Статьи
Переносимость номеров – мифы и реальность
55

Переносимость номеров – мифы и реальность

Когда и если услуга переносимости номера станет доступна для украинских абонентов связи, это станет крупнейшей инновацией на рынке со времён появления мобильной связи. Не случайно нам приходится оговаривать “когда” и “если”. С 2009 года, когда переносимость номеров была закреплена соответствующими поправками к “Закону о телекоммуникациях”, на её реализацию отводилось шесть месяцев. С тех пор прошло уже три года и только сейчас начали появляться ключевые нормативные документы. Тем не менее они появляются, процесс пошёл и есть основания надеяться, что до конца 2013 года мы получим долгожданную возможность.

Месяц назад, 21 ноября, Министерство юстиции утвердило “Технические требования” к сетям операторов связи в части услуг переносимости абонентских номеров. Этот документ был разработан Администрацией службы специальной связи и защиты информации, которая с недавних пор выполняет в нашей стране функции Администрации связи. Другой ключевой документ – Положение о предоставлении услуг переносимости номеров и использования персональных номеров, – пока в виде проекта предложен Национальной Комиссией по регулированию связи и информатизации для публичного обсуждения. Несмотря на возможное внесение в него изменений, в целом контуры услуги уже вполне понятны. Давайте пройдем эти документы пункт за пунктом, чтобы ознакомиться с предлагаемыми нам возможностями.

Первое, на что нужно обратить внимание, это распространение принципа переносимости номеров и на фиксированные сети. То есть привычная аббревиатура MNP (Mobile Numbers Portability) оказывается лишь частным случаем услуги переносимости номеров.  Среди прочего это открывает возможность переноса в сети т.н. местной мобильной связи, более известной как CDMA-сети, своих городских квартирных и рабочих номеров. При этому Положение оговаривает свободный перенос  номеров фиксированной связи в пределах одной зоны нумерации, то есть мигрировать можно будет только если совпадают т.н. АВС-коды, например 044 для Киева. Также появится возможность сохранить за собой квартирный номер при переезде на новое место, обслуживаемое другой районной АТС.

Проект Положения о предоставлении услуги устанавливает срок ее развертывания (п.2 Решения) для сетей мобильной связи тридцатым ноября 2013 года. Для подготовки к переносимости номеров фиксированных сетей выделяется на год больше, до конца 2014 года. К сожалению, в случае переносимости фиксированных номеров в НКРСИ вставили примечательную оговорку (п.2 Решения): “при наличии технической возможности”. Как показывает весь предыдущий опыт регулирования украинского телекома, такие оговорки необходимо понимать как “при наличии желания у операторов связи”. Ситуация усугубляется ещё и тем, что львиная доля номерного ресурса фиксированной связи приходится на теперь уже формально частную компанию “Укртелеком”. Несмотря на смену юридического статуса, бывший государственный монополист по-прежнему пользуется особым расположением государственных мужей. В связи с этим перспективы появления полноценной переносимости фиксированных номеров представляются туманными.

Помимо голосовых вызовов, прозрачным для абонентов образом должны маршрутизироваться также текстовые и мультимедийные сообщения. При совершении звонка на номер, который перенесен в другую сеть, оборудование обслуживающего этот номер оператора должно выдавать голосовое предупреждение. Для текстовых и мультимедийных сообщений на перенесенные номера подобное информирование не предусмотрено.

Одной из интересных возможностей, которая должна появиться вместе с услугой переносимости номеров, станут так называемые персональные номера.  Для понимания существа этой услуги необходимо вспомнит, что телефонные номера не принадлежат их пользователям, ни операторам телефонной связи, ни конечным абонентам.  Весь номерной ресурс принадлежит государству, которое выделяет номера операторам сетей. Те, в  свою очередь,  предоставляют их абонентам. Предоставляют не в собственность, но в пользование, временно и на определенных условиях.  Услуга персональных номеров позволяет абонентам, физическим и юридическим лицам приобрести номер, получить его в свою собственность. Благодаря услуге переносимости такой номер можно будет обслуживать у любого оператора связи, чьё предложение покажется наиболее выгодным.

Для персональных номеров предполагается выделить отдельный диапазон, недоступный для операторских компаний. Нельзя не отметить, что подобная услуга не очень распространена в мире. Так что изучение зарубежного опыта не сильно поможет разобраться в её перспективах.

Услуга переносимости должна предоставляться абонентам бесплатно, согласно проекту Положения все расходы берет на себя оператор-получатель. Он же, оператор-получатель, является ответственным перед абонентом за осуществление перехода на свою сеть (т.е. собственно перенесение номера).

Важный момент: переход к другому оператору предполагает заключение с ним договора, то есть отказ от предоплаченной, неперсонифицированной формы предоставления услуг. Это по-своему логично, но сопряжено с некоторыми потенциальными неудобствами и рисками для абонента. Например, на сегодняшний  день абоненты предоплаченных услуг на сто процентов защищены от неприятных неожиданностей в роуминге. Если же речь идёт о контрактных абонентах, украинские операторы не стесняются начислять им практически любые суммы, которые в состоянии поместиться на экране их калькуляторов.

Проект Положения предусматривает возможность для абонента сообщить о своем желании сменить поставщика услуг с помощью SMS, через вэб-сайт либо путем подачи собственноручно написанного заявления. В любом случае заявление подается оператору-получателю. Документ отводит максимум сутки на перенос номера в сетях подвижной мобильной связи и 7 рабочих дней в сетях фиксированной. Допускается не более трех часов неработоспособности телефонной связи по номеру абонента.

Абонент может менять номер не чаще одного раза в течение тридцати  календарных дней. В  течение первых 12-ти часов с момента подачи можно отказаться бесплатно,  после этого срока у операторов появляется право применить к заявителю штрафные санкции. Санкции предусмотрены и в других случаях: подача двойной заявки о переносе; отказ от уже выполненной услуги; заявление о возврате к своему прежнему оператору до  истечения тридцати календарных дней с момента перехода.

В Положении ничего не сказано о ситуации, когда абонент имеет неоплаченные счета у оператора, от которого он хочет уйти. Скорее всего эта дыра будет закрыта в финальной версии документа. Положение запрещает каким либо образом дискриминировать как абонентов, перешедших на обслуживание из других сетей, так и абонентов, заявивших о своем желании перейти на обслуживание к другому оператору.

Разговор о замечательных возможностях новых услуг будет неполным, если не указать потенциальные узкие места. Таковыми являются, в первую очередь, порядок взаимодействия операторов связи и так называемого администратора Центральной Базы Данных (ЦБД). Эта база является ключевым элементом системы переносимости номеров и должна аккумулировать информацию, позволяющую корректно маршрутизировать перенесенные в “чужие” сети номера. Администратора этой ЦБД предполагается определять на открытом конкурсе. При этом зафиксированные в п. 4.1.7 проекта Положений требования к участникам конкурса отсекают от участия в нём, по сути, вообще всех известных публике участников рынка телекоммуникаций, включая и операторов, и производителей (вендоров), и системных интеграторов.  Эта более чем странная ситуация поневоле напоминает скандальный конкурс на приватизацию Укртелекома. Тогда благодаря тщательно выписанным условиям единственным претендентом на госмонополиста оказалась никому не известная компания с оффшорными корнями.

При этом и в проекте Положения, и в уже принятых Технических условиях зафиксированы более чем спорные технические решения. Например, операторам сетей связи запрещается (п. 2.8 Технических Условий) использовать локальные базы перенесенных номеров. Это резко снижает устойчивость всей системы маршрутизации вызовов в сетях телефонной связи, поскольку предполагает, что любой межсетевой вызов должен направляться на ЦБД. При этом требования в части отказоустойчивости ЦБД (п 2.11 Технических Условий) выписаны на удивление невнятно.

Поневоле приходится задаваться вопросом кто же эти неизвестные герои, которым может быть интересно брать на себя такую ответственность? В подготовленных НКРС и Администрацией связи документах ни слова на сказано о возможном потенциальном доходе администратора ЦБД. Это, мягко говоря, не повышает привлекательность в глазах “обычного” бизнеса. Впрочем, если верить информации о том, что изначально предполагалось маршрутизировать и взимать плату за все без исключения вызовы в сетях связи, загадка перестает быть таковой. Как сплетничают операторские компании, речь идет о создании “свечного заводика”, который будет изымать средства с рынка мобильной связи под благовидным предлогом организации общественно-полезной услуги. Тогда совершенно логичны  ни к чему не обязывающие “требования” для операторов фиксированной связи (читай – Укртелекома), запрет на использование локальных баз данных операторами мобильной связи), невнятные требования к надежности.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: