карт, поэтому для работы нужно загрузить из Ovi Store последний апдейт. Сделать это можно прямо со смартфона либо используя пакет Nokia PC Suite. Но даже последняя версия карт требует некоторой предварительной подготовки.

Подготовка к работе

Теоретически, обновив программу для навигации, можно сразу включать телефон и ехать. Практически же стоит сначала совершить некоторые действия. А именно: загрузить русскоязычный пакет голосовых подсказок (изначально они не включены в комплект поставки, а украинского языка нет совсем), а также предварительно загрузить карту Украины. Последнее как будто необязательно, но, как показывает практика, пользоваться сервисом в режиме постоянной загрузки карт нереально, почему — читайте далее. Пока же разберемся, как загружать карты.

Для этого придется установить пакет Nokia Map Uploader, есть версии для Windows и Mac OS X. Первая работает только при установленном Nokia PC Suite, вторая — Nokia Multimedia Transfer. С пакетом под Windows нужно быть внимательным, так как он по умолчанию почему-то начинает грузить все карты подряд: если оставить его и уйти, можно неожиданно скачать два с половиной гигабайта карт, израсходовав на это всю память устройства. В остальном же все проще простого: выбираем регион и карту и загружаем на устройство. Сразу же настораживает размер карты Украины — 65 МБ, в то время как карты популярных навигационных пакетов, например «Аэроскана», весят под 600 МБ. Поэтому с самого начала становится ясно, что с детализацией карт пока еще не все хорошо. Не менее просто происходит и загрузка голосовых пакетов. Независимо от региона доступны карты всего мира, поэтому, отправляясь за границу, можно обзавестись нужными картами заранее, не тратя денег на дорогой трафик в роуминге.

Интерфейс

Важной частью навигационного софта является интерфейс, особенно если программу предполагается использовать за рулем. У Nokia Maps с этим не все гладко. Очевидно, что интерфейс создавался производителями телефонов, а не навигаторов. Главное меню навигационного пакета представляет собой набор из восьми пиктограмм, которые, скажем прямо, не слишком информативны. А подписи рассчитаны на человека с орлиным зрением. Рассмотреть там что-либо, когда телефон находится в держателе на лобовом стекле, практически невозможно. Впрочем, особенно там читать и нечего — к расположению пунктов быстро привыкаешь. Тем более что востребованных пунктов меню не так уж и много, в основном это первые два: Мое местоположение и Поиск мест. Сервис Lonely Planet теоретически должен содержать базу POI, но на данный момент она очень слабо наполнена и вряд ли пригодится. Особенно с учетом того, что база POI в самой программе лучше, хотя и далеко не полная. Кроме того, из этого меню можно включить обновление статуса в Facebook в соответствии с местоположением, просмотреть свои избранные места и узнать прогноз погоды. Отдельными пунктами меню являются На автомобиле и Пешком, их назначение понятно из названий. По сути своей представляют собой одно и то же, отличия состоят лишь в способах передвижения. Отдельно в настройках можно задать способ передвижения по умолчанию.

У интерфейса карт есть одна глобальная проблема: он очень разнородный и зависит от того, в какой части программы в данный момент находишься, единый стиль отсутствует. Главное меню, настройки, отображения карты, дополнительные опции на ней — такое ощущение, что все эти части интерфейса делали разные люди, которым к тому же запретили между собой контактировать. Конечно, это не смертельно, возможно, кто-то и вовсе не обратит на подобные вещи внимания. Но все же в рамках одного программного продукта подобное «изобилие», на наш взгляд, излишне. Кроме того, неясна логика навигации по интерфейсу. За возврат назад в большинстве случаев отвечает не какая-либо вариация на тему кнопки Назад, а клавиша Меню. Естественно, к этому тоже привыкаешь. Но подсознательно от нее ожидаешь скорее контекстного меню, чем возврата назад. В общем, интерфейс есть куда развивать, хотя вряд ли это будет сделано в ближайшее время.

Настройки

Настройки программы позволяют регламентировать работу с сетью, выбрать точку доступа по умолчанию, а также включить предупреждения о роуминге. Ведь даже если карты закачаны в смартфон изначально для поиска объектов, отображения POI, а также для показа карты в режиме Спутник трафик все же будет расходоваться. Поэтому, чтобы на 100% обезопасить себя от лишних расходов нужно полностью отключить использование доступа в Интернет. Раздел Настройки/Навигация позволяет управлять всем, что связано непосредственно с движением: выбор языка голосовых подсказок, домашнего местоположения, предупреждений о превышении скорости и т.д. Стоит отметить также возможность учета интенсивности дорожного движения, которая, правда, пока не работает. Следующая закладка уже относится к построению маршрутов — здесь выбираем, по каким дорогам будем ехать, способ передвижения и тип маршрута. В настройках карты указываем, какие типы POI отображать, сколько максимум памяти можно использовать для карт, где их хранить и систему измерения. Последняя же вкладка отвечает за синхронизацию с Ovi.

Навигация

Карты. Как уже было сказано, незадолго до перехода навигации в бесплатный режим работы появились и подробные карты Украины, до недавнего времени представлявшие собой набор из десятка крупнейших трасс. Поставщиком карт выступает компания Navteq, которую Nokia приобрела в прошлом году. Компания «широко известна в узких кругах» поставщиков карт, что позволяет надеяться на высокое качество карт в будущем. Пока же с ними не все гладко. Адресная привязка присутствует даже не во всех областных пунктах (например, в Херсоне есть только улицы, без названий), а просмотреть список всех доступных населенных пунктов возможности нет. Хотя поездка по Украине показала, что в общих чертах нанесены даже небольшие города, такие, к примеру, как Новая Одесса, Первомайск, Вознесенск (Николаевская обл.). Но улицы улицами, а пока не будет адресной привязки, толку от этого немного.

Карты довольно точные, с определением местоположения проблем нет. В городах нанесены не только улицы, но и дворовые проезды, а вот контуры зданий здесь не приведены. Поначалу кажется, что нет и номеров зданий, так как поиск организован совсем не так, как в традиционных навигаторах: вводить отдельно номер дома просто некуда. Но на самом деле все в порядке – дома пронумерованы, и их совершенно не сложно найти. Вот только не поддерживаются буквы в номерах.

Поиск, объекты. Любой поиск в приложении Nokia Maps производится через одну строку. Сюда можно вводить как название улицы с номером дома, так и требуемый объект. Здесь желательно подключение к Сети — поиск в интерактивном режиме, как правило, дает больше результатов. Видимо, основная база хранится на сервере, в то время как сама программа содержит только основные данные. Отдельно можно просматривать POI по категориям, объектов довольно много. Неочевидная функция — для большинства объектов, кроме адресов, в базе есть и телефоны, и после выбора того или иного объекта в контекстном меню, помимо пунктов Ехать на автомобиле или Идти пешком, появится еще и пункт Позвонить. Удобно, если вы, к примеру, ищете гостиницы поблизости, хотите сразу узнать о наличии свободных номеров и так далее. В общем, нужная и полезная функциональность. Как уже было сказано, номера домов также вполне уверенно находятся, но только если номер не содержит букв. Найти что-либо, имеющее адрес вида <номер дома> <буква>, нельзя. Интересно, что поиск двуязычный: русский и украинский, что избавляет от множества проблем одним махом.

Прокладка маршрутов. И вот мы подобрались к самому интересному — прокладке маршрутов. И здесь вновь складывается ощущение, что программу делали люди, несколько далекие от навигации — настолько все непривычно. Простой пример: автор статьи в процессе тестирования отправлялся в поездку из Киева в Херсон. Естественно, навигатор проложил маршрут по кратчайшему пути — через Кировоград, в то время как более привычным и оптимальным является вариант через Умань, Голованевск и Первомайск. Так вот, если ввести конечный пункт маршрута и начать навигацию, добавить промежуточный адрес уже нельзя никак. Построили маршрут — все, следуйте по нему. Хотя возможность добавлять промежуточные точки есть, вот только возможности ввести адрес нет. Можно лишь добавить объекты из базы POI.

  

И уж когда ваш покорный слуга совсем уж было решил, что строить маршруты по нескольким адресам нельзя, такая возможность все же нашлась. Но она надежно спрятана от неподготовленного пользователя, который привык пользоваться отдельными навигаторами. Оказывается, нужно просто последовательно выполнить поиск нескольких адресов, каждый раз выбирая Добавить к маршруту. Затем рассчитываем маршрут, если результат удовлетворил — жмем Поехали. Если нет — добавляем еще промежуточную точку и так далее. Причем навигатор не пытается построить кратчайший путь через все точки. В каком порядке зададите — в таком и поедет, что хорошо видно на скриншоте. Не Киев-Голованевск-Херсон, а Киев-Херсон-Голованевск. К счастью, точки можно «двигать» по списку, хотя все же странно, что навигатор не стремится построить кратчайший путь через них. Вполне очевидно, что и в процессе движения должна быть возможность добавлять в маршрут промежуточные адреса, такое ощущение, что в этой части программы пропущен один уровень меню — досадная недоработка, которых, впрочем, в программе больше, чем хотелось бы. И здесь мы переходим к главному — впечатлениям от использования.

Навигация, впечатления

Для чистоты эксперимента изначально мы решили попробовать навигацию без загруженной заранее карты, чтобы оценить расходы трафика и удобство такого режима работы. В повседневной жизни делать этого не стоит, и совсем не потому, что будут большие расходы на трафик, нет. С этим как раз не все так плохо, за день езды по Киеву уйдет мегабайта полтора-два. Тем более что карта кешируется в память устройства и второй раз загружаться уже не будет. Да и как могут существенно возрасти расходы на загрузку карт, если вся карта «весит» 65 МБ? Проблема состоит в другом — прокладка маршрутов в таком режиме работает из рук вон плохо. Маршрут постоянно пересчитывается, меняется, прямо на перекрестке вам могут внезапно посоветовать ехать в обратную сторону, рвануть под «кирпич» по односторонней дороге и так далее. Складывается впечатление, что смартфон пытается строить маршрут по тому несчастному кусочку карты, который успел загрузить, а все остальное для него — темный лес. Хотя по логике вещей в таком режиме маршрут должен строиться на сервере и передаваться в телефон. В общем, вывод один — пользоваться такой навигацией невозможно. Именно поэтому в самом начале статьи мы советовали загрузить нужные карты сразу — ситуация улучшится кардинально, большинство проблем отпадут сами собой.

Маршруты программа прокладывает порой далеко не оптимальные по скорости и удобству передвижения, игнорируя проспекты и предпочитая улочки местного значения. Частично это решается настройками, но не всегда. С ПДД в большинстве случаев также проблем нет, улицы с односторонним движением Nokia Maps известны, равно как и разрешенные левые повороты. Качество голосовых подсказок также претензий не вызывает: голос приятный, команды более чем адекватные и понятные. Проекция карты вполне удобная, названия улиц легко читаются, постоянно отображаются текущая скорость, расстояние до пункта назначения и расчетное время прибытия. Хотелось бы, конечно, чтобы цифры эти были покрупнее, но и так неплохо. Левая функциональная клавиша открывает меню Функции, из которого доступны самые нужные функции (см. скриншот). В целом же все удобно и более-менее интуитивно.

Впечатления

И еще немного впечатлений от использования Nokia Maps в поездке. Все же программа оказалась далеко не безгрешной. Время от времени теряются спутники, идет пересчет маршрута. Если включить автономный режим — все продолжает работать, но точность определения координат падает (хотя логики в этом нет никакой). Время холодного старта также довольно высоко — две-три минуты. На маршруте Херсон-Первомайск-Голованевск-Умань есть по большому счету лишь одно место, где можно заблудиться, — крайне неудобная развязка в Первомайске. И именно на ней Nokia N97 mini потеряла спутники. А затем уже в 100 км от Киева на Одесской трассе, где уже никуда не нужно было сворачивать, в районе Таращи навигатор неожиданно предложил свернуть через разделитель налево. Зачем — одному Богу известно. В целом, повторимся, все более-менее нормально. Впечатления примерно такие же, как от использования навигатора с iGo и картами CarteBlanche. И не зря — ведь Navteq, естественно, не пыталась создать карты с нуля, а просто купила то, что на тот момент было у CarteBlanche. Жаль, что не у «Аэроскан».

Выводы

От использования карт Nokia остается двойственное впечатление. Для человека неподготовленного, который впервые сталкивается с навигационными пакетами, это решение, пожалуй, будет хорошим выходом, особенно если навигация нужна не постоянно, а лишь время от времени. Купив смартфон и совершив минимум действий по загрузке карт, он получит в своем устройстве довольно неплохое навигационное решение, которое выручит в случае необходимости. Главное — не слишком-то ему доверять и посматривать на указатели и знаки (впрочем, эти советы актуальны для любого навигатора). Ведь мы помним, что навигация бесплатна и предлагается «в довесок» к смартфону, причем самый недорогой (Nokia 5230) стоит всего-то чуть больше $200. Хорошо это? Несомненно. С другой стороны, люди, имеющие опыт общения с навигационными устройствами и пакетами, найдут в Nokia Maps множество недостатков. Причем дело даже не в картах, а как раз в самом навигационном пакете, логика интерфейса которого, мягко говоря, непривычная. А сами карты — дело наживное, при наличии ресурсов за полгода-год их можно вывести на принципиально новый уровень. Но, опять же помним, что пакет предлагается бесплатно. Хотите что-то лучше — поставьте Garmin Mobile XT и купите к нему карту, все вместе обойдется почти в $150. Другое дело, что такой софт в нашей стране мало кто покупает, предпочитая скачивать с файлообменников. Но процедура установки «ломаного» ПО хотя и не слишком сложна, но все же требует определенных знаний. А здесь — как будто бери и пользуйся. И вроде бы хочется похвалить Nokia за этот шаг и назвать наличие бесплатной навигации отличным конкурентным преимуществом. Но глядя на тот, как периодически начинает «тормозить» смартфон в режиме навигации, как сделан интерфейс, на детализацию карт и т. д., хочется с этим повременить. И посоветовать компании сначала довести все до ума, а лишь потом начинать массированную рекламную кампанию. Впрочем, уже поздно. Да и Nokia не привыкать выпускать на рынок «сырые» продукты, как аппаратные, так и программные. И что скажут пользователи, активно покупающие Nokia 5230 «потому, что с навигацией», через некоторое время — еще вопрос.

Карты тестировались на смартфонах Nokia N97 mini и Nokia 5230

Продукт предоставлен Nokia

 


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: