Обзоры
Выбираем акустическую систему
78

Выбираем акустическую систему


Компьютер дома — это возможность насладиться играми, цифровым аудио, видео, мультимедийными программами. Современный ПК любой ценовой категории обладает достаточной вычислительной мощностью для этих задач. Но без качественной акустики роль домашнего центра развлечений ему не под силу. То, что мы слышим из колонок, как и то, что мы видим на экране, дает гораздо более сильное впечатление о компьютере, чем все "мегагерцы" и "гигабайты", спрятанные у него в корпусе. Поэтому подойти к вопросу приобретения мультимедийных колонок нужно со всей серьезностью. Как это и сделали мы, собрав и прослушав 33 модели от ведущих мировых производителей.


Если обратиться к каталогу "Hot Line", там найдется свыше 130 предложений акустических систем от пятнадцати—двадцати различных производителей. Мы решили отобрать из этого списка продукты элитных марок — Altec Lansing, Creative, Labtec, Teac, JBL, которые уже одним своим именем символизируют качество и престиж. Такое ограничение ни в коем случае не умаляет достоинств других брэндов, нередко составляющих конкуренцию "избранным" производителям не только по цене, но и по качеству продукции.

Просто нельзя объять необъятное, и тем более в рамках одной статьи. Да и глобальное снижение цен на компьютерном рынке отразилось и на продукции компаний, продвигающих акустику экстра-класса.

Итак, давайте посмотрим, насколько "самая фирменная" компьютерная акустика оправдывает свое имя. Для начала мы расскажем о том, какие требования мы выдвигали к продуктам в процессе их "аттестации", и заодно дадим некоторые рекомендации: на что следует обращать внимание при выборе и покупке мультимедийных колонок.

Качество звука — это, конечно же, первое, что нас интересует, и в "ДПК-рейтинге" этот критерий имеет наибольший удельный вес. Для тестирования музыкальных способностей колонок мы использовали различный материал — как живую инструментальную музыку, так и тяжелую электронную. Кроме того, мы применяли специальный набор тестовых звуков и записей с диска "Sound Check 2" (Abbey Road Studios), а для многоканальных систем — DVD-фильм "Пятый элемент" с звуковым сопровождением в формате Dolby Digital.

Конечно, подробные лабораторные исследования в магазине неуместны, но экспресс-диагностику можно провести без проблем. К примеру, если в акустической системе есть сабвуфер, попробуйте повернуть его регулятор на максимум и затем включите колонки погромче на какой-нибудь "попсовой" композиции с энергичным басом. Не нужно обладать музыкальным слухом, чтобы услышать, как на определенной громкости сабвуфер станет похрипывать и дребезжать или же средние частоты начнут резать слух. Теперь останется решить для себя, достаточно ли той мощности, на которой звук еще можно назвать приятным, для ваших потребностей или нет.

Оправданность цены комплекта акустики — это второй по значимости критерий выбора. Не все то золото, что дорого стоит, но, с другой стороны, качество порой недоступно за меньшую сумму. Поэтому одни колонки за $50 могут оказаться пустой тратой денег и в то же время другие за $150 — наоборот, удачным приобретением. Сказать, насколько оправдана цена на конкретный продукт, невозможно, если не рассматривать альтернатив. Поэтому прежде чем идти в магазин за колонками, стоит узнать о как можно большем количестве моделей, которые доступны за те деньги, что вы готовы потратить.

Оснащенность акустической системы — немаловажный фактор, особое значение здесь имеют регуляторы высоких и низких частот, ведь они позволяют выжать из колонок все, на что они способны (например, уменьшить резкость высоких частот или убрать "хриплость" басов на большой громкости).

Элемент, который просто необходим в домашних условиях, — это выход на наушники. Он обеспечивает дополнительный комфорт в условиях ночного бдения за ПК, ведь каждый раз лезть под стол, чтобы подключить к звуковой плате наушники вместо колонок, — упражнение не из приятных.

Другие ценные функции — это выход на сабвуфер, цифровой вход, поддержка Dolby Digital и Dolby Pro Logic, различные режимы обработки звука, пульт дистанционного управления, стойки и подставки для сателлитов в конце концов.

Дизайн — это, конечно же, дело вкуса, но дизайн — это еще и габариты, ведь компьютерные столы имеют, как правило, немного свободного пространства. Кроме того, важно и то, насколько качественно и практично сделаны корпуса колонок — их прочность, маркость, устойчивость, наличие резиновых "ножек".

Основные технические характеристики представленных моделей вы можете найти в таблице в конце статьи. Следует отметить, что все оценки, которые получили акустические системы, — относительны и действительны лишь в пределах конкретной категории. То есть если колонки конфигурации 4.1 играют на "тройку", это всего лишь означает, что они серьезно уступают другой четырехканальной системе, удостоенной "пятерки".

Чтобы не утомлять читателя, мы не будем рассказывать подробно о каждой из тридцати трех моделей, а поговорим о специфике различных конфигураций — 2.0, 2.1, 4.1 и 5.1 — и о том, какие именно акустические системы заслуживают наибольшего внимания.

Altec Lansing AVS200
Creative SBS35
JBL Media 100
JBL Media 200
Labtec Spin-50
Labtec Spin-60
Labtec Spin-70
Teac PowerMax 140/2
Teac PowerMax 260/2
Teac PowerMax 300/ic

Технические характеристики и оценки акустических систем (Модели сгруппированы по категориям и размещены в порядке возрастания цены)

2.0

Главный козырь комплекта из двух колонок без сабвуфера — удобство эксплуатации и привлекательная цена. Но здесь приходится выбирать: либо компактный корпус и полное отсутсвие низких частот, либо полноценный звук и солидные размеры. Ведь маленькие динамики физически не способны выдать ощутимые басы, а для больших необходим соответствующий объем резонатора. Многие двухколоночные системы звучат лучше всего лишь на средней громкости, так что основная область их применения — это фоновая музыка. Такое утверждение полностью справедливо для самых малогабаритных участников нашего обзора — Altec Lansing AVS200, Creative SBS35 и Labtec Spin-50. Все они стоят до $20 и выдают звук, скажем так, удовлетворительного качества. Хотя они и не могут воспроизвести низкие частоты, все остальное у них получается довольно неплохо. Определиться в их выборе помогают оценки за оснащение, дизайн и оправданность цены, согласно которым наиболее привлекательным продуктом является Labtec Spin-50. Эти колонки имеют забавную форму и оборудованы выходом на наушники при очень низкой цене. Altec AVS200 получил невысокую оценку за дизайн в связи с плохой устойчивостью и отсутствием резиновых "ножек".

Из более дорогих колонок наилучшее звучание было у Teac PowerMax 260/2 и Labtec Spin-70. Обе эти модели имеют достаточно большие габариты корпусов и диаметры среднечастотных динамиков, что позволяет им выдавать и басы. По качеству высоких частот у Teac небольшое преимущество, что можно объяснить наличием дополнительных высокочастотных динамиков (их еще называют твитерами) и раздельными регуляторами тембра. Однако по оснащению Labtec все же выигрывает, так как Spin-70 имеет, помимо регулятора тембра, выход на наушники и микрофонный вход плюс режим трехмерного звучания, который в некоторых случаях оказывается весьма полезным.

Особняком стоит модель Teac PowerMax 300/ic. За один внешний вид ей можно простить любые прегрешения, главное из которых — высокая цена. И уж совсем выделяются из толпы продукты компании JBL. Колонки Media 200 продемонстрировали просто образцовое звучание: высокие легки, детальны, прозрачны (спасибо качественному дюймовому твитеру), а низкие прорабатываются настолько хорошо, что можно даже обойтись без сабвуфера. Конечно, настоящих басовых глубин система не достигает, и ей здесь может прийти на помощь деревянный сабвуфер JBL Media Sub ($120) или пластиковый JBL Media Sub2000 ($100).

Ненамного отстает и JBL Media 100: тот же "фирменный" звук, но чуть слабее. 100-й модели уж точно не хватает сабвуфера, для которого в ней, как и в Media 200, предусмотрен соответствующий выход. Исполнение этих продуктов — на высшем уровне, чего стоят хотя бы металлические защитные решетки, да и сам внешний вид. Правда, цены на них таковы, что… стоит перевернуть страницу-другую и посмотреть, что еще хорошего можно купить за эти деньги.

2.1

Altec Lansing ACS33
Altec Lansing ACS48
Altec Lansing ATP3
Altec Lansing AVS300
Creative CSW310
Creative SoundWorks Digital
JBL Media 2000 + Media Sub2000
Labtec Edge-418
Labtec Pulse-415
Labtec Pulse-424
Teac PowerMax 500/B

Такая конфигурация позволяет сэкономить место на столе не в ущерб качеству звука: средне и высокочастотные динамики не требуют больших корпусов, а громоздкий сабвуфер можно спрятать под стол или поставить где-нибудь рядом. Эта акустика способна выдать не только более качественный, но и более громкий звук, что делает ее универсальной.

Из систем до $60 наилучшее звучание выявлено у Altec Lansing ACS33, но запас мощности у нее невелик. Хороший звук при адекватном басе выдает и Altec Lancing AVS300, но для любителей звука "потяжелее", скорее, подойдут Labtec Pulse-424. Сабвуфер здесь имеет закрытую конструкцию, что устраняет возможность резонансного дребезжания и хрипения "трубы" фазоинвертора. Pulse-424 обладает гораздо большим басовым потенциалом, чем это нужно для маленьких сателлитов, а вот Labtec Pulse-415 сбалансирована лучше. Звучит она, скажем так, более аккуратно, хотя и не так мощно, в связи с чем мы поставили ей такую же оценку, как и Pulse-424.

Акустическая система Creative CSW310 способна выдавать громкий и качественный звук, однако пластиковый корпус сабвуфера отзывается дребезгом на любые "перегрузки" в области низких частот. Похожая ситуация наблюдается и с Teac PowerMax 500/B. Это как раз тот случай, когда лучше меньше да лучше: пусть колонки будут менее мощными, но нам не придется слышать дребезг, установив "неправильную" громкость сабвуфера.

Из систем до $85 больше всех отличились Altec Lansing ATP3 и Labtec Edge-418. Обе эти модели имеют эксклюзивный дизайн: "стреловидные" сателлиты ATP3 содержат целых три динамика (два высокочастотных и один среднечастотник, направленный вниз), а у Edge-418 сателлиты вообще плоские, и их можно повесить, как картину, на стену. Отдать предпочтение какой-либо из этих систем трудно: ATP3 имеет лишь более высокую оценку за оснащение, так как у нее предусмотрены регуляторы высоких и низких частот.

И теперь — самые дорогие системы, получившие наивысшие оценки за качество звука, причем совершенно заслуженно. Комплект Altec Lansing ACS48 оснащен огромным сабвуфером, который звучит просто великолепно — чисто и сколь угодно глубоко. Высокие также прекрасны — благодаря твитерам в сателлитах. Нарекания могут вызвать лишь дизайн и оснащение. Белый цвет— это красиво, но не очень практично, особенно для сабвуфера, который частенько получает пинки под столом. Кроме того, нет регуляторов тембра, но это не так страшно в данном случае: колонки прекрасно звучат и без тональной коррекции.

Комплект от JBL состоит из колонок Media 2000 ($100) и сабвуфера Media Sub2000 ($100). Дизайн сателлитов — весьма оригинальный, с изменяемым углом наклона. Они оснащены эллиптическими динамиками и звучат просто великолепно в своем частотном диапазоне. Сабвуфер довольно компактный, к тому же его корпус — пластиковый, что при такой цене вызывает настороженность. Однако на практике оказалось, что звучит он очень глубоко и чисто. Если призвуки и возникают, то только от "биения" воздуха в порту фазоинвертора, но никакого "пластикового" дребезга! Приходится только сожалеть, что цена (как всегда у JBL) — заоблачная.

4.1

Четырехканальные акустические системы ориентированы главным образом на игроков, но новые версии программных проигрывателей DVD (например, CyberLink PowerDVD 3.0) позволяют использовать такие колонки для просмотра видеофильмов с окружающим звуком. Поэтому конфигурацию 4.1 можно назвать оптимальным выбором для компьютеров среднего ценового уровня, оснащенных приводом DVD-ROM и звуковой платой с выходом на 4 канала. Перспектива применения этих колонок для озвучивания фильмов предполагает наличие достаточно большого запаса мощности. Поэтому при оценке качества звучания мы уделяли особое внимание способности выдавать громкий звук с чистыми и сильными басами.

Altec Lansing ACS54
Altec Lansing ACS56
Altec Lansing ATP5
Altec Lansing AVS500
Creative FPS1000
Creative FPS1500
Labtec Arena-515

Начнем с самого дешевого комплекта — Creative FPS1000. Если поставить его в один ряд с остальными моделями, стоимость которых порой переваливает за $100, тогда качество звука можно оценить не выше чем на "тройку". Главная проблема здесь — очень маленький и слабый сабвуфер, корпус которого "болезненно" реагирует на высокие уровни громкости. Но если Creative FPS1000 не "напрягать" — тогда все хорошо и в музыке, и в фильмах, и в играх. Также в комплекте идут стойки для тыловых спикеров — мелочь, а очень приятно, за что FPS1000 получили высокую оценку за оснащенность.

Гораздо привлекательнее в смысле качества звука другой комплект — Altec Lansing AVS500, который стоит чуть дороже. Здесь сабвуфер уже деревянный и имеет более удачную конструкцию, к тому же сателлиты звучат не менее громко и в чем-то даже более приятно. Все это делает Altec Lansing AVS500 выигрышным вариантом, причем не только в сравнении c Creative FPS1000. К примеру, более дорогой Altec Lansing ACS54 просто разочаровал, и виной тому откровенно слабый сабвуфер. Хотя у него и "деревянный" корпус, выдать ощутимый бас ему не удается. Два других 70-долларовых комплекта — от Labtec и Creative — звучат "потяжелее", но и у них есть свои нюансы. У Creative FPS1500 — опять же, "звонкий" пластиковый сабвуфер. Корпус сделан получше, чем у FPS1000, но и он с трудом сдерживает "порывы" низкочастотного динамика, способного выдать сильный бас. Кроме того, практически всем сателлитам Creative свойственна некоторая жесткость средних и высоких частот, и это другая причина, по которой включать на всю громкость FPS1500 не захочется.

У Labtec Arena-515 все отлично с сабвуфером: никакого дребезга, ударные звучат мощно и четко, в целом он отлично помогает маленьким сателлитам выдать полноценный и мощный звук. Оценку за качество пришлось снизить лишь в связи с тем, что корпуса сателлитов иногда "позванивают" на высоких уровнях громкости.

И наконец, самые дорогие игровые комплекты от Altec Lansing, которые вполне оправдывают свою стоимость.

Altec Lansing ATP5 — просто шикарная вещь, другого слова не подобрать. Кажется, он всем своим видом вдохновляет на подвиги: угольно-черный цвет, зеленые индикаторы, агрессивные формы. Сателлиты — такие же, как у Altec Lansing ATP3, но в полтора раза мощнее, так что высоких частот — сколько угодно, что очень важно для пространственных эффектов и точной локализации источников звука (серьезные игроки оценят). Сабвуфер — мощнее в два раза, чем у ATP3, звук практически безупречный (разве что на запредельных уровнях громкости пластиковые детали оформления начинают отзываться). Возможно и цифровое подключение, но раздельные цифровые входы для фронта и тыла вызывают некоторое недоумение — таких звуковых плат мы еще не встречали. Управлять комплектом очень удобно: регуляторы легко доступны, все они — цифровые. Порадовал режим StereoX2, который позволяет выводить на четыре колонки стереосигнал, подключенный к фронтальному входу.

Altec Lansing ACS56 имеет сателлиты традиционной конструкции, однако средние частоты здесь в чем-то даже лучше, чем у ATP5. А вот высокие — не в таком изобилии, как у ATP5 (еще бы, там два твитера, а здесь — один средневысокочастотный динамик). Корпус сабвуфера Altec Lansing ACS56 отличный, да и сам низкочастотный динамик трудно перегрузить. Регулятор уровня сабвуфера лучше не крутить в сторону увеличения, иначе низкие частоты заглушат все, и звук сателлитов в них просто утонет. Конечно, этот комплект впечатляет в плане дизайна и звука не так сильно, как ATP5, но ведь и стоит он на четверть дешевле.

JBL Media 3000

Мультимедийная акустическая система за $500 — это должно быть что-то потрясающее, не правда ли? Колонки JBL Media 3000 произвели именно такое впечатление, причем не только звуком, но и внешним видом. Сабвуфер имеет такие габариты, что его можно спутать с небольшим холодильником. Сходство усиливают масса "агрегата" и черный радиатор, который занимает практически всю заднюю панель. Не менее впечатляют и сателлиты, каждый из которых имеет твитер в дополнение к среднечастотнику. Мощность одного такого "малыша" — 35 Вт, причем абсолютно честных.

Как все это звучит? Превосходно! Все нюансы высоких и низкочастотные эффекты любой насыщенности подаются системой легко, как бы играючи. В результате даже на больших уровнях громкости звук не становится менее приятным, жестким. Эта удивительная мягкость, скорее всего, связана с тем, что комплект рассчитан на озвучивание целых комнат, а в случае с компьютерным кинотеатром все динамики оказываются в непосредственной близости к слушателю. Поэтому системе никогда не приходится "напрягаться", и звук остается абсолютно чистым на любых уровнях громкости.

Оснащение Media 3000 просто великолепно. Очень удобен и интуитивно понятен пульт ДУ, по форме чем-то напоминающий кредитную карточку. Инфракрасный датчик подключается через длинный шнур, и его можно разместить где угодно. Остается только сожалеть, что в комплекте не идут фирменные стойки для сателлитов (в них предусмотрены специальные пазы).

Кстати, мы поставили высокую оценку за оправданность цены только потому, что комплект активной акустики высокого класса со встроенным декодером Dolby Digital от такой фирмы, как JBL, действительно меньше не стоит.

5.1

Altec Lansing ADA890
Creative DTT2200
Creative DTT3500 Digital
Teac PowerMax 2000

Это самые универсальные акустические системы, которые подойдут как для просмотра фильмов с многоканальным звуком в форматах Dolby Digital и Dolby Pro Logic, так и для любых других задач. Кстати, в играх все чаще встречается поддержка шестиканального звука, и в скором времени это станет стандартом.

Требования к мощности и качеству колонок в данном случае самые высокие, так как акустика должна выдерживать любые звуковые нагрузки и в то же время быть способной "прорисовывать" самые тихие и тонкие звуковые сцены.

Вообще, кинотеатр на ПК — великолепная возможность получить высочайшее качество звука и изображения за малую цену. Приводы DVD-ROM стоят около $60, в то время как бытовые проигрыватели — от $150 и выше. Изображение, которое мы получаем на мониторе за $300—500, встречается лишь на телевизорах дороже $1000 (чего стоит хотя бы отсутствие зернистости и мерцания). Недостаток такого решения в том, что на базе ПК можно построить лишь персональный кинотеатр, но никак не домашний, ведь комфортно сидеть вблизи 17- или 19-дюймового монитора могут максимум два человека. Итак, главное, чего не хватает для построения суперкинотеатра для двоих, — это хорошего комплекта из пяти сателлитов и сабвуфера.

Из представленных в обзоре продуктов наилучшие результаты по качеству звука и оснащенности (при разумной цене) показали Creative DTT3500 и Altec Lansing ADA890. У каждого из этих комплектов есть и сильные, и слабые стороны. Первое, что бросается в глаза, — это отсутствие центрального громкоговорителя у ADA890. У DTT3500 этот динамик, наоборот, усилен — он крупнее и в три раза мощнее, чем другие сателлиты. Акустике ADA890 приходится работать в специальном режиме с так называемым фантомным центром, что, вообще говоря, не приветствуется. Однако в нашем случае динамики фронтальной пары располагаются недалеко друг от друга (рядом с монитором), поэтому на практике никаких проблем со слышимостью диалогов (а это главное предназначение центрального канала) не возникает. Такая конфигурация в некотором смысле даже более удобна — нет сложностей с размещением центрального громкоговорителя. Более того, из четырех динамиков ADA890 можно вообще соорудить две колонны (на корпусе сателлитов предусмотрены сответствующие пазы), и тогда получится великолепный стереокомплекс. В конце концов, четырехколоночное решение не помешало ADA890 получить сертификат THX — знак того, что акустика соответствует самым высоким требованиям, выдвигаемым компанией Lucasfilm к мультимедийным системам.

И все же наличие мощнейшего центрального спикера дает DTT3500 серьезное преимущество. Но в чем акустика от Creative уступает — так это в оснащенности сателлитов, ведь они здесь однополосные, а фронтальная пара ADA890 имеет дополнительные высокочастотные динамики, что обеспечивает комплекту от Altec Lansing более легкое и детальное звучание. В то же время нельзя не отметить, что сателлитам DTT3500 не присуща та резкость средних и высоких частот, которой "страдают" другие системы Creative на максимальной громкости.

Сабвуферы обоих комплектов великолепны, их корпуса выдерживают низкочастотные всплески любой амплитуды без колебаний. У DTT3500 предусмотрен линейный выход для подключения другого сабвуфера, но в этом вряд ли возникнет необходимость.

В плане оснащения у Creative, казалось бы, есть все, даже стойки для тыловых спикеров и специальные подставки для центрального громкоговорителя, которые позволяют его легко установить на монитор. Но нет регулировки высоких и низких частот (лишь уровень сабвуфера). У ADA890 есть не только раздельные регуляторы тембра, но и выход на наушники, так что здесь он получил оценку повыше. Однако более оправданная цена Creative DTT3500 все же разрешила спор в ее пользу.

Ну а "приз зрительских симпатий" достался Creative DTT2200. При среднем качестве звука (сабвуфер подкачал — его корпус с трудом сдерживает напор мощных басов, которые выдает низкочастотный динамик) и наличии лишь трех регуляторов на выносном шнуре (уровень громкости, совмещенный с выключателем, уровень сабвуфера, баланс фронт/тыл) этот комплект имеет одно неоспоримое преимущество, которое может перевесить все недостатки, — сверхнизкую цену. Учитывая, что звуковые платы с выходом 5.1 вполне доступны сегодня, можно получить дешевую и многофункциональную аудиосистему, пригодную как для игр, так и для просмотра видео с шестиканальным звуком.

Продукты предоставлены:
Altec Lansing "Фолгат ФТК" (044) 227-5143
Creative K-Trade (044) 252-9222
"Евро Плюс" (044) 249-7231
JBL "Вектра-Сервис" (044) 245-4068
Labtec DataLux (044) 249-6666
Teac "Фолгат ФТК" (044) 227-5143
"Версия" (044) 510-8312

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: