Обзоры
Украинские телекоммуникации на пороге «большой либерализации»
0

Украинские телекоммуникации на пороге «большой либерализации»



Сегодня одной из самых горячих тем отрасли телекоммуникаций Украины, да и украинской экономики вообще, является приватизация ОАО "Укртелеком". Именно с этим событием связывают окончательную либерализацию украинского рынка телекоммуникаций. Кроме того, приватизация "Укртелекома", по мнению ответственных за ее организацию госструктур (ВР, Кабмина и т. д.), должна решить не только проблему поступления денег в бюджет Украины, но и принести так необходимые для телекоммуникационной отрасли инвестиционные ресурсы на модернизацию и развитие.



Либеральная эволюция отрасли

Говоря об эволюции либерализации украинского рынка, вполне уместно разделить
ее на несколько этапов.

Становление. Вообще говоря, этот процесс характерен для всей экономики Украины и выражается в массовом создании предприятий негосударственной или "полугосударственной" формы собственности в каждой отрасли, в том числе связи. Начался он в 1992 г. и продолжается до сих пор. Здесь важнейшим фактором развития является становление таких предприятий (в данной статье не рассматривается).

Разъединение. В это же время был отчасти либерализован и государственный сектор связи — здесь на начальном этапе независимости Украины наблюдались определенные трудности, объясняемые в первую очередь особенностями переходного периода: от подчинения Минсвязи СССР — под юрисдикцию Минсвязи Украины (сегодня Государственный комитет связи и информатизации). Все остальные эволюционно-либерализационные процессы были связаны в основном с реконструкцией госструктур отрасли.

Вначале процесс "разъединения" пошел в направлении дробления отрасли — создания своего рода конкурентной среды государственных областных "телекомов" (региональных предприятий электросвязи), следствием чего стало образование 25 областных, Киевского и Севастопольского предприятий электросвязи, а также ряда других структур — например, "Укртека", отвечавшего за эксплуатацию магистральных и зоновых линий связи в стране.

Объединение. Позднее такой подход был пересмотрен в отношении госсектора телекоммуникаций, и в 1993 г., после утверждения правительством Комплексной программы создания Единой национальной системы связи Украины, начинается обратный процесс — объединение областных предприятий электросвязи. Он в основном завершился к 1995 г. созданием объединения "Укртелеком", что было закреплено законом "О связи" того же года. Законом, в частности, были определены права и обязанности "объединений в отрасли связи" (кроме "Укртелекома", было образовано еще одно объединение в области почтовой связи — "Укрпочта").

Эти процессы проходили в рамках создания единого мощного предприятия электросвязи, обеспечивающего неразрывность управления, консолидацию инвестиций, гибкость в инвестиционной политике, повторяя ситуацию в ряде европейских стран (например, в Германии имеется национальный оператор "Дойче Телеком", во Франции — "Франс Телеком" и т. д.). Отметим для справки, что Россия не пошла по такому пути — аналогичное "Укртелекому" российское предприятие "Связьинвест" так и осталось объединением 89 региональных предприятий электросвязи.

Углубление объединения. В 1996 г. государство принимает курс на приватизацию "Укртелекома". Причем на этом, еще обратимом, этапе столкнулись две концепции: приватизация "Укртелекома" как единого предприятия или как отдельных областных "телекомов", обладавших пока еще финансовой (управленческой и иной) независимостью. Победил первый подход, который, кстати, сегодня критикуется некоторыми экспертами, считающими, что продажа ряда основных областных предприятий может принести в казну больше средств, чем продажа всего "Укртелекома".

В 1998 г. процесс пошел дальше, и "Укртелеком" постановлением Кабмина был преобразован в единое государственное предприятие. В начале же 2000 г. он стал открытым акционерным обществом, в котором государство пока является владельцем 100% акций.

Вперед к приватизации. Летом 2000 г. Верховная Рада принимает закон "Об особенностях приватизации ОАО “Укртелеком”", а осенью 2000 г. Кабмин — решение о начале приватизации ОАО "Укртелеком". Порядок и последовательность приватизации "Укртелекома" определяются исключительно нормами закона "Об особенностях приватизации ОАО “Укртелеком”".

И результаты…

К приватизации "Укртелекома" мы вернемся несколько позже. Сейчас же рассмотрим некоторые итоги развития отрасли связи в Украине.

Доходы. Отрасль связи (с учетом почтовой) является одной из самых динамичных в экономике Украины, обеспечивая ежегодный прирост доходов от предоставленных услуг до 30% и более, ее доля в НВП Украины в 2000 г. составила 4,2% (в 1997 г. — 3,5%).

В то же время структура доходов отрасли электросвязи, за исключением почтовой (см. рисунок), показывает, что здесь пока превалируют телефонные услуги — на них приходится более 70% общего объема. Особый интерес вызывают новые виды услуг, такие, как сотовая связь, Internet, пейджинг и др. Как видно из диаграмм, наибольший прогресс наблюдается в области сотовой связи, оборот которой за годы независимости Украины вырос с нулевой отметки до 1,2 млрд. грн в 2000 г. (883,7 млн. грн в первом полугодии 2001 г.).

Значительно скромнее успехи так называемой компьютерной связи (в определении Госкомстата) или, точнее, в секторе передачи данных (в основном через Internet — 90% оборота в секторе) — всего 151,1 млн. грн в 2000 г. (98,2 млн. грн в первом полугодии 2001 г.). В то же время нужно отметить, что в прошлом году этот сектор электросвязи явился лидером по темпам роста в отрасли.

Количество. По степени либерализации телекоммуникационная отрасль Украины не только не отстает от развитых стран, но и значительно опережает многие из них. В первую очередь это касается количества компаний разной формы собственности, работающих на рынке телекоммуникаций.

По состоянию на начало этого года, по данным Госкомсвязи, в Украине было выдано почти 1100 лицензий на виды деятельности в отрасли телекоммуникаций (табл. 1), а во втором полугодии, по информации председателя ГКСИ Станислава Довгия, их число уже приблизилось к 1200.

Таблица 1. Количество лицензий на
различные
виды деятельности в отрасли связи*

Вид деятельности

Количество лицензий

Удельный вес, %

Предоставление услуг местной телефонной
связи

557

51

Предоставление услуг междугородной
и международной связи

9

0,85

Предоставление услуг сотовой связи**

7

0,6

Предоставление услуг радиотелефонной
связи

95

8,7

Техническое обслужива-ние сетей
теле-, радио- и проводного вещания

415

38

Предоставление услуг почтовой
связи

9

0,85

* Данные в таблице сгруппированы
по основным видам деятельности. ** Только мобильной. *** По состоянию на
01.01.2000 г. — 898.

Однако существуют и другие виды лицензирования, например частотного ресурса — количество выданных лицензий на радиочастоты в Украине составляет около двух тысяч. Наконец, услуги доступа к Internet предоставляют в нашей стране, по разным данным, от 260 до 280 провайдеров — этот вид деятельности в Украине пока не лицензируется. Не имеется точных сведений и о числе операторов, занимающихся телерадиовещанием, прежде всего операторов кабельного телевидения. По некоторым оценкам, примерно половина из них не имеют лицензий на этот вид деятельности. Кроме того, более 160 украинских предприятий работают в сфере производства средств связи.

Качество. Таким образом, если судить по количеству компаний, работающих на рынке телекоммуникаций Украины, сегодня здесь имеет место не только либерализация, но и, по мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, даже "перелиберализация".

Необходимо учитывать еще один аспект — влияние компаний на рынок, в первую очередь экономическое… или финансовое. Поэтому когда рассматривается вопрос приватизации "Укртелекома", то речь идет не только о выведении из госсектора крупнейшей компании электросвязи в Украине, но и о передаче в частное управление (пока, правда, неполное) основных финансовых потоков отрасли электросвязи.

Достаточно отметить, что сегодня на украинском телекоммуникационном рынке доминирующее положение по финансовым показателям занимают сам "Укртелеком" и несколько компаний (в основном, "Утел" и UMC), в которых так или иначе (с разной долей) участвует он же (табл. 2).

Таблица 2. Совместные предприятия,
организованные с участием "Укртелекома"

Наименование предприятия

Вид деятельности

Доля "Укртелекома",%

Соучредители (доля,%)

ЗАО "Утел"

Оператор местной,
международной и междугородной связи

90

"Брокбизнесбанк"
(Украина) (10)

СП UMC

Оператор сотовой
мобильной связи

51

Deutsche Telekom
(16,33), Telecom Denmark (16,33), KPN (16,33)

СП "Инфоком"

Оператор передачи
данных (документальной электросвязи)

51

Controll Ware*
(49)

ЗАО "Элсаком Украина"

Провайдер спутниковой
системы Globalstar

34

Elsacom S.p.A**
(49),
НПО "Южное" (17)

СП "Телесистемы Украины"

Оператор сотовой
связи

9,9

Нет данных (49)***,

"Рута-Фарм" (41,1)

ОАО "Телекоминвест"

Инновационная компания
(привлечение средств населения для развития телекоммуникаций)

26

АК "Госинвест
Украины", АППБ "Аваль",
ООО "Полликорп Лтд.",
СП "Аттис-Телеком"

*Controll Ware — германский
системный и коммуникационный интегратор. **Elsacom S.p.A — входит в крупнейшую
итальянскую промышленную группу Finmeccanica. ***Ранее Qualcomm (США).

Именно эти компании и обеспечивают основную часть доходов отрасли — на долю
трех компаний-лидеров в прошлом году пришлось примерно 80% оборота отрасли электросвязи,
из них 50% — только на "Укртелеком". В 2000 г. доход "Укртелекома"
составил 3,4 млрд. грн (1,9 млрд. — в первом полугодии 2001 г.), СП "Утел"
— 1,4 млрд. грн (808 млн. в первом полугодии 2001 г.), СП UMC — более
800 млн. грн.

Для сравнения — на долю остальных операторов негосударственной формы собственности приходится в совокупности всего около 1 млрд. грн доходов от услуг связи.

Именно с финансовой точки зрения в первую очередь и необходимо рассматривать термин "большая либерализация" (или — приватизация, кому как нравится) — вывод "Укртелекома" из государственной сферы владения, продажи части акций в частные руки со всеми вытекающими отсюда последствиями: приход мощного инвестора, создание всеохватывающей конкурентной среды в телекоммуникациях Украины и др.

Где истоки?

Такое преимущество "Укртелекома" и компаний, в которых ему принадлежит часть акций, объясняется рядом законодательных преференций, предоставленных им ранее (в частности, собственность на технологические ресурсы).

Владения "Укртелекома". Вот некоторые из них. Во-первых, сегодня в руках "Укртелекома" сосредоточены практически все магистральные и зоновые (областные) наземные линии связи в Украине, лишь часть радиорелейных линий принадлежит Концерну радиовещания и телевидения (используются в основном для распространения телевизионного сигнала). Согласно закону "О связи", до прошлого года право на строительство и владение такими линиями имел только "Укртелеком". В 2000 г. законом "Об особенностях приватизации ОАО “Укртелеком”" в закон "О связи" были внесены изменения, которые устранили эту монополию, — сегодня строить такие линии (и владеть ими) могут любые компании. Во-вторых, "Укртелеком" владеет и основным объемом абонентских линий или, другими словами, на него приходится основная инсталлированная телефонная емкость Украины (табл. 3).

Таблица 3. Использование монтированной
емкости местной телефонной связи

Принадлежность связи

Номерная емкость
АТС, тыс. номеров

Коэффициент использования,
%

"Укртелеком"

8966,2

94,5

Ведомственные АТС

1475,3

78

Другие операторы

1218,9

61,4

Всего:

11660,4

88,9

Источник:
Госкомсвязи и информатизации, по состоянию на 01.01.2001 г. Примечание:
в первом полугодии 2001 г. "Укртелеком" ввел в строй более 100
тыс. номеров.

Такой "расклад" выражается следующими цифрами. Примерно 90% местного телефонного трафика в Украине осуществляется через "Укртелеком". Около 85—95% (в зависимости от направления — входящий/исходящий) международного телефонного трафика и практически всего междугородного трафика в Украине приходится на "Укртелеком" и "Утел". Именно этим двум компаниям принадлежит вся междугородная сеть Украины (междугородные АТС). Более того, сегодня основная масса украинских телефонных абонентов может выходить в мир только через эти две компании, за исключением корпоративных и мобильных абонентов, использующих, например, в Киеве сеть компании Golden Telecom или "Киевстар GSM". А им, в свою очередь, приходится арендовать каналы у "Укртелекома".

Определенная независимость имеется у операторов IP-телефонии, однако и они должны пользоваться каналами "Укртелекома" (если не имеют спутниковых). Словом, сегодня практически ни один оператор Украины не может обойтись без ресурсов (линий связи, АТС и др.) "Укртелекома". Исключение составляют лишь компании, использующие спутниковые каналы, однако и им требуется доступ к абонентам "Укртелекома".


Проблемы
"Укртелекома".
Не будем подробно останавливаться на всех технологических
аспектах организации связи в Украине (это тема отдельной статьи), однако хотелось
бы отметить следующее. Невзирая на "массовость" услуг и технологий "Укртелекома"
в сфере телекоммуникаций Украины, эта организация сталкивается сейчас и с серьезными
проблемами. Практически только на ее плечах лежит инфраструктурная модернизация
сети Украины: переход к полностью цифровым сетям, построение новых волоконно-оптических
линий (ВОЛС) и пр. Основной объем инвестиций в отрасль также обеспечивается "Укртелекомом".

Достаточно сказать, что в основном в Украине работает морально и физически устаревшее оборудование — только около 20% принадлежащих "Укртелекому" АТС можно отнести к современным электронным и цифровым, недостаточен удельный вес ВОЛС, требует совершенствования система управления предприятием. Эти работы сегодня ведутся, однако не столь интенсивно, как хотелось бы, в первую очередь из-за нехватки инвестиционных средств.

Серьезное влияние на деятельность "Укртелекома" оказывает и довольно жесткое государственное регулирование тарифов, связанное прежде всего с социальными проблемами, что не позволяет компании применять гибкие тарифные схемы, в отличие, например, от тех же операторов сотовой связи. Недостаточно урегулированные на законодательном и нормативном уровне взаимоотношения операторов в Украине приводят как к хищению трафика, так и к конфликтам между операторами.

И еще о "большой" либерализации

Было бы ошибкой предполагать, что только сам процесс приватизации "Укртелекома" решит вопрос "большой" или "окончательной" либерализации отрасли телекоммуникаций. Выполнение условия приватизации "Укртелекома" в этом плане обязательно, но не достаточно. Ведь приход жестких западных менеджеров к управлению таким предприятием (на что надеются в Украине) вполне может привнести в отрасль ряд новых проблем.

Поэтому, как уже говорилось, для "окончательной" либерализации отрасль нуждается в новой законодательной базе, новом регулирующем законе, который должен, во-первых, установить новые либеральные правила игры в отрасли как в части прав и обязанностей участников рынка (в том числе и потребителей услуг), так и в части арбитража рынка, т. е. в создании независимого регулирующего органа. Сегодня таковым является Администрация связи — ГКСИ.

Кстати, те же потенциальные покупатели "Укртелекома" (например, "Дойче Телеком") прямо заявляют, что об их участии в приватизации компании не может быть и речи до установления таких правил игры — инвесторы не могут идти на непредсказуемый рынок. Пока же отрасль живет по принятому еще в 1995 г. закону "О связи", в котором вопрос либерализации практически не затронут. Новые же законопроекты "О телекоммуникациях", разработанные как Госкомсвязи совместно с Кабмином, так и депутатами, были отклонены на предыдущей сессии Верховной Рады.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: