Рубрики ОбзорыАвто

Tesla, BYD и «традиционные» автопроизводители. Электрические авто идут на новый рекорд — в 2023 году продажи достигнут 14 млн. Когда уже конец ДВС?

Опубликовал
Володимир Скрипін

Действительно ли спрос на электромобили начал замедляться и угрожают ли лидерству Tesla китайцы? Ежегодное исследование мирового рынка электрокаров, которое подготовили аналитики BloombergNEF как раз к климатическому саммиту COP28 в Дубае, содержит несколько заслуживающих внимания красноречивых графиков, фактов и цифр, особенно интересных в контексте нынешней перестройки энергетического ландшафта .

Никаких признаков замедления спроса на электрокары пока нет

Ключевой тезис этого исследования — недавние сообщения ( вроде таких ) о замедлении темпов роста продаж электромобилей оказались сильно преувеличенными. И авторы приводят соответствующие факты на цифры, опровергающие суждения о спаде спроса на электрические авто.

Ожидается, что в текущем году продажи электрических авто («чистые» на аккумуляторах BEV + гибриды с возможностью подзарядки от электросети PHEV) составят 14 миллионов — на 36% больше, чем в 2022 году. В США, где больше всего занимались спросом, темпы даже превышают прогнозы и в этом году ожидается прирост 50%. Продажи могут не оправдать надежд отдельных производителей (привет Volkswagen, Renault и другим), но в целом темпы соответствуют прогнозу BNEF, сделанному в начале года, и большинству отраслей такие темпы роста — счастье.

Продажи электрокаров в мире идут на новый рекорд

 

Онлайн-курс Recruiter від Mate academy.
Обирайте курс Recruiter та ставайте високооплачуваним спеціалістом! Навчання відбувається онлайн та ідеально підходить для новачків!
Отримати знижку на курс

Замедление все еще возможно, но ситуация больше напоминает конкурентную борьбу за лидерство, чем падение спроса в целом.

Как росла доля чистых электрокаров с 2015 года

Tesla, BYD и Li Auto, надежно удерживающие лидерство в сегменте чистых электромобилей, и другие по итогам 2023 года откусят 7% мирового рынка против 1% в 2020 году. Toyota, Volkswagen, Renault, Stellantis и другие традиционные автопроизводители пока еще существенно отстают в «электрической» нише и в целом проигрывают конкуренцию Tesla и китайским производителям. Китайские производители берут количеством, тогда как Tesla все еще зарабатывает больше, аналогично Apple и производителям Android на рынке смартфонов. В то же время европейские производители, судя по всему, наконец-то осознали угрозу и начали активнее шевелиться в сегменте относительно доступных электрокаров. С другой стороны, США внедряет дополнительные стимулы для электромобилей и аккумуляторов, видя серьезную угрозу в доминировании Китая на рынке «зеленых» полезных ископаемых — вот здесь подробнее объясняли, почему это важно.

США, Украина и остальные на пути электрификации транспорта

За январь-ноябрь продажи электромобилей в США впервые в истории превысили 1 млн, что в целом является важной вехой.

Отдельно в отчете BloombergNEF отмечают Inflation Reduction Act в США в поддержку развития «зеленой» энергетики, которая помогла привлечь  $100 млрд инвестиций в производство электромобилей и аккумуляторов.

Другой стоящий момент — скорее других на электромобили переходят в развивающихся странах, таких как Индия, Таиланд и Индонезия, где недорогие модели являются главными бенгерами, стимулирующими спрос.

И Украина – не исключение. Война и топливный кризис 2022 года в сочетании с низкой стоимостью электроэнергии и налоговыми льготами (за растаможку украинцы сейчас платят только акциз — €1 за кВтч емкости аккумулятора) лишь подогрели спрос, мотивировав украинцев еще активнее пересаживаться на электрокары.

Volkswagen ID.4 Crozz

В 2022 году  продажи полностью электрических авто выросли на треть , а за 10 месяцев 2023-го украинцы купили 28,7 тыс. электромобилей – в 2,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Уже несколько месяцев лидером среди новых авто остается Volkswagen ID.4. Как известно, официально в Украине электрический кроссовер не продается, поставки уходят из Китая. В то время как первенство среди подержанных электричек удерживает Nissan Leaf.

Если говорить о самых популярных моделях, то уже особо никто не сомневается, что по итогам 2023 года титул абсолютного бестселлера получит Tesla Model Y, еще в начале года сдвинувший с пьедестала многолетнего лидера Toyota Corolla. Собственно, этот успех Model Y предвещал с самого выхода на рынок в начале 2020 года.

Tesla пока в лидерах, но BYD догоняет

Tesla остается лидером рынка «чистых» электрокаров, но китайская BYD стремительно догоняет, особенно в штуках (в деньгах Tesla пока далеко впереди).

Tesla Model Y

За 9 месяцев 2023 года Tesla отгрузила клиентам 1 324 074 электрокаров — по итогам всего 2023 года есть хорошие шансы выйти на объем продаж 1,8-1,9 млн и, если повезет, выйти в высшую лигу. Например,  BMW в 2022-м отгрузила 2,4 млн авто, чем обеспечила себе #9 место в глобальном рейтинге крупнейших производителей. Инвестиции в электромобили стремительно наращивают Toyota, Ford и другие. Кроме Tesla, над доступными электрокарами за 20-25 тыс. евро работают Volkswagen, Renault и другие. Уже сейчас очевидно, что именно в этом сегменте развернется самая жестокая конкуренция.

Перспективы — скоро ли конец эры ДВС

Как уже упоминалось выше, никаких признаков замедления спроса на электрокары пока нет ни в США, ни в ЕС, ни в Украине. Если говорит о более близком к нам рынке ЕС, где раньше согласовали полный запрет продажи новых авто на ископаемом топливе с 2035 года, уже сейчас каждая пятая проданная в ЕС новая легковушка — это чистый электромобиль на батареях. А если брать Норвегию, до сих пор бесспорный лидер в электрификации автомобильного транспорта, там доля электрокаров уже давно далеко за 80%.

В США нацеливаются на 50% чистых электрокаров в продажах к 2030 году, а Китай — на 40%. Причем Китай может добиться цели уже в следующем году. На сегодня уже около 20 автопроизводителей разного калибра, которые вместе занимают 54% мирового рынка, подтвердили намерение достижения углеродной нейтральности к 2025 году или раньше. В то же время полный отказ от авто с ДВС подтвердили компании, которые на сумму контролируют 32% мирового рынка.

И не нужно быть гением аналитики или крупным финансовым экспертом, чтобы спрогнозировать дальнейший рост спроса на электромобили, в том числе и в Украине, ввиду реальных реалий и очень вероятное повышение акциза на автогаз в будущем, которое недавно анонсировал скандально известный Даниил Гетманцев. Ожидается, что после роста акциза втрое его цена на АЗС вырастет на 8% и превысит 40 грн/л. Так что пристегиваем ремешки и устраиваемся как можно удобнее, для электромобилей и автомобильной отрасли вообще наступили очень интересные и переломные в историческом смысле времена.

Disqus Comments Loading...